/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 972,17
KASE 2 341,93 РТС 1 543,25
FTSE 100 7 433,25 Пшеница 544,40
Пока без премиум-класса: как работает каршеринг в Алматы

Пока без премиум-класса: как работает каршеринг в Алматы

Каршеринг как бизнес развивается очень бурно, но на первый взгляд.

27 Август 2019 14:05 3540

Пока без премиум-класса: как работает каршеринг в Алматы

Автор: Катерина Клеменкова Фото: kolesa.kz

Новости

Все новости

Сейчас в Алматы можно воспользоваться услугами всего двух компаний: Anytime и Doscar. Тем не менее, операторы каршеринговых сервисов считают, что популярность алматинского каршеринга стремительно растет.

Громкие цифры каршеринговых компаний

У двух алматинских компаний разные модели аренды. Клиенты Anytime могут забрать и оставить машину практически в любой точке города, кроме парковок за шлагбаумом (но это пока, в компании говорят, что заняты решением и этого вопроса), а в Doscar забрать автомобиль можно только с определенной стоянки и вернуть ее нужно туда же.

При старте Anytime, в октябре 2018 года, каждый день услугой каршеринга стали пользоваться около 500 алматинцев, спустя 10 месяцев эта цифра увеличилась в три раза. В компании Doscar, говоря о стремительном росте популярности каршеринга, приводят другие цифры: с февраля 2016 года автопарк компании увеличился почти в два раза (с 11 автомобилей до 20), а количество зарегистрированных пользователей одноименного приложения достигло шести тысяч.

«Мы стартовали в Алматы с количеством авто в 100 единиц, но уже через пару месяцев увеличили количество до 200. Сегодня в Алматы 340 автомобилей Anytime, но до конца года в городе будет 500 наших машин, тем самым мы сможем удовлетворить спрос всех желающих на каршеринг, – рассказал корреспонденту inbusiness.kz генеральный директор Anytime в Казахстане Алмаз Ахпаров и привел в пример опыт соседней страны: – В настоящее время рынок России является хорошим примером. В 2012 году на рынке России было представлено 150 авто, на сегодняшний день – более 25 000 авто. Делайте соответственно выводы».

По данным Anytime, средняя продолжительность аренды авто по Алматы составляет порядка 30 минут, а средний чек – около 1200 тенге.

«Каршеринг чаще всего используют для коротких поездок, поэтому средний чек составляет 1200 тенге. Достаточно 30 минут поездки, чтобы добраться быстро и комфортно от точки А до точки Б, – говорит Ахпаров. – Самые пиковые часы – это, конечно же, утренние и вечерние, когда пользователь едет в офис и возвращается обратно домой. Это если говорить о буднях. Выходные кардинально отличаются. Чаще берут суточную аренду, так как этот тариф самый выгодный для поездок на природу, в горы, на дачу и т. д. В праздничные дни спрос на каршеринг возрастает, ведь в такие дни пользователи не сидят дома, едут в гости, за покупками, в кино и многое другое».

Популярность сервисов аренды привлекает на рынок каршеринга и достаточно обеспеченных клиентов, в планах у Anytime предлагать автомобили премиального сегмента, соответственно, и предоставлять услуги более высокого класса.

В Doscar говорят, что их авто обычно арендуют на более длительное время – свыше трех часов. Увеличивать свой автопарк в компании пока не планируют, но на днях собираются представить горожанам новую услугу – кратковременную аренду скутеров с поминутной тарификацией.

Про аварии читайте в соцсетях

О том, выросло ли число аварий пропорционально количеству железных коней, в каршеринговых компаниях предпочитают не говорить, а в Anytime любят повторять, что «каждое ДТП с машиной Anytime обязательно попадает в соцсети». В общем-то, это свидетельствует о популярности как среди тех, кто пользуется, так и среди тех, кто за всем этим наблюдает.

Впрочем, в компании добавляют, что с каждым новым днем культура пользования арендованным автомобилем у алматинцев все-таки растет.

«В нашем бизнесе есть единственная проблема – это менталитет. Народ, к сожалению, не всегда относится к автомобилю аккуратно. Сейчас глобально наступает время арендаторов. И наши клиенты являются в какой-то мере early adaptors (ранние пользователи). Мы это понимаем и работаем над этим, сделаем все, чтобы пользователи в итоге понимали, что каршеринг – это альтернатива, это свобода», – говорит Ахпаров.

Отбор клиентов

Как говорят в компаниях, основные пользователи каршеринга – это молодые люди до 40 лет. Чтобы арендовать машину, нужно скачать мобильное приложение и пройти регистрацию. Это не сложная процедура, но есть некоторые ограничения. Пользователь должен быть старше 21 года, а стаж его вождения должен быть не менее одного года (Doscar) или двух лет (Anytime).

