Пока не художник, но уже успешный бизнесмен

К 25 годам он успел запустить несколько проектов: поставил свое дело в столице, осваивает север и замахнулся на юг.

Пока не художник, но уже успешный бизнесмен

Житель столицы Санжар Каримбеков открыл в Павлодаре первое в стране производство замороженного картофеля фри. Два года назад павлодарские предприниматели пытались это сделать. Не сложилось. В результате столичный предприниматель запустил их же установку, которая в тестовом режиме выпускает сегодня 500 килограммов замороженного картофеля фри в смену. При полной загрузке объем производства составит три тонны, то есть за сутки можно будет выдать на-гора шесть тонн продукции. Стоимость оборудования составила 30 млн тенге, европейский аналог обошелся бы в 800-900 тыс. евро.

Еще два года назад голландская компания Farm Frites озвучила идею строительства в Казахстане завода по производству замороженного картофеля фри с проектной мощность 140 тыс. тонн в год. К этой теме вновь вернулись уже в этом году, снизив объем наполовину. Пока европейцы присматриваются к местному картофелю, ТОО QazAgroFood уже работает.

Легкий способ чистки овощей

Идея запуска производства замороженного картофеля фри витает в воздухе давно. Первая попытка молодого человека открыть его два года назад провалилась, и предприниматель, решив взять паузу, переключился на другой бизнес.

За первой попыткой последовала вторая. И вновь неудача. Впрочем, желания это не отбило. Нынешняя, третья, обещает быть успешной.

"В Нур-Султане есть заведения, которые в день перерабатывают до 500 килограмм картофеля. Вручную. Я сам занимался этим, так что знаю, что это за труд", – поделился Санжар.

В итоге весной этого года в столице было запущено производство очищенных овощей. Идея бизнеса не новая, но выживают не многие.

"Я знаю около семи подобных производств, которые закрылись. Мы использовали другой подход. Для начала приобрели оборудование у тех, кто закрылся. Это обошлось дешевле в четыре раза. Начали в марте с объема продаж 35 тыс. тенге в день, сегодня он составляет 2,5 млн тенге в месяц. К декабрю доведем до 4 млн тенге. Картофель, лук и два вида моркови. В смену предприятие может выдавать до шести тонн очищенных овощей", – говорит Санжар.

Стоит отметить, чтобы дойти до сегодняшнего уровня продаж, пришлось попотеть, чтобы доказать владельцам общепита, что очищенные и упакованные овощи обходятся дешевле, чем содержание работников (это зарплата, потери при чистке и, наконец, возможности ручного труда ограничены).

Сейчас компания работает со всеми крупными потребителями столицы, например с отелем Radisson.

Гарнир № 1 в мире

Прежде чем открыть производство в Павлодаре, изучили рынок. В компании имеется специалист в области маркетинговых исследований. Так вот, по его оценкам, сегодня на казахстанском рынке присутствует только импортный замороженный картофель фри – российский, бельгийский, голландский.

Теперь что касается спроса. Каждое заведение потребляет по минимуму, от 5 до 10 килограмм продукта в день. Некоторые и до 150 килограмм. В Нур-Султане 1863 заведения общепита, ежедневно им необходимо 30-35 тонн картофеля фри.

Не только голландский

Европейцы, планирующие наладить производство фри в Казахстане, склонны к конкретным сортам картофеля. В Павлодаре сегодня используется корнеплод, выращенный по голландской технологии. Но агроном компании уже занимается изучением местного продукта, чтобы подобрать необходимое сырье других сортов по определенным позициям.

Пока замороженный картофель фри будет реализовываться на местном рынке. Уже есть крупный потребитель. Месяца через два продукция пойдет и в столицу, ее там ждут те, кто уже работает с QazAgroFood.

"В столице с нами готовы сотрудничать более 300 заведений, клиентуру нарабатывал два года. Наша цена – 440 тенге за килограмм, импорт – 500 тенге, при дефиците она может доходить до 700 тенге", – говорит предприниматель.

Для получения килограмма картофеля фри необходимо 2,4 килограмма свежего картофеля, специалистам компании удалось снизить этот показатель до полутора килограмм.

Почти радуга

Павлодарское производство картофеля фри напоминает радугу: красное, желтое, зеленое… как оборудование, так и униформа сотрудников. Как оказалось, не случайно.

"Это делается для того, чтобы четко определять границы каждой производственной стадии. Желтая – очистка и резка. Зеленая – бланшировка и жарка. Синяя – заморозка. Красная – упаковка. Сотрудники носят одежду согласно цвету зоны их работы", – говорит предприниматель.

Эту фишку Санжар подсмотрел в производстве, где распределяют инструменты по цветам. Слегка подкорректировал и внедрил у себя.

К слову, помещение под цех арендованное, эксперты считают это экономически целесообразным.

"В нашем обществе есть стереотип, что бизнес надо начинать с приобретения собственного помещения. По опыту западных компаний, 70% из них предпочитают аренду", – говорит предприниматель.

Люблю честный разговор

"Мне часто задают вопрос о бизнесе, откуда я такой молодой да ранний. Да, мне нравится то, что я делаю, но не до фанатизма. В бизнес пошел по прозаической причине – семье необходимы были деньги. В 17 лет я, как, наверное, большинство молодых ребят, решил: открою свое дело, три месяца в "минусах" буду, а потом начну зарабатывать миллионы. В реальности все оказалось иначе. Тем не менее, финансовая потребность привела меня в бизнес, и сегодня мне нравится то, чем занимаюсь. И деньги уже не главное",– говорит Санжар.

В детстве молодой человек мечтал стать художником. По окончании школы поступил туда, куда прошел на грант – в колледж экономики, стандартизации и пищевых производств. Но не закончил. Надо было работать, совмещать не удалось, слишком много занятий пропускал.

Любому начинающему предпринимателю под проект нужны деньги. Сначала Санжар разработал схему привлечения инвестиций, которая состояла из ряда пунктов. А именно: написать в "личку" успешным людям из списка Forbes. Отправить бизнес-план венчурным инвесторам или тем, кого можно найти в Google. Через приложение Kolesa "отследить" дорогие машины и по номерам сотовых телефонов, указанным в объявлениях, отправлять бизнес-план на WhatsApp и т. д. В результате молодой человек отправил 8 тыс. сообщений с нулевым результатом. Что вынес из этого опыта?

"Самый действенный способ найти инвестора – это делиться и рассказывать о своем проекте вживую, только такой подход в моем случае сработал. Не стоит дорожить своей идеей, что ее якобы кто-то украдет, если поделиться. Если ваше дело можно легко позаимствовать, то как тогда компания будет выживать в условиях конкуренции?" – написал предприниматель на свой страничке в Facebook.

Facebook

Свои успехи и неудачи Санжар Каримбеков описывает на странице в Facebook. Не ради самолюбования. Это тоже часть бизнеса. Данная стратегия нацелена на различную аудиторию.

"Людей интересуют как успехи, так и провалы, неудачи. И я охотно пишу о своем опыте. Для меня важно количество просмотров. В первую очередь, это дает узнаваемость моей компании. Вторая цель – необходимые знакомства", – не скрывает предприниматель.

Первоначально у него было 80 друзей в социальной сети, сегодня их более 2,5 тыс. человек. И это не предел. Возможно, кто-то из них станет инвестором проекта по открытию производства по очистке овощей в Алматы.

Шолпан Абдрахманова 

Фото из архива Санжара Каримбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться