Костанайские аграрии, изучив предлагаемые поправки в Закон "О зерне", предполагают, что они продвигаются владельцами элеваторов и трейдеров и их основная цель – снова заставить фермеров работать с зернохранилищами, тем самым упростив жизнь трейдеров, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Поправки требуют разъяснения
Изменения в закон, который напрямую коснется всех сельхозтоваропроизводителей, почему-то не выносятся на широкую публику. Конечно, обсуждение поправок идет на уровне республики, высказываются различные мнения, но вот сами производители зерна в регионах о таких дебатах чаще всего не знают.
Законопроект обсудили на заседании комитета по аграрным вопросам Региональной палаты предпринимателей Костанайской области и пришли к однозначному мнению, что он требует разъяснения, так как многие механизмы, заложенные в нем, нуждаются в адаптации к нынешним реалиям.
Поправки в закон изучили и в областном управлении сельского хозяйства Костанайской области, причем и у чиновников они вызвали немало вопросов. В целом основные параметры в законе не изменились, но в нем появились новые термины, а вместе с ними и новые требования, но, как будет работать предлагаемый механизм, никому не ясно.
"В поправках понятие "зерновая расписка" заменено "зерновым токином". Согласно определению, токин – это цифровой актив, обеспеченный зерном, выпускаемый производителем или экспортером зерна, