В воскресенье, 21 июля, в СМИ прошла информация, согласно которой президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов скончался. Залп публикаций был мощным – "осведомленные источники" уверяли, что это действительно так. Однако, как считают эксперты, к "сенсациям" из Туркменистана следует относиться весьма осторожно: проверить информацию чрезвычайно сложно, и очень часто все оказывается ложью.
Замир Каражанов: про схватку бульдогов под ковром за власть
"Все официальные СМИ в Туркменистане находятся в "зоне контроля власти" и не дают оперативной, достоверной информации – все надо согласовывать. Поэтому зачастую единственный способ получения оперативных данных из этой страны – анонимные источники. Но проблема в том, что проверить их сообщения практически невозможно, – говорит политолог Замир Каражанов. – Это уже не первый случай, когда из Туркменистана поступает противоречивая информация. Помните, СМИ писали, что там экономический кризис, страшный голод? Подтвердить или опровергнуть даже эту информацию оказалось совершенно невозможно. В Южной Корее работают целые структуры, которые отслеживают и проверяют информацию, поступающую из Северной Кореи (перестановки во власти, ситуацию в семье Ким Чен Ына, отставки и т. д.). Но по Туркменистану такую работу никто не проводит".
Информационная закрытость, считает эксперт, позволяет гулять по Сети разным фейкам, и виноваты в этом туркменские власти.
"Тот, кто запустил "новость" о смерти президента, вполне, может быть, все рассчитал. Бердымухамедов не появлялся на людях с 15 июля. В Сети прошла информация о том, что в Ашхабад приезжали врачи из Турции, которые лечили его маму. Скорее всего, наложилось одно на другое. В результате фейковую информацию многие восприняли за правду, – продолжает Каражанов. – Но здесь я хотел бы добавить один важный момент. Мы говорим о Туркменистане, и не стоит забывать о том, что в этой стране уже уходил из жизни первый президент Туркменбаши. Поэтому у нас есть маркеры, позволяющие судить о смене власти. Вспомните, что сразу после сообщения о смерти Ниязова была информационная пауза, а следом за ней появились сообщения об аресте спикера парламента (если его так можно назвать), появились сообщения о неких врагах народа во власти. Т. е. мы видели схватку бульдогов под ковром за власть в стране в виде новостей об арестах, перестановках, информационных клише о врагах народа и т. д. В данном случае мы ничего не наблюдаем, что позволяет говорить о том, что это, скорее всего, фейковая информация, которую растиражировали СМИ".
Марат Шибутов: про День одураченных
"Туркменистан настолько закрытая страна, что мы не можем получить точные сведения о том, жив там президент или уже не жив. Здесь можно вспомнить Марка Твена с его знаменитой фразой: "Слухи о моей смерти несколько преувеличены". Можно еще вспомнить Ришелье и его "День одураченных", когда все, даже скрытые враги, решив, что он повержен, проявились, а Ришелье, выйдя из сложной ситуации победителем, всех казнил или отправил в Бастилию", – рассказал политолог Марат Шибутов.
То есть, по мнению политолога, не исключено, что все столкнулись с провокацией Ашхабада по выявлению нелояльных, оппозиционных структур, как за рубежом так и внутри страны, а заодно помогает определить настроения в обществе.
"Это такой очень старый прием, который иногда использовался в разных странах в разное время", – говорит политолог.
Жумабек Сарабеков: про сигнал от президента
"Я бы связал это с несколькими моментами. В условиях недостатка информации всегда появляются подобного рода слухи и спекуляции. Если мы вспомним Узбекистан при правлении президента Каримова, то там с начала 2000-х появлялись слухи, что президент умер, а спустя какое-то время Каримов появлялся в полном здравии", – комментирует эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Жумабек Сарабеков.
То, что официальные источники в Ашхабаде информацию о смерти президента никак не комментируют, только подогревает слухи. В принципе, это объясняется тем, что подобная постановка вопроса выглядит слишком провокационной для туркменских чиновников. Здесь нужно учитывать местные политические обычаи и практику. Мало кто из политиков готов в лишний раз комментировать самочувствие туркменского лидера.
"Но я бы здесь отметил другой момент. Он связан с тем, что сама информационная волна изначально смахивала на фейк. Насколько мне известно, на текущий момент автор инфоповода уже успел принести свои извинения. В данном контексте Ашхабад в лице пресс-службы президента не посчитал эти вбросы достойным поводом для ответной реакции на официальном уровне.
В то же время определенная реакция на слухи со стороны туркменских коллег все-таки была – в виде поздравления действующего президента в адрес медиков. Это можно воспринимать как сигнал о том, что он жив и здоров", – приходит к выводу Жумабек Сарабеков.
Катерина Клеменкова