Поп-арт по-казахстански: молодой Назарбаев в робе металлурга

Поп-арт по-казахстански: молодой Назарбаев в робе металлурга

13:28 24 Октябрь 2017 6008

Поп-арт по-казахстански: молодой Назарбаев в робе металлурга

Автор:

Ксения Татаринова

Фото: Ксения Татаринова

Серия работ художника Зульхайнара Кожамкулова называется «Наше всё».

После шумного успеха в Алматы, выставка приехала в Астану и открылась в галерее Has Sanat.

Всем знакома крылатая фраза «Пушкин – наше всё» из статьи поэта и критика Аполлона Майкова? Продолжение цитаты не столь известно, но, по словам автора выставки, оно многое объясняет: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами».

Поиском кода национальной идеи: «того, что останется нашим особенным после всех столкновений с другими мирами» – занимаются многие казахстанские художники. Зульхайнар Кожамкулов, похоже, нашел его в людях.

Его «Наше всё» – это цикл портретов знаменитых и всеми любимых казахстанцев: Бибигуль Тулегеновой, Розы Рымбаевой, Шакена Айманова, Шамши Калдаякова, Бауржана Момышулы, Олжаса Сулейменова, Алибека Днишева, Батырхана Шукенова и многих других. К категории «наше всё» относится и Нурсултан Назарбаев – его портрет здесь самый большой, во всю стену. И есть еще один, на котором молодой Назарбаев изображен в робе металлурга.

«Это наши герои ХХ века – века, в котором мы выросли. Конечно, их больше – всех не нарисуешь. Я выбрал тех, которых хорошо знаю. Не лично, но, так или иначе, они много значат для меня», – объясняет Зульхайнар Кожамкулов.

Самое главное, что эти с детства знакомые лица выглядят хоть и стопроцентно узнаваемо, но очень необычно. Художник изобразил своих героев в стиле поп-арт: яркие контрастные цвета, резкие линии.

«Я хотел заново «вытащить» эти образы. Мы жили в эстетике соцреализма, я воспитан в соцреализме. Но то время ушло, началась другая жизнь: яркие вещи, рекламы, машины, здания… Чтобы выразить энергию этих личностей по-новому, я выбрал стиль поп-арт. Конечно, все мы знаем, что поп-арт родился в 50-60-е годы ХХ века. Но я сделал по-своему».

И в самом деле, поп-арт у Зульхайнара Кожамкулова получился своеобразный – теплый и душевный.

«Это чистая живопись – не печать, не шелкография, которые применяются в поп-арте. Никаких компьютерных технологий я тоже не использовал. Все сделано руками», – говорит художник.

Вместо тиражности – штучность, вместо кислотных цветов – свежие и прямо-таки сияющие. И так во всем. Там, где у основоположников поп-арта были ирония и «красота банального», у Кожамкулова откуда-то берется лиричность. Когда Энди Уорхол бесконечно воспроизводил почти идентичные образы, то для него банка супа «Кэмпбелл» и лицо Мэрилин Монро были явлениями одного порядка – иконами эпохи массового производства и массового потребления.

У Зульхайнара Кожамкулова тоже есть типично «поп-артовые» портреты, на которых повторяется одно и то же лицо, а меняется только цветовая гамма. Но на вопрос, для чего это, художник отвечает:

«Это чтобы передать, как меняется настроение человека».

Все портреты написаны не с натуры, а с известных фотографических изображений, взятых из открытых источников, что вполне в традициях поп-арта, для которого знаменитости всегда были законной добычей, как всякое достояние массовой культуры. Поэтому многие наши современники очень удивились, узнав, что они попали в портретную галерею.

«Когда Роза Рымбаева пришла на выставку в Алматы, то сначала возмущалась: «Кто вам разрешил меня рисовать?» Наполовину в шутку. Но потом портрет ей понравился», – рассказывает Зульхайнар Кожамкулов.

Кроме того, на выставку в Алматы приходили Алибек Днишев, вдова Шамши Калдаякова, дочь Абылхана Кастеева. По словам художника, «в общем-то, все остались довольны, хотя и не ожидали увидеть такое».

Кожамкулов признается, что одной из самых сложных работ для него оказался портрет одного из первых казахских живописцев Абылхана Кастеева:

«Кастеев, можно сказать, отец всех художников. Было сложно нарисовать его в таких ярких цветах: желтым, голубым, красным. Но вот это Кастеев нового времени».

Уже около четырех лет Зульхайнар Кожамкулов работает с алматинской галереей ArtSpace.kz, и это период экспериментов в творчестве маститого художника-монументалиста. Выставка «Наше всё» – плод нескольких лет совместной работы с куратором Эльмирой Ахметовой.

Надо сказать, в Астану приехала только живописная часть выставки, а есть еще и скульптурная. Два года, запершись в мастерской, Зульхайнар Кожамкулов делал огромные скульптуры в стиле стимпанк из автозапчастей и металлолома. Они были представлены публике в День города в Алматы и до сих пор стоят перед Дворцом Республики. Но привезти их в столицу не удалось: каждая весит четыре-пять тонн, говорит художник, для транспортировки таких махин нужен кран, «КамАЗ» и много удачи на дорогах.

А выставка портретов в галерее Has Sanat продлится до 1 ноября. Вход свободный.

Ксения Татаринова

Материалы по теме:

iwf-i-diskvalificirovannaya-devyatka-nachnut-dialog-v-a

«kazahi-–-odni-iz-samyh-i-gostepriimnyh-lyudej-na-zemle

ambicioznye-plany-pri-minimalnyh-zatratah

astana-popolnilas-italyankami

neftyanye-milliardy-proshli-mimo-byudzhetnoj-kassy

загрузка

×