По словам вице-министра энергетики РК Асета Магауова, экспорт в страны Евразийского союза станет возможным сразу после подписания приказа о снижении ставки экспортной таможенной пошлины на вывозимые за границу нефтепродукты.
Казахстан в 2018 году подписал двусторонние соглашения с Россией и получил возможность экспортировать бензин в третьи страны.
"К подписанному соглашению закреплен список нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Казахстан и наоборот. Нам удалось исключить бензин из перечня нефтепродуктов, запрещенных к экспорту с территории Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС. В настоящее время ожидается принятие приказа Министерством национальной экономики о снижении ставки ЭТП на светлые виды нефтепродуктов", – отметил Асет Магауов.
В свою очередь председатель комитета Данияр Абулгазин подчеркнул, что норма благоприятно скажется на экспортном потенциале страны и поможет сократить серый экспорт нефтепродуктов. Спикер отметил, что существует проблема по подвидам различных нефтепродуктов (например, газахол, бензахол, нефраз и др.), которые некоторыми недобросовестными производителями товаров экспортируются как бензин и топливо. Механизмом регулирования экспорта таких нефтепродуктов может быть решение вопросов подготовки государственных стандартов и экономические механизмы в виде экспортных таможенных пошлин.
"Отрасль нуждалась в данной норме. Сегодня снижение ставки позволит избыток нефтепродуктов отправлять на экспорт. После модернизации НПЗ мы ощутили профицит нефтепродуктов, в связи с чем снизились объемы переработки. Установленный министерством план по экспорту поможет сократить серый экспорт и не допустить бесконтрольного экспорта и фактов возникновения дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов", – акцентировал Данияр Абулгазин.
Также внесены изменения в расчет размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары ее переработки. С 2019 года действует прямая привязка ставки ЭТП на бензин и дизельное топливо к ставке ЭТП на нефть по аналогии с методикой России.
В ходе заседания был рассмотрен вопрос внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК. В частности, ассоциацией Kazenergy было внесено 52 поправки, одобрено из которых 10.
"На первых порах мы внесли 52 поправки, 17 из которых вошли в сводную СТ. Однако министром экономики РК принято 10 из них. В настоящее время мы направили письмо в МНЭ РК для разъяснения причин исключения семи поправок", – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации Kazenergy Нурлан Джанекенов.
Кроме того, ожидаемые изменения наложат дополнительные финансовые обязательства на недропользователей в вопросах НДПИ при откачке техногенной воды и использовании пластовой воды для производственных нужд. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в канцелярии Премьер-министра РК.
Решен вопрос осевых нагрузок бензовозов и газовозов. Ранее согласно действующим нормам законодательства запрещалась транспортировка делимого груза транспортными средствами, нагрузка на ось которых превышает одну тонну. Для решения проблемы Казахстанская топливная ассоциация предлагала при взвешивании бензовозов и газовозов учитывать только общую массу, без учета массы на каждую ось. Однако депутаты мажилиса Парламента предложили ужесточить требования по перевозке и исключить выдачу спецразрешений для транспортных средств независимо от видов груза.
Как отметил заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Евгений Больгерт, по данному вопросу ассоциация совместно с Нацпалатой неоднократно встречались с депутатами мажилиса. По итогам работы удалось отстоять необходимость выдачи спецразрешений перевозчикам жидких грузов, перевозимых в цистернах.