Пока без премиум-класса: как работает каршеринг в Алматы

Каршеринг как бизнес развивается очень бурно, но на первый взгляд.

Пока без премиум-класса: как работает каршеринг в Алматы Фото: kolesa.kz

Сейчас в Алматы можно воспользоваться услугами всего двух компаний: Anytime и Doscar. Тем не менее, операторы каршеринговых сервисов считают, что популярность алматинского каршеринга стремительно растет.

Громкие цифры каршеринговых компаний

У двух алматинских компаний разные модели аренды. Клиенты Anytime могут забрать и оставить машину практически в любой точке города, кроме парковок за шлагбаумом (но это пока, в компании говорят, что заняты решением и этого вопроса), а в Doscar забрать автомобиль можно только с определенной стоянки и вернуть ее нужно туда же.

При старте Anytime, в октябре 2018 года, каждый день услугой каршеринга стали пользоваться около 500 алматинцев, спустя 10 месяцев эта цифра увеличилась в три раза. В компании Doscar, говоря о стремительном росте популярности каршеринга, приводят другие цифры: с февраля 2016 года автопарк компании увеличился почти в два раза (с 11 автомобилей до 20), а количество зарегистрированных пользователей одноименного приложения достигло шести тысяч.

"Мы стартовали в Алматы с количеством авто в 100 единиц, но уже через пару месяцев увеличили количество до 200. Сегодня в Алматы 340 автомобилей Anytime, но до конца года в городе будет 500 наших машин, тем самым мы сможем удовлетворить спрос всех желающих на каршеринг, – рассказал корреспонденту inbusiness.kz генеральный директор Anytime в Казахстане Алмаз Ахпаров и привел в пример опыт соседней страны: – В настоящее время рынок России является хорошим примером. В 2012 году на рынке России было представлено 150 авто, на сегодняшний день – более 25 000 авто. Делайте соответственно выводы".

По данным Anytime, средняя продолжительность аренды авто по Алматы составляет порядка 30 минут, а средний чек – около 1200 тенге.

"Каршеринг чаще всего используют для коротких поездок, поэтому средний чек составляет 1200 тенге. Достаточно 30 минут поездки, чтобы добраться быстро и комфортно от точки А до точки Б, – говорит Ахпаров. – Самые пиковые часы – это, конечно же, утренние и вечерние, когда пользователь едет в офис и возвращается обратно домой. Это если говорить о буднях. Выходные кардинально отличаются. Чаще берут суточную аренду, так как этот тариф самый выгодный для поездок на природу, в горы, на дачу и т. д. В праздничные дни спрос на каршеринг возрастает, ведь в такие дни пользователи не сидят дома, едут в гости, за покупками, в кино и многое другое".

Популярность сервисов аренды привлекает на рынок каршеринга и достаточно обеспеченных клиентов, в планах у Anytime предлагать автомобили премиального сегмента, соответственно, и предоставлять услуги более высокого класса.

В Doscar говорят, что их авто обычно арендуют на более длительное время – свыше трех часов. Увеличивать свой автопарк в компании пока не планируют, но на днях собираются представить горожанам новую услугу – кратковременную аренду скутеров с поминутной тарификацией.

Про аварии читайте в соцсетях

О том, выросло ли число аварий пропорционально количеству железных коней, в каршеринговых компаниях предпочитают не говорить, а в Anytime любят повторять, что "каждое ДТП с машиной Anytime обязательно попадает в соцсети". В общем-то, это свидетельствует о популярности как среди тех, кто пользуется, так и среди тех, кто за всем этим наблюдает.

Впрочем, в компании добавляют, что с каждым новым днем культура пользования арендованным автомобилем у алматинцев все-таки растет.

"В нашем бизнесе есть единственная проблема – это менталитет. Народ, к сожалению, не всегда относится к автомобилю аккуратно. Сейчас глобально наступает время арендаторов. И наши клиенты являются в какой-то мере early adaptors (ранние пользователи). Мы это понимаем и работаем над этим, сделаем все, чтобы пользователи в итоге понимали, что каршеринг – это альтернатива, это свобода", – говорит Ахпаров.

Отбор клиентов

Как говорят в компаниях, основные пользователи каршеринга – это молодые люди до 40 лет. Чтобы арендовать машину, нужно скачать мобильное приложение и пройти регистрацию. Это не сложная процедура, но есть некоторые ограничения. Пользователь должен быть старше 21 года, а стаж его вождения должен быть не менее одного года (Doscar) или двух лет (Anytime).

В компаниях рассказали, что отслеживают поведение водителя за рулем, чтобы автомобили не эксплуатировались слишком рискованно и агрессивно. Если клиент Anytime превысит допустимую скорость, ему позвонят и напомнят о правилах.

Парковка на газоне ценой в полмиллиона

Автомобили в краткосрочную аренду в основном привлекают тех, кто не хочет заниматься вопросами обслуживания машины и поиском парковок. В соцсетях и форумах алматинцы так пишут:

"Каршеринговым транспортом удобно пользоваться, чтобы доехать до офиса в центре города, где в округе платные парковки".

"На своей машине неудобно ездить днем по городу. Ее негде оставить (нехватка парковок сразу бросается в глаза). Регулярно теперь езжу на Anytime, – делится алматинка своим опытом поездки на арендованном авто. – Кстати, один раз меня остановили на дороге, и проблем не возникло. Показала свои права и документы на машину. Не пришлось ничего объяснять, процедура заняла буквально три минуты. Поэтому продолжаю спокойно пользоваться сервисом. Получается, что у тебя появляется своя машина, но при этом не надо тратить деньги на бензин и так далее".

"Мыть машину не нужно, за бензин платит компания, а еще и за платную парковку на обочинах деньги отдавать не нужно", – пишут водители.

Как отмечают клиенты каршеринговых компаний, из минусов – это правила и штрафы, установленные самими компаниями. Оштрафовать могут как за мусор, оставленный в салоне (10 тысяч тенге), так и за мелкую царапину, если водитель не осмотрел машину, перед тем как арендовать, и не снял все на видео. Нарушать ДПП на арендованном авто не рекомендуется. К примеру, парковка на газоне может обойтись в полмиллиона тенге…

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться