/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Карантинные меры привели к тому, что доля крупного бизнеса в розничной торговле заметно выросла.

08:00 24 Июнь 2020 1905

Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Автор:

Алексей Никоноров

Фото: Серикжан Ковланбаев

В пяти регионах майские продажи торговых сетей превысили показатели годичной давности. Но в целом, ни в одном регионе Казахстана объемы розничной торговли пока не вернулись на докарантинный уровень.

По данным Комитета по статистике, в мае 2020 года объем сделок в целом по республике составил 669,7 млрд тенге. Это больше, чем в апреле (495,7 млрд тенге), но значительно меньше, чем обычно:

  • Минимальный майский показатель за последние 4 года. В соответствующем месяце 2019 года объем розничной торговли составил 905,5 млрд тенге – на 35% больше нынешних показателей.
  • Худший месячный показатель (не считая апреля 2020 года) с февраля 2018 года (тогда объем сделок составлял 632,5 млрд тенге).
  • Впервые за как минимум 8 лет розничная торговля в мае оказалась ниже, чем в любой из месяцев I квартала. Обычно минимальные показатели приходятся на январь: торговля постепенно растет в течение всего года, достигая своего пика к декабрю.

Снижение торговли месяц к месяцу отмечается уже третий месяц подряд. В марте объемы сделок составили 95,5% от уровня марта 2019-го, в марте – 55,3%, в апреле – 69,2%. Столько сильных темпов снижения не было ни во времена финансовых кризисов, ни во время перехода к плавающему курсу – коронавирус ударил по торговле гораздо сильнее.

В целом за 5 месяцев 2020 года объем розничной торговли в республике составил 3 трлн 543,8 млрд тенге. И это – не так плохо. За последние 8 лет лишь дважды объем торговли в первые месяцы года был выше:

  • В 2018 году объем сделок составил 3 трлн 546,3 млрд тенге (на 2,5 млрд больше текущих объемов).
  • В 2019 году в рознице было продано товаров на 3 трлн 961,1 млрд тенге (на 417,3 млрд тенге больше).

Таким образом, удачные для торговли январь-февраль помогли смягчить общее падение: объемы торговли в начале года несколько маскируют общее негативное влияние карантинных мер на сектор.

Наибольшее снижение торговли – в мегаполисах

При этом восстановление показателей торговли в регионах проходит разными темпами. Сразу в четырех регионах республики объем сделок упал не более, чем на 10% от уровня мая 2020 года:

  • В Костанайской области индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года составил 95,6%;
  • В Шымкенте – 93,9%;
  • В Мангыстауской области – 92,9%;
  • В Алматинской – 90,9%.

Вот только суммарно на эти регионы, даже с учетом более быстрого восстановления, суммарно приходится чуть более 15% всех сделок по республике: то есть основное влияние на показатели оказывают не они. Лидерами по розничной торговли являются 2 крупнейших города республике.

В мае в Алматы объем сделок составил 173,9 млрд тенге, в Нур-Султане – 78 млрд тенге. Суммарно – 37,6% от общереспубликанского показателя. Но именно тут произошло и наиболее сильное снижение. В столице продажи составили лишь 57,2% от уровня мая 2019-го (в апреле аналогичный показатель составлял 55,9%). В южном мегаполисе – 58,8% (в апреле – 38,8%). Таким образом алматинская розница изначально пострадала сильнее, но и восстанавливается она более быстрыми темпами.

К слову, единственным регионом республики, индекс физического объема розничной торговли в котором продолжает падать, стала Акмолинская область. По итогам апреля показатель составлял 72,5% от уровня апреля 2019-го, в мае – 71,5%. При этом объемы сделок за месяц тут выросли на 18,7%, но год назад темпы были еще выше.

По итогам 5 месяцев ни в одном регионе Казахстана объемы сделок не превысили (или хотя бы сравнялись) с показателями января-мая 2019 года. Ближе всего к этому оказалась Костанайская область: тут реализовано товаров на 122 млрд тенге, что составляет 95,5% от уровня предыдущего года. Наиболее сильные снижения ожидаемо в Алматы и Нур-Султане (77,7% и 75,6% соответственно):

  • В Алматы сокращение розничной торговли за 5 месяцев в абсолютных цифрах составило 209,2 млрд тенге. В 13 из 17 регионах республики за это время вообще не было продано столько товаров.
  • В Нур-Султане торговля упала на 88,3 млрд тенге. Это примерно соответствует объему розничной торговли Северо-Казахстанской области и превышает показатели Мангыстауской и туркестанской областей.

Покупатели ушли с базаров в крупные сети

Карантинные правила повлияли на то, что казахстанцы стали чаще закупаться в крупных супермаркетах, тогда как рынки теряют клиентов.

  • По итогам мая 2020 года доля крупных субъектов бизнеса в розничной торговле составила 23,8% против 18,5% годом ранее.
  • Доля малого бизнеса упала с 73,3% до 64,7%
  • В том числе индивидуальных предпринимателей (включая торгующих на рынках) – с 43,3% до 32,3%.

В 5 регионах республики выручка крупного бизнеса в «постЧП-шном» мае 2020 года оказалась даже выше, чем в спокойном мае 2019-го. Это произошло в Актюбинской (+4,5 млрд тенге), Западно-Казахстанской (+471,5 млн), Жамбылской (+563,9 млн), Мангыстауской (+212,8 млн) и Павлодарской (+295,7 млн) областях. В той же Актюбинской области доля крупного бизнеса в розничной торговле выросла за год с 24,8% до 44,1%, в Павлодарской – с 17,5% до 27,6%, в Алматы – с 24% до 34,2%. Во всех случаях клиенты пришли из малого бизнеса, доля которого заметно упала

Еще один эффект коронавируса и карантинных мер – казахстанцы стали больше тратить на еду. По итогам 5 месяцев объем розничной торговли продовольственными товарами составил 1 трлн 319,2 млрд тенге – это на 34,1 млрд больше, чем годом ранее. Прирост отмечается в 11 из 17 регионах республики, самый сильный – в Восточно-Казахстанской области (+25,2 млрд тенге или 21%).

Соответственно изменилась и доля продовольственных товаров в общей структуре. В январе-мае 2020 года из всех средств, потраченных в магазинах, супермаркетах и на рынках, 37,2% пришлось на покупку еды. Год назад показатель составлял 32,4%. В трех регионах доля продовольственных товаров в общем объеме превышает 45% – годом ранее в Казахстане была лишь одна подобная область (Актюбинская – 48,5%).

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Amazon присоединился к Valentino в борьбе с подделками

Итальянский бренд Valentino и e-commerce гигант Amazon подали совместный иск против нью-йоркской компании Kaitlyn Pan Group.

09 Июль 2020 08:03 979

Amazon присоединился к Valentino в борьбе с подделками

Они обвиняют группу в создании и продаже контрафактной обуви Garavani Rockstud, которая является фирменной моделью luxury-производителя.

Годами Amazon ведет борьбу за свою репутацию перед представителями люксовых брендов. Компании вроде LVMH отказываются продавать свой товар через платформу из-за большого количества подделок на сайте. Корень проблемы заключается в системе продаж через третьих лиц и перекупщиков, которая доминирует на онлайн-площадке. Согласно Statista, доля сторонних продавцов на Amazon во II квартале 2019 года составила 54% от всех продаж на платформе. Усложняет ситуацию и тот факт, что страница с предложением одного продукта может включать несколько производителей, кто-то честный, а кто-то нет. Создается впечатление, что продавцы с переулков размещают свои товары на одной полке с изделиями от известных фабрик. Алгоритм маркетплейса настроен так, что самая дешевая версия продукта выходит на передний план, что способствует продвижению подделок. Для фирмы Безоса вопрос становится все более актуальным ввиду упорных слухов, что Amazon готовит новый сайт для продажи люксовой одежды, чтобы конкурировать с Tmall Luxury от Alibaba и Farfetch.

Иск против Kaitlyn Pan Group станет первым совместным судебным разбирательством с luxury-брендом для Amazon и первым с интернет-магазином для Valentino. Итальянский бренд заявляет, что нью-йоркская группа продает копию их обуви Rockstud примерно за $100. Оригинальный товар стоит от $425 до $1100 в зависимости от материала. В иске утверждается, что Amazon закрыл аккаунт продавца Kaitlyn Pan еще в сентябре 2019 года, но компания продолжает продавать контрафактную обувь через собственный сайт. Тем временем Kaitlyn Pan Group пытается подать заявку на товарный знак США, так как, несмотря на почти идентичность моделей, они не используют логотип Valentino и не заявляют, что товар произведен модным домом из Италии. Amazon не претендует на какие-либо доходы с судебного разбирательства, и все выигранные средства пойдут в копилку люксовой фирмы.

Последнее время компания Valentino ведет активную борьбу с мошенническим производством копий. Итальянский бренд внедрил систему таможенного контроля и обеспечил защиту своих прав интеллектуальной собственности в сотрудничестве с таможенными органами США. За последние три года было изъято более 2000 товаров, удалено более 7000 предложений на нескольких онлайн-площадках, закрыто более 360 веб-сайтов и более 1000 аккаунтов в социальных сетях. Стоит отметить, что Италия является передовой страной в борьбе с подделками. Помимо штрафов и судебных сроков для производителей контрафактной продукции, у них также предусмотрены административные наказания для клиентов и покупателей мошеннических копий.

Amazon также выходит на передовую линию в борьбе с нелегальными копиями. Платформа недавно создала отдел по борьбе с контрафактной продукцией. Команда аналитиков и прокуроров, включая заместителя начальника отдела национальной безопасности и киберпреступности Восточного округа Нью-Йорка, уполномочена расследовать и оказывать помощь в преследовании производителей мошеннических копий. В 2019 году Amazon инвестировал 500 млн долларов в борьбу с контрафакцией и успешно заблокировал более шести миллиардов объявлений с подделками.

Критики настроены скептично к попыткам Amazon побороть производство контрафактных товаров, сравнивая производителей с гидрой. Закрой один аккаунт или сайт, и на его месте появится несколько новых. Согласно данным ICC (International Chamber of Commerce), ежегодно производители поддельной продукции по всему миру забирают более 917 млрд долларов. Контрафакция также отнимает до 2,6 млн рабочих мест, а налоговый сбор с продаж по всему миру недополучает 89 млрд долларов. Помимо экономического ущерба, торговля подделками имеет негативные социально-гуманитарные последствия. Многие производители оперируют вне государственного надзора, поэтому на фабриках мошеннических копий часто практикуется детский труд, мизерный оклад и нечеловеческие условия. Подделки также несут риск здоровью потребителя. Из-за отсутствия контроля со стороны регуляторов производители часто используют опасный или даже ядовитый материал. Так, из-за контрафактного алкоголя в России умерло до 17 000 человек в 2012 году, а в Африке ежегодно поддельные лекарства от малярии приводят к смерти 120 000 детей в возрасте до пяти лет.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кыргызстан опроверг информацию о выходе из ЕАЭС из-за-разногласий с РК

Какие условия примет Кыргызстан.

24 Июнь 2020 10:24 1546

Кыргызстан опроверг информацию о выходе из ЕАЭС из-за-разногласий с РК

Кыргызстан не будет выходить из ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Об этом в эксклюзивном материале телеканала Atameken Business сообщил замминистра экономики соседней страны Эльдар Алишеров. Более того, он уточнил, что Кыргызстан готов принять ряд условий нашей стороны. Эксклюзивное интервью записала Молдир Абдуалиева.

Действительно, градус напряжения между двумя республиками в торговых вопросах пошел на спад. Во-первых, заместитель министра экономики Кыргызстана опроверг информацию о возможном выходе страны из состава ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Эльдар Алишеров сообщил, что заявления были неверно интерпретированы и подобные угрозы с их стороны не звучали. А две недели назад представители их экономического ведомства провели видеопереговоры с отечественным министерством торговли и комитетом госдоходов. В итоге рабочие группы договорились разработать механизмы для урегулирования сложившейся ситуации. Среди них – маркировка товаров, создание дорожной транзитной карты и построение цифрового транспортного коридора. Кроме того, Кыргызстан заявил о готовности внедрения навигационных пломб, то есть систем слежения за передвижением грузовых транспортов для решения проблемы лжетранзита. Не остался без внимания и вопрос неуплаты налогов.

Эльдар Алишеров – заместитель министра экономики Кыргызстана:

«Допустим, погранконтроль совместно работает с вашими налоговиками. Предоставляет информацию, что такая-то машина заехала в Казахстан, сказали, что едет в Россию, но в Российскую Федерацию не выехала. Все. По номерам машины ее поймали и оштрафовали. Вот так со лжетранзитом можно решить вопрос. По поводу того, что у вас налогоплательщики не хотят регистрироваться и платить налоги, – эта проблема и у нас есть. Это в любой стране, особенно на постсоветском пространстве. Мы сказали, давайте попробуем «пилот» «пломб». Хотя мы у себя ловим таких нерадивых налогоплательщиков, которые привозят товар и не регистрируют, чтобы не платить. Только мы это делаем не на границе, а другими инструментами – посредством счетов-фактур, фискальных чеков».

По мнению заместителя министра, ужесточение проверок на границе в отношении предпринимателей стран – участниц ЕАЭС нарушает принцип свободы передвижения товаров. Но, поскольку казахстанская сторона выступила инициатором разработки электронных систем и Кыргызстан ответил согласием, Алишеров уточнил, что теперь их сторона в ожидании ответа.

Эльдар Алишеров:

«Теперь ждем, они (казахстанская сторона)  сказали, с этой компанией поговорят, дадут нам ответ. Мы ждем. Мы готовы принять все условия в рамках перевозки грузов, но это не должно быть так, что только Кыргызстан это делает. Давайте «пилот» проведем в течение месяца-двух, как вам удобно. Вы устанавливаете, и мы смотрим, что происходит. И все видят. Всем странам ЕАЭС покажем эффективность этой работы».

Ранее государства обменялись взаимными упреками. Кыргызстан направил жалобу в ВТО, заявив об ужесточении мер пропуска грузового транспорта и досмотра товаров. Казахстан же ответил, что подобные мероприятия проводятся в отношении всех стран – участниц ЕАЭС. Но недостаточное администрирование с киргизской стороны приводит к потерям бюджета от неуплаты НДС и таможенных пошлин. Например, в 2019-м было зарегистрировано более 2,5 тысячи фактов ввоза товара фиктивным резидентам Казахстана, и при этом НДС киргизские предприниматели не оплатили. Сейчас казахстанские министерства торговли и финансов от комментариев воздерживаются. Полагаю, что наша сторона также рассматривает способы разрешения имеющихся проблем. Мы будем следить за развитием ситуации.

Меруерт Абдуалиева


Подпишитесь на наш канал Telegram!