Со второй половины июля ТОО "Павлодарский нефтехимический завод" (ПНХЗ) начинает отгрузку авиатоплива марки РТ (реактивное топливо) потребителям, сообщает отдел по связям с общественностью нефтезавода. Первая партия составит 5 тыс. тонн, это составит порядка 80 вагонов-цистерн.
"Авиатопливо, как и битум, всегда были нашей фишкой. Раньше мы выпускали авиационное топливо марки ТС-1. Теперь перейдем на реактивное топливо – это до 2019 года, затем переходим на международный стандарт Jet A-1. Объем зависит от заявки министерства. Но хочу заметить, что объем производства авиатоплива напрямую влияет на объем производства дизельного топлива: увеличивая первое, снижаем второе. Так что баланс надо сохранять", – пояснил гендиректор ПНХЗ Оспанбек Алсеитов.
Авиационный керосин на Павлодарском заводе не производился с 2015 года. Это было связано с изменением физико-химического состава нефти. В последние годы ПНХЗ был переориентирован на достаточно тяжелую российскую нефть – башкирскую, в части того, что там большое содержание меркаптана. Не было установок по очистке от серы. Теперь в Павлодаре эта установка построена.
На ПНХЗ авиатопливо РТ производится на установке гидроочистки керосина комплекса первичной переработки нефти, которая претерпела полную реконструкцию в период модернизации предприятия. Здесь же происходит очистка сырья от серо-, азот-, кислородсодержащих соединений, включая удаление меркаптанов с целью достижения требуемого показателя топлива для реактивных двигателей. Как отмечают в отделе по связям с общественностью предприятия, топливо РТ полностью соответствует международным нормам, превосходя их по отдельным показателям.
"Павлодарское РТ обладает ультранизким содержанием серы, кроме того оно имеет противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность", – говорится в сообщении.
Акт о постановке на производство топлива для реактивных двигателей марки РТ, а также утвержденную технологию на его изготовление предприятие получило от АО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" ("ВНИИ НП"). Тестовые пробеги выполнили специалисты компаний Haldor Topsoe и АО "Северодонецкий ОРГХИМ".
Кроме того, в июне текущего года АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" зарегистрировало декларацию о соответствии топлива от ПНХЗ требованиям Технического регламента Таможенного союза. Предполагается, что поставку топлива будут осуществлять в аэропорты, которые географически расположены близ Павлодара, в том числе, аэропорты Астаны и Алматы.
В конце прошлого года в ходе круглого стола в министерстве по инвестициям и развитию (МИР) РК, министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что три казахстанских нефтеперерабатывающих завода начнут производить во второй половине 2018 года авиационное топливо и смогут обеспечить казахстанский рынок на 100%. Видимо, министр погорячился.
"Согласно информации субъектов гражданской авиации прогнозная потребность авиатоплива на 2018 год составляет около 776 тыс. тонн. При этом, согласно утвержденного министерством энергетики РК плана, три нефтеперерабатывающих завода республики в совокупности в 2018 году обеспечат производство авиатоплива порядка 431,4 тыс. тонн. Недостающие объемы будут импортироваться из Российской Федерации", – сухо констатировали в МИР РК.
Марина Попова