/img/tv1.svg
RU KZ
Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Карантинные меры привели к тому, что доля крупного бизнеса в розничной торговле заметно выросла.

08:00 24 Июнь 2020 3071

Покупатели перешли с базаров в крупные торговые сети

Автор:

Алексей Никоноров

Фото: Серикжан Ковланбаев

В пяти регионах майские продажи торговых сетей превысили показатели годичной давности. Но в целом, ни в одном регионе Казахстана объемы розничной торговли пока не вернулись на докарантинный уровень.

По данным Комитета по статистике, в мае 2020 года объем сделок в целом по республике составил 669,7 млрд тенге. Это больше, чем в апреле (495,7 млрд тенге), но значительно меньше, чем обычно:

  • Минимальный майский показатель за последние 4 года. В соответствующем месяце 2019 года объем розничной торговли составил 905,5 млрд тенге – на 35% больше нынешних показателей.
  • Худший месячный показатель (не считая апреля 2020 года) с февраля 2018 года (тогда объем сделок составлял 632,5 млрд тенге).
  • Впервые за как минимум 8 лет розничная торговля в мае оказалась ниже, чем в любой из месяцев I квартала. Обычно минимальные показатели приходятся на январь: торговля постепенно растет в течение всего года, достигая своего пика к декабрю.

Снижение торговли месяц к месяцу отмечается уже третий месяц подряд. В марте объемы сделок составили 95,5% от уровня марта 2019-го, в марте – 55,3%, в апреле – 69,2%. Столько сильных темпов снижения не было ни во времена финансовых кризисов, ни во время перехода к плавающему курсу – коронавирус ударил по торговле гораздо сильнее.

В целом за 5 месяцев 2020 года объем розничной торговли в республике составил 3 трлн 543,8 млрд тенге. И это – не так плохо. За последние 8 лет лишь дважды объем торговли в первые месяцы года был выше:

  • В 2018 году объем сделок составил 3 трлн 546,3 млрд тенге (на 2,5 млрд больше текущих объемов).
  • В 2019 году в рознице было продано товаров на 3 трлн 961,1 млрд тенге (на 417,3 млрд тенге больше).

Таким образом, удачные для торговли январь-февраль помогли смягчить общее падение: объемы торговли в начале года несколько маскируют общее негативное влияние карантинных мер на сектор.

Наибольшее снижение торговли – в мегаполисах

При этом восстановление показателей торговли в регионах проходит разными темпами. Сразу в четырех регионах республики объем сделок упал не более, чем на 10% от уровня мая 2020 года:

  • В Костанайской области индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года составил 95,6%;
  • В Шымкенте – 93,9%;
  • В Мангыстауской области – 92,9%;
  • В Алматинской – 90,9%.

Вот только суммарно на эти регионы, даже с учетом более быстрого восстановления, суммарно приходится чуть более 15% всех сделок по республике: то есть основное влияние на показатели оказывают не они. Лидерами по розничной торговли являются 2 крупнейших города республике.

В мае в Алматы объем сделок составил 173,9 млрд тенге, в Нур-Султане – 78 млрд тенге. Суммарно – 37,6% от общереспубликанского показателя. Но именно тут произошло и наиболее сильное снижение. В столице продажи составили лишь 57,2% от уровня мая 2019-го (в апреле аналогичный показатель составлял 55,9%). В южном мегаполисе – 58,8% (в апреле – 38,8%). Таким образом алматинская розница изначально пострадала сильнее, но и восстанавливается она более быстрыми темпами.

К слову, единственным регионом республики, индекс физического объема розничной торговли в котором продолжает падать, стала Акмолинская область. По итогам апреля показатель составлял 72,5% от уровня апреля 2019-го, в мае – 71,5%. При этом объемы сделок за месяц тут выросли на 18,7%, но год назад темпы были еще выше.

По итогам 5 месяцев ни в одном регионе Казахстана объемы сделок не превысили (или хотя бы сравнялись) с показателями января-мая 2019 года. Ближе всего к этому оказалась Костанайская область: тут реализовано товаров на 122 млрд тенге, что составляет 95,5% от уровня предыдущего года. Наиболее сильные снижения ожидаемо в Алматы и Нур-Султане (77,7% и 75,6% соответственно):

  • В Алматы сокращение розничной торговли за 5 месяцев в абсолютных цифрах составило 209,2 млрд тенге. В 13 из 17 регионах республики за это время вообще не было продано столько товаров.
  • В Нур-Султане торговля упала на 88,3 млрд тенге. Это примерно соответствует объему розничной торговли Северо-Казахстанской области и превышает показатели Мангыстауской и туркестанской областей.

Покупатели ушли с базаров в крупные сети

Карантинные правила повлияли на то, что казахстанцы стали чаще закупаться в крупных супермаркетах, тогда как рынки теряют клиентов.

  • По итогам мая 2020 года доля крупных субъектов бизнеса в розничной торговле составила 23,8% против 18,5% годом ранее.
  • Доля малого бизнеса упала с 73,3% до 64,7%
  • В том числе индивидуальных предпринимателей (включая торгующих на рынках) – с 43,3% до 32,3%.

В 5 регионах республики выручка крупного бизнеса в «постЧП-шном» мае 2020 года оказалась даже выше, чем в спокойном мае 2019-го. Это произошло в Актюбинской (+4,5 млрд тенге), Западно-Казахстанской (+471,5 млн), Жамбылской (+563,9 млн), Мангыстауской (+212,8 млн) и Павлодарской (+295,7 млн) областях. В той же Актюбинской области доля крупного бизнеса в розничной торговле выросла за год с 24,8% до 44,1%, в Павлодарской – с 17,5% до 27,6%, в Алматы – с 24% до 34,2%. Во всех случаях клиенты пришли из малого бизнеса, доля которого заметно упала

Еще один эффект коронавируса и карантинных мер – казахстанцы стали больше тратить на еду. По итогам 5 месяцев объем розничной торговли продовольственными товарами составил 1 трлн 319,2 млрд тенге – это на 34,1 млрд больше, чем годом ранее. Прирост отмечается в 11 из 17 регионах республики, самый сильный – в Восточно-Казахстанской области (+25,2 млрд тенге или 21%).

Соответственно изменилась и доля продовольственных товаров в общей структуре. В январе-мае 2020 года из всех средств, потраченных в магазинах, супермаркетах и на рынках, 37,2% пришлось на покупку еды. Год назад показатель составлял 32,4%. В трех регионах доля продовольственных товаров в общем объеме превышает 45% – годом ранее в Казахстане была лишь одна подобная область (Актюбинская – 48,5%).

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Материалы по теме:

Как должны работать ТРЦ

Как должны работать ТРЦ

Коммерческая недвижимость
Е-базар растет как на дрожжах

Е-базар растет как на дрожжах

Потребительский рынок