В компаниях рассказали, что отслеживают поведение водителя за рулем, чтобы автомобили не эксплуатировались слишком рискованно и агрессивно. Если клиент Anytime превысит допустимую скорость, ему позвонят и напомнят о правилах.

Парковка на газоне ценой в полмиллиона

Автомобили в краткосрочную аренду в основном привлекают тех, кто не хочет заниматься вопросами обслуживания машины и поиском парковок. В соцсетях и форумах алматинцы так пишут:

«Каршеринговым транспортом удобно пользоваться, чтобы доехать до офиса в центре города, где в округе платные парковки».

«На своей машине неудобно ездить днем по городу. Ее негде оставить (нехватка парковок сразу бросается в глаза). Регулярно теперь езжу на Anytime, – делится алматинка своим опытом поездки на арендованном авто. – Кстати, один раз меня остановили на дороге, и проблем не возникло. Показала свои права и документы на машину. Не пришлось ничего объяснять, процедура заняла буквально три минуты. Поэтому продолжаю спокойно пользоваться сервисом. Получается, что у тебя появляется своя машина, но при этом не надо тратить деньги на бензин и так далее».

«Мыть машину не нужно, за бензин платит компания, а еще и за платную парковку на обочинах деньги отдавать не нужно», – пишут водители.

Как отмечают клиенты каршеринговых компаний, из минусов – это правила и штрафы, установленные самими компаниями. Оштрафовать могут как за мусор, оставленный в салоне (10 тысяч тенге), так и за мелкую царапину, если водитель не осмотрел машину, перед тем как арендовать, и не снял все на видео. Нарушать ДПП на арендованном авто не рекомендуется. К примеру, парковка на газоне может обойтись в полмиллиона тенге…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Первые представляют сегмент подержанных машин, второй нацелен на покупателей, желающих приобрести авто с конвейера.

13 Февраль 2020 11:17 4362

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Спрос на автомобили был всегда, вопрос только в доступности. Есть ошибочное мнение, что конфликт покупателей машин из Армении мешает казахстанскому автопрому.

Первое. Автомобили, ввезенные или произведенные на территории Казахстана, должны соответствовать техническим требованиям – должны быть леворульными (принято с 2007 года), на спидометре должен быть километраж (не мили), есть несколько опций в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018, принят с 2011 года), автомобили должны иметь определенный набор опций (не менее двух подушек безопасности, крепления ISOFIX, дневные ходовые огни, система курсовой устойчивости, принято с 2016 года), экологический класс не ниже Евро-5 (принято с 1.1.2018 года).

Остальные каждый производитель устанавливает сам в зависимости от предпочтений покупателей и возможностей производителей. В Казахстане чем «нашпигованнее» автомобиль, чем больше у него опций, тем интереснее для потребителя. Соответственно, стоимость автомобиля выше, то есть одна и та же модель с разными опциями и разного возраста будет разная по стоимости.

Второе. Когда говорят «свежепригнанная», это не значит, что автомобиль новый. Нельзя сравнивать новый автомобиль и старый, это совершенно разный сегмент, и стоимость, соответственно, у таких автомобилей разная. Автомобили, ввезенные из Республики Армения – это в основном автомобили, бывшие в употреблении. Средний возраст таких автомобилей 5-10 лет. Многие из них не соответствуют техническим требованиям РК и ЕАЭС. Поэтому и цена на такие автомобили была низкая. Также в Армении при вступлении в ЕАЭС до текущего года действовал льготный режим по таможенной очистке, к слову сказать, в Казахстане тоже был такой период, который действовал с 1 июля 2010 года по июль 2011 года.

В этот период граждане Армении могли завозить для себя автомобили по пошлинам ниже, чем на всей территории ЕАЭС, и также эксплуатировать для себя на территории Армении. Когда такой же льготный режим действовал в Казахстане, министерство внутренних дел РК обеспечивало исполнение обязательств перед другими странами – членами Таможенного союза в виде отметки в техпаспорте, что автомобиль ввезен в льготном режиме.

Армении на период присоединения такой отметки было не нужно, потому что в законодательстве стран ЕАЭС четко прописаны правила постановки автомобилей на учет и правила обращения. Однако на деле выяснилось, что не все граждане РК добросовестно выполняли условия правил регистрации – либо по незнанию, либо умышленно.

Так, казахстанцы стали приобретать автомобили за пределами Армении и производить таможенную очистку и регистрацию на себя в Армении. Такие автомобили, согласно Договору о присоединении к ЕАЭС, должны были осуществить доплату по всем тарифам и сборам на территории своей страны и постоянную регистрацию в течение 10 дней после въезда.

В случае с Казахстаном идентификация таких автомобилей стала возможной благодаря цифровизации и интеграции баз страховых компаний с базами правительства для граждан. При этом министерство финансов и министерство внутренних дел за период 2018-2019 гг. неоднократно предупреждали граждан о необходимости учета. Так, в 2018 году несколько раз в мажилисе РК поднимался вопрос по внедрению понятия «временная регистрация» для таких автомобилей. Однако законопроект не поддержали ввиду того, что есть четкие понятия постоянной регистрации и не было необходимости во введении дополнительных параметров. 

Третье, парк автомобилей в Казахстане, который насчитывает порядка 3,5 млн легковых автомобилей, очень старый. В стране передвигается более 70% авто 10-летней давности производства. Эксплуатация таких автомобилей влияет на экологию и безопасность на дорогах. Еще в 2007 году поднимался вопрос по запрету ввоза автомобилей старше семи лет, и в 2010 году были введены дифференцированные тарифы для ввоза в РК. Автомобили до двух лет ввозились по тарифам 30% от стоимости, а автомобили старше двух лет и выше – от 45% и выше (даже 150% был тариф на старое авто с большим объемом двигателя). В принципе, аналогичная практика существует во всем мире.

Конечно, никто не захочет самостоятельно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, чтобы другим дышалось легче. Так, в 2016 году в Казахстане был введен механизм утилизационного сбора, который оплачивает автомобили как импортные, так и произведенные в РК. Те автомобили, которые были зарегистрированы в Казахстане до 2016 года, такой сбор не уплачивают. С одной стороны, данный сбор предназначался для создания инфраструктуры и заводов по переработке автотранспортных средств, также как для создания механизмов по стимулированию граждан сдавать свои старые автомобили на утилизацию. Так, например, есть два типа стимулирования – это денежное вознаграждение, а также сертификат на приобретение нового, произведенного в РК автомобиля. За 2018-2019 годы было принято и утилизировано более 80 000 единиц в стране.

На текущий момент важно принимать меры для обновления автопарка, в том числе и стимулирование производителей РК для увеличения объема новых автомобилей. На сегодняшний день казахстанские автомобили можно приобрести от 2,5 млн тенге и выше. Важно также создавать условия для замены совсем старых автомобилей на более новые. Так, сейчас создаются площадки для реализации таких автомобилей, в кооперации с банками второго уровня и микрокредитными организациями предлагается финансирование таких автомобилей.

Оператор РОП продолжает выделение финансирования для граждан РК по выкупу старых автомобилей. Стоимость денежного вознаграждения составляет 45 000 тенге на некомплектный автомобиль, 150 000 тенге – на комплектный (шасси, двигатель, коробка передач, колеса, при этом автомобиль может быть и не на ходу). Стоимость сертификата при покупке нового казахстанского автомобиля составляет 315 000 тенге на легковой автомобиль, 600 000 – тенге на грузовой автомобиль и 700 000 тенге – на автобус.

Саян Абаев

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

Алматинские дворы превратились в парковки. Законно ли заставлять двор личным транспортом и каковы экологические стандарты парковки во дворах – в материале inbusiness.kz.

07 Февраль 2020 08:53 3533

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

По статистике, на почти два миллиона алматинцев зарегистрировано полмиллиона автомобилей (данные округлены). Еще около 250 тысяч авто ежедневно въезжают в город. И все где-то паркуются…

Нормы и штрафы

По несложным расчетам получается, что каждый четвертый житель Алматы – автомобилист (и это хоть немного, но выше среднемирового уровня автомобилизации). Покупая новый автомобиль, горожане, по большому счету, не задумываются о том, где его парковать. Большинство уверены, что двор – удобное место для стоянки личного автомобиля.

А между тем, согласно экологическим стандартам, то есть санитарным нормам, действующим в стране еще с советских времен, стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если машин больше десятка (но меньше 50), то расстояние должно быть увеличено до 15 метров.

По статье 425 КоАП РК, нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (…), не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП.

Кроме санитарных норм, парковка во дворах регламентируется правилами дорожного движения. Согласно пункту 12 ПДД РК, стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем запрещается, если это создает неудобства жителям (актуально не только для зимы, в теплую погоду многие автомобилисты также предпочитают прогревать двигатель по утрам).

Парковку на тротуарах, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках также запрещает 12 пункт ПДД РК, а по статье 597 КоАП РК «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» нарушителей ждет штраф в размере 10 МРП.

Кроме того, правила благоустройства территории города Алматы запрещают разного рода шлагбаумы, препятствующие проезду спецавтотранспорта.

Как это работает?

По большому счету – очень плохо. О существующих законах, регулирующих сферу парковок, автовладельцы как будто не знают или оправдывают себя тем, что город их не обеспечил гаражами, стоянками, парковками… Как результат – во дворах все свободное пространство, включая газоны и тротуары, под завязку набиты автомобилями. К подъезду не то чтобы подъехать, даже подойти сложно. По утрам двор наполнен шумом работающих двигателей и клубами выхлопных газов.

Автовладельцы в большинстве своем не соблюдают экологических стандартов и норм в виде СНиПов и ПДД. Потому что все прекрасно знают: за это им ничего не будет.

Как следует из ответов городского акимата на вопросы алматинцев, касающихся автостоянок во дворе, содержание дворовой территории находится в компетенции КСК и местного участкового инспектора. Судя по тому, как стихийно все дворы заставлены автомобилями, ни КСК, ни участковые не заинтересованы в том, чтобы упорядочить стоянку автомобилей, создав комфортный и безопасный двор.

Более того, старший лейтенант полиции участковый Бекзат Кенжебеков в телефонном разговоре с журналистом inbusiness.kz заявил, что вопрос нарушений правил парковки во дворах находится «в компетенции ГАИ»:

«102 наберите, и они приедут», – сказал инспектор.

Между тем стихийная парковка, нарушающая санитарные нормы и ПДД, нередко приводит к ситуациям, когда сами автовладельцы могут оказаться в проигрышном положении. К примеру, в конце декабря 2019 года сразу три автомобиля марки Toyota повредили сосульки, упавшие с крыши жилого комплекса Orion в Алматы. Сосульки рухнули с крыши 33-этажного здания и повредили автомобили так, что восстановление каждого, по примерным подсчетам сайта kolesa.kz, обойдется не менее чем в 200 тысяч тенге. 

Как пишет издание, в случае падения сосулек на автомобиль необходимо вызвать полицию, зафиксировать все повреждения и выставить счет КСК или управляющей компании. Однако ситуация здесь неоднозначная. Если учесть, что автомобили были припаркованы с нарушениями действующего законодательства, а именно норм, указанных в таблице 11.8 раздела 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть» СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», вполне на законных основаниях по заявлению КСК полиция может на пострадавших автовладельцев еще и наложить административный штраф.

«В Японии, к примеру, действуют очень жесткие правила – прежде чем купить автомобиль японцу, нужно доказать, что у него есть место, где он будет хранить этот автомобиль, проще говоря, есть парковочное место», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

По его словам, если есть закон, регламентирующий правила стоянки, то его нужно соблюдать… либо отменять:

«Если сейчас начать кампанию и штрафовать всех, кто припаркован к домам, школам и больницам ближе 10 метров, то начнется «гора» возмущений. Можно сколько угодно рассуждать, плохо это или хорошо, но, если есть закон, давайте его соблюдать либо отменять и делать какой-то другой», – считает эксперт.

Битва за парковочное пространство

Мест для парковки машин (еще и таких, чтобы соблюдались санитарные нормы) в городе хватает не всем.

Битва за дефицитные парковочные места нередко приводит к серьезным конфликтам с соседями. Стоянка на газонах, клумбах и детских площадках всегда возмущает жильцов. Любители парковаться в таких местах мало того что уродуют эстетический вид двора, так еще и развозят грязь.

Беспорядочно припаркованные во дворах автомобили мешают проезду спецтехники и ее работе: скорой помощи, пожарных, спасателей, водоканала и других.

В апреле прошлого года припаркованный у мусорных контейнеров автомобиль стал причиной мордобоя. Один из пострадавших впал в кому.

И эта проблема не исчезает сама по себе. Более того, она усугубляется, когда городские власти разрешают точечную застройку. Достаточно вспомнить, как пять лет 400 автовладельцев противостояли строительству 17-этажного дома на территории стоянки в микрорайоне Орбита. В итоге дом построили, куда переместились 400 машин, остается только догадываться, и какой-либо компенсации за свои стояночные места автовладельцы не получили.

От парковки во дворах до экологии в городе

Высотная точечная застройка, помимо того что лишает горожан парковочных мест, еще и нивелирует продуваемость: вредные газы накопились до такой степени, что черное облако над Алматы видно из космоса. Уровень загрязнения мегаполиса опасно высокий, но не все осознают, насколько ужасен воздух, которым дышат.

«Если вы живете у большой магистрали, то это может отнять у вас пять лет жизни», – уверен профессор Энди Хадсон-Смит, возглавляющий Центр пространственного анализа в лондонском Университетском колледже. 

«Нельзя сказать, что автопарк Алматы очень большой, меня больше волнует то, чем этот транспорт питается и что выбрасывает в атмосферу. У нас порядка 88% превалирует транспорт, который выбрасывает в атмосферу целый список вредных веществ», – говорит международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович.

Между тем самый высокий показатель смертности от болезней легких в мире – у Казахстана. И это, к сожалению, факт – в мировом рейтинге здоровья, построенном на основе материалов ВОЗ, среди 183 стран Казахстан занимает первое место…  

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: