На этой неделе с визитом Астану посетила и министр развития Польши Ядвига Эмилевич. Она прилетела в сопровождении руководителей крупнейших польских компаний по производству мебели.
Более подробно о цели своего визита и о планах по двухстороннему сотрудничеству она рассказала в интервью abctv.kz.
– Мы прилетели в Казахстан в рамках "Экспо", где Польша открыла свой павильон. И воспользовались случаем еще раз обсудить перспективы сотрудничества между нашими странами. Наша нынешняя миссия посвящена мебельной отрасли.
Польша сегодня занимает шестое место по производству мебели и является четвертым крупнейшим экспортером этого вида товара в мире. Всем известно, что польская мебель была популярна в Казахстане еще с советских времен. Не без гордости замечу, что Глава вашего государства Нурсултан Назарбаев отдал предпочтение мебели польского производства для обустройства своей квартиры.
Так что польские мебельные компании – это проверенные временем партнеры. В 2011- 2014 годах наш мебельный экспорт в Казахстан составлял три процента, но, к сожалению, в последующие годы он несколько упал. И сегодня мы занимаем 10-е место по этой статье экспорта в вашей стране. Но наши мебельщики намерены вернуть себе прежние позиции на казахстанском рынке.
– Каким образом? В Казахстане уже хорошо зарекомендовала себя итальянская мебель, турецкая. Кроме этого, под боком Китай, откуда поставляется более дешевый товар...
– Со мной в Астану приехали представители семи крупнейших польских мебельных компаний, а также глава польской мебельной палаты. Эти компании экспортируют свою продукцию более чем в 60 стран мира.
Что представляет сегодня польская мебель? Это западный стиль, высокое качество и доступная цена. Вот три характеристики, которые нас отличают.
Мы видим, как стремительно растет и развивается ваша столица, а также другие города Казахстана. Это главный показатель того, что такой товар, как мебель, здесь будет востребован.
Поэтому мы видим наше сотрудничество не только в виде прямых поставок нашей мебели, но и путем создания СП с местными производителями мебели на территории вашей республики.
Польские мебельщики намерены войти со своими передовыми технологиями. Многие из них инновационные. Один из главных вызовов современности – это сохранение лесов. У нас есть такие технологии, которые позволяют экономить исходное сырье и использовать его рационально.
Что касается конкуренции, то мы ее не боимся. И вот почему. Во-первых, 30% мебели, на которой написано "Made in Italy", изначально это польская мебель. Вот вам объяснение того, что мы занимаем шестое место в мире по производству мебели, но четвертое по ее экспорту.
Да, мы экспортируем этот наш товар под французским и итальянским брендами. И если придем на ваш рынок под своим именем, то качество, однозначно, будет не хуже, но за меньшие деньги.
Во-вторых, IKEA еще не пришла в Казахстан, но опять же важно знать, что 30% мебели IKEA производится в Польше. В-третьих, польские мебельщики очень гибкие. Мы нацелены не только на массовый поток.
Мы чувствуем требования времени, что сегодня появились клиенты, которые хотят иметь индивидуальную мебель. И мы давно работаем с такой категорией заказчиков.
Поэтому в ходе встречи "B2B" в рамках визита некоторые наши компании заключили предварительные соглашения с казахстанским партнерами. Сейчас мы работаем над деталями будущего соглашения между польской и казахстанской мебельными палатами.
Наши компании со временем смогут открыть в Казахстане свои шоу-румы и наглядно показать свою продукцию, чтобы казахстанцы могли ее оценить. Кстати, в поездке с нами были руководители Польского инвестиционного банка развития, которые готовы инвестировать в создание казахстанско-польских СП по производству мебели и не только.
– А какие еще направления сотрудничества, кроме мебели, вы обсуждали?
– Это фармацевтика. "Польфарм" уже давно занимает ведущее место на казахстанском рынке. Хороший пример сотрудничества в химической отрасли – это предприятие "Селена", открывшееся при содействии польской компании.
Хочу сказать, что сейчас мы обсуждаем детали создания инвестиционного фонда между Казахстаном и Польшей с портфелем в 300 миллионов евро. Так что инвестиционная помощь в создании СП будет.
– Вы перечислили успешные примеры. Но позвольте спросить, почему не реализовался в Караганде совместный проект по строительству "Агрогородка"? Сейчас его перенесли в Павлодарскую область...
– В ходе моей встречи с казахстанским министром инвестиционного развития мы показали барьеры, которые возникают у польских предпринимателей при вхождении на казахстанский рынок.
Например, одна польская компания выиграла тендер на строительство детских садов в Казахстане. Но договор она не подпишет, так как кредитные гарантии, требуемые заказчиком, составляли 12-13 процентов. В то время как в наших банках они составляют всего лишь три-четыре процента. Разница существенная.
Такие требования убийственны для любого СП. Аналогичная ситуация у других польских компаний, пожелавших работать в Казахстане. Например, у строительной компании, которая планировала построить тут очистительные сооружения.
Мы понимаем, что казахстанские банки хотят себя защитить, видя нестабильность национальной валюты – тенге. Поэтому мы с казахстанским министром пришли к решению создать рабочую группу и обсудить вопросы по снятию барьеров, иначе прогресса в двухстороннем сотрудничестве не будет.
И мы настроены оптимистично. В сентябре этого года предстоит визит президента Польши Анджея Дуды в Астану и нашего министра финансов. И мы надеемся, что будет подписано соглашение об экономическом сотрудничестве. Сейчас дорабатываются технические моменты этого документа.
– Скажите, как сегодня обстоят дела с транзитом польских яблок через Россию после введения Евросоюзом экономических санкций?
– Во-первых, хочу поблагодарить казахстанцев, которые, несмотря на трудности, сохранили свою любовь к польским яблокам. Во-вторых, проблема с транзитом этого нашего товара через Россию осталась. Но, что интересно, польские садоводы объединились и стали производить свежевыжатый яблочный сок. Теперь это один из наших самых востребованных экспортных товаров.
Кульпаш Конырова