/img/tv1.svg
RU KZ
KASE 2 277,42 Hang Seng 27 949,64
РТС 1 599,82 FTSE 100 7 585,98
DOW J 28 995,50 Пшеница 571,60
Поправки в закон о нефтепродуктах сократят дефицит и серый экспорт горючего

Поправки в закон о нефтепродуктах сократят дефицит и серый экспорт горючего

Возможности Казахстана при экспорте нефтепродуктов в страны ЕАЭС обсудили на заседании комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

13 Июнь 2019 15:30 3404

Поправки в закон о нефтепродуктах сократят дефицит и серый экспорт горючего

Автор: Фото: atameken.kz

Новости

Вчера
22:35

Аресты в акиматах – кадровая зачистка? Как эпидемия коронавируса отразится на экономике РК?

Вчера
22:30

В Минэнерго подсчитали ущерб от повреждения магистрали «CNPC-АктобеМунайГаз»

Вчера
22:15

Ввезенные из ЕАЭС автомобили получат временную регистрацию до весны

Вчера
22:02

Антимонопольный комитет против сотовых операторов: тарифы на услуги связи незаконно завышены?

Вчера
20:02

Китайские власти распорядились остановить продажу туристических туров

Вчера
19:44

На самолетах Bek Air протекало масло с двигателей, для фиксации деталей использовался скотч

Вчера
19:28

ВОЗ рекомендует всем странам мира быть готовым принять меры по сдерживанию нового коронавируса

Вчера
19:12

Заседание Евразийского межправсовета состоится в Алматы

Вчера
18:56

Визит Помпео в Казахстан состоится 1-2 февраля

Вчера
18:26

Заместитель генерального секретаря ООН прилетит с визитом в Казахстан

Все новости

По словам вице-министра энергетики РК Асета Магауова, экспорт в страны Евразийского союза станет возможным сразу после подписания приказа о снижении ставки экспортной таможенной пошлины на вывозимые за границу нефтепродукты.

Казахстан в 2018 году подписал двусторонние соглашения с Россией и получил возможность экспортировать бензин в третьи страны.

«К подписанному соглашению закреплен список нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Казахстан и наоборот. Нам удалось исключить бензин из перечня нефтепродуктов, запрещенных к экспорту с территории Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС. В настоящее время ожидается принятие приказа Министерством национальной экономики о снижении ставки ЭТП на светлые виды нефтепродуктов», – отметил Асет Магауов.

В свою очередь председатель комитета Данияр Абулгазин подчеркнул, что норма благоприятно скажется на экспортном потенциале страны и поможет сократить серый экспорт нефтепродуктов. Спикер отметил, что существует проблема по подвидам различных нефтепродуктов (например, газахол, бензахол, нефраз и др.), которые некоторыми недобросовестными производителями товаров экспортируются как бензин и топливо. Механизмом регулирования экспорта таких нефтепродуктов может быть решение вопросов подготовки государственных стандартов и экономические механизмы в виде экспортных таможенных пошлин.

«Отрасль нуждалась в данной норме. Сегодня снижение ставки позволит избыток нефтепродуктов отправлять на экспорт. После модернизации НПЗ мы ощутили профицит нефтепродуктов, в связи с чем снизились объемы переработки. Установленный министерством план по экспорту поможет сократить серый экспорт и не допустить бесконтрольного экспорта и фактов возникновения дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов», – акцентировал Данияр Абулгазин.

Также внесены изменения в расчет размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары ее переработки. С 2019 года действует прямая привязка ставки ЭТП на бензин и дизельное топливо к ставке ЭТП на нефть по аналогии с методикой России.

В ходе заседания был рассмотрен вопрос внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК. В частности, ассоциацией Kazenergy было внесено 52 поправки, одобрено из которых 10.

«На первых порах мы внесли 52 поправки, 17 из которых вошли в сводную СТ. Однако министром экономики РК принято 10 из них. В настоящее время мы направили письмо в МНЭ РК для разъяснения причин исключения семи поправок», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации Kazenergy Нурлан Джанекенов.

Кроме того, ожидаемые изменения наложат дополнительные финансовые обязательства на недропользователей в вопросах НДПИ при откачке техногенной воды и использовании пластовой воды для производственных нужд. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в канцелярии Премьер-министра РК.

Решен вопрос осевых нагрузок бензовозов и газовозов. Ранее согласно действующим нормам законодательства запрещалась транспортировка делимого груза транспортными средствами, нагрузка на ось которых превышает одну тонну. Для решения проблемы Казахстанская топливная ассоциация предлагала при взвешивании бензовозов и газовозов учитывать только общую массу, без учета массы на каждую ось. Однако депутаты мажилиса Парламента предложили ужесточить требования по перевозке и исключить выдачу спецразрешений для транспортных средств независимо от видов груза.

Как отметил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт, по данному вопросу ассоциация совместно с Нацпалатой неоднократно встречались с депутатами мажилиса. По итогам работы удалось отстоять необходимость выдачи спецразрешений перевозчикам жидких грузов, перевозимых в цистернах.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Кто станет инвестором проекта «Евразия»?

По проекту Прикаспийского бассейна будет создана рабочая группа.

23 Январь 2020 15:45 294

Кто станет инвестором проекта «Евразия»?

Фото: rbc.ru

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев встретился с главой Shell Kazakhstan Оливье Лазаром и пригласил компанию изучить возможность инвестирования в геологоразведку в Прикаспийский бассейн. 

«Встретился с главой, О. Лазаром. Пригласил Shell к активному сотрудничеству», – написал Магзум Мирзагалиев на своей странице в Twitter. 

«Договорились изучить возможности инвестирования в геологоразведку в Прикаспийский бассейн и малоизученные бассейны, в том числе в так называемый проект «Евразия», – отметил министр. 

По словам министра, стороны решили создать совместную рабочую группу.

Источник в казахстанском представительстве компании на условиях анонимности подтвердил корреспонденту inbusiness.kz, что такое предложение поступило и что, «скорее всего, совместную группу создадут». Корреспондент inbusiness.kz обратится по этому поводу в компанию с официальным запросом.

Более детальную информацию о сроках создания такой группы и ее количестве и бюджете дать отказались, лишь кратко ответили: «Shell заинтересована в геологоразведке».

Напомним, что в октябре прошло года, по данным минэнерго Казахстана, компания Shell уведомила власти Казахстана о выходе из проекта разработки месторождения Хазар, в котором ей принадлежит 55% акций.

Напомним, в октябре 2013-го Казахстан презентовал проект «Евразия» по исследованию прикаспийской территории на предмет обнаружения новых месторождений. По данным геологов, в центральной части Прикаспийской впадины может находиться шесть-семь подсолевых структур с извлекаемыми запасами более 200 млн тонн нефти и себестоимостью более $20 за баррель.

По данным казахстанских специалистов, запасы углеводородов Казахстана могут вырасти в два раза по итогам реализации проекта «Евразия», предусматривающего разведку глубокозалегающих горизонтов Прикаспийской впадины.

Всего на территории Казахстана расположено около 200 месторождений нефти и газа, общий запас которых оценивается в 11-12 миллиардов тонн. Почти 70% этих ресурсов сосредоточено в западных областях Казахстана, основными нефтеносными жилами являются Кашаган, Карачаганак и Тенгиз.

Кульпаш Конырова

Нефть течет туда, где предлагают хорошую цену – 2

В позиции Минска по поставкам казахстанской нефти больше политики, чем экономики, считают эксперты.

22 Январь 2020 14:06 2537

Нефть течет туда, где предлагают хорошую цену – 2

Фото: rbc.ru

Была ли «нефтяная блокада»?

Беларуси невыгодно покупать казахстанскую нефть и нефтепродукты, а Казахстану невыгодно продавать их дешевле, чем это можно было бы сделать, считает российский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко, комментируя корреспонденту inbusiness.kz ситуацию, возникшую между тремя партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС): Казахстаном, Беларусью и Россией.

Напомним, что в минувший понедельник, Минэнерго Казахстана распространило очередное сообщение, касающееся поставок нефти в Беларусь. Ключевая фраза, которая прозвучала в сообщении ведомства: «необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь».

Однако на следующий же день белорусские СМИ процитировали слова президента республики Александра Лукашенко, где он прямо заявляет, что Россия отказалась дать транзит казахстанской нефти по своей территории.

«Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника», – сказал Лукашенко на совещании в Минске во вторник.

По мнению российского эксперта, такие заявления о том, что Россия препятствует транзиту нефти, не что иное, как спекуляция.

«Россия не может помешать поставкам нефти в Беларусь из Азербайджана. И что, разве они осуществляются? Нет. Известно также, что Норвегия решила продать Беларуси 80 тысяч тонн нефти. Но это ничтожно малые объемы для белорусских НПЗ. Могут быть поставки из США со специальной скидкой. Но даже они не будут большими», – пояснил г-н Ивахненко.

Таким образом, у Беларуси множество путей для получения нефти из разных стран, но республика ими почти не пользуется. По мнению российского эксперта, «в любом случае Москва не стала бы воевать с Нур-Султаном из-за Минска».

«Лукашенко просто выгодно все сваливать на политику. Но все дело в цене. Никто не станет продавать ему нефть задешево и со скидкой. Исключение – контрабандные поставки из Сирии, Ирака, Ливии. Но и они не будут большими. А платить среднемировую цену за нефть Минск не хочет»,– резюмировал г-н Ивахненко.

«Третьим будешь»?

Причина возникшей ситуации в том, что Беларусь перестала устраивать новая цена за нефть, которую все предыдущие года она благополучно получала из России. Что же произошло между соседями, коль Минск решил привлечь в этот спор третьего партнера по ЕАЭС – Казахстан?

Российская сторона в прошлом году приняла решение с 2020 года продавать свою нефть и ГСМ без льгот. Речь идет о новом налоговом маневре. С 2020 по 2024 год экспортная пошлина на сырую нефть в России постепенно будет понижена до нуля, а налог на добычу, наоборот, повышен.

Раньше пошлина «сидела» в экспортной цене российской нефти, но Беларусь покупала российскую нефть без пошлины. А теперь пошлины нет, но вырос налог на добычу. Соответственно, российская нефть подорожала и будет дорожать дальше, а Беларусь хочет покупать российское сырье по старым ценам.

Кроме того, у российских компаний есть обязательства по поставкам на внутренний рынок на свои российские НПЗ и обязательства по производству бензина. Если они при этом терпят убыток по сравнению с тем, если бы экспортировали нефть, то из бюджета им идет компенсация – демпфер.

Но белорусские НПЗ – это не российские компании, чтобы получать тот самый демпфер. Как независимой стране, ей теперь придется покупать российскую нефть, как все, по новой цене.

Но Минск отказывается платить дороже, уповая на партнерство в ЕАЭС. В связи с этим с 1 января 2020 года были приостановлены поставки российской нефти в Беларусь.

«В полном объеме альтернативы нет поставкам российской нефти. Но, как мы договаривались, диверсифицироваться нам надо. Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации», – заявлял ранее Александр Лукашенко.

Чтобы добрать оставшиеся 70 процентов для загрузки своих НПЗ, Минск решил диверсифицировать поставки сырья. Предложение были сделаны Азербайджану, Казахстану и другим.

Из этого списка нефтедобывающих стран Казахстан оказался более привлекательным. Он – партнер по ЕАЭС и отношения проверены временем. Однако есть одно но. Путь в Беларусь для казахстанской нефти пролегает через территорию России. И без ее согласия плюс расходов за транспортировку этот вопрос не решить.

К тому же Россия нигде официально не заявляла о своем отказе в транзите казахстанской нефти до Беларуси.

«Все дело в деталях»

Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения казахстанской стороны. Насколько выгодна эта сделка Казахстану? Но обо всем по порядку.

В октябре прошлого года белорусский лидер Александр Лукашенко приехал в Нур-Султан с визитом, в ходе которого объявил о планах покупать казахстанскую нефть. Он также отметил, что наше сырье и нефтепродукты могут поставляться транзитом через территорию России и пообещал, что Минск проведет «соответствующие консультации с российской стороной в ближайшее время».

Позже стало известно, что белорусская сторона заявила о готовности импортировать около 3,2-3,5 миллиона тонн нефти и темных нефтепродуктов в год. Но готов ли Казахстан их экспортировать?

Корреспондент inbusiness.kz обратился к руководителю одного из трех казахстанских НПЗ с соответствующим вопросом.

«Казахстан сегодня заинтересован в загрузке своих собственных НПЗ, мощность которых значительно выросла после модернизации, а уже потом думать о поставках сырья для белорусских заводов», – сказал собеседник на условиях анонимности.

Казахстанский нефтепереработчик считает, что обещанные Минску 3,5 миллиона тонн нашей нефти (где, к тому же, часть объема – это ГСМ – прим. автора), не спасут ситуацию Минска.

«Нефть была и остается ходовым товаром. И при ее нынешней мировой цене продавать ее дешевле, чем продавать свои нефтяные товары с какой-то специальной скидкой, пусть и партнеру по ЕАЭС, невыгодно. А казахстанские ГСМ по цене объективно не дешевле российских», – добавил казахстанский нефтепереработчик.

Помимо цены на сырье вторым проблемным вопросом может стать вопрос транзита казахстанской нефти до Минска, даже если предположить, что Россия даст добро. Как известно, основным маршрутом доставки казахстанской нефти от западных месторождений республики до черноморского порта в Новороссийске является трубопровод «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК). И он пролегает через территорию России.

Напомним, что в сообщении Минэнерго Казахстана, которое было распространено в прошедший понедельник по итогам встречи нового министра Нурлана Ногаева и вице-президента Белорусского государственного концерна по нефти и химии Андреея Бунакова, было сказано, что «наиболее оптимальным вариантом являются поставки трубопроводным транспортом.

«Но в случае, если экономика мультимодальных поставок будет «проходимая», то такие поставки тоже возможны. Необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь», – дипломатично отметили в казахстанском ведомстве.

Информированный источник в КТК в интервью inbusiness.kz отметил, что все объемы казахстанской нефти имеют своих «хозяев», которые покупают нефть на выходе – в порту Новороссийска по общим правилам и общим ценам.

«Таким образом, Казахстан не хочет продавать белорусам нефть со скидкой и без обязательств не перепродавать белорусский бензин из казахского сырья. А Минск хочет именно так. Поэтому Минск и Нур-Султан застряли на стадии технических переговоров. Хотя еще в прошлом году Канат Бозумбаев, будучи министром энергетики, говорил, что «все дело в деталях», то есть в цене и запрете на реэкспорт. Просто казахстанская сторона не акцентирует свои коммерческие разногласия, а дипломатично отмалчивается от спора России и Беларуси», – сказал г-н Ивахненко.

Ранее один из уважаемых нефтяников Казахстана, Кайргельды Кабылдин, будучи президентом национальной компании «КазМунайГаз», отвечая на вопросы журналистов о целесообразности строительства новых трубопроводов (например, в Китай или о расширении КТК – прим. автора) часто повторял такую фразу: «Нефть течет туда, где за нее дают выгодную цену. Это аксиома».

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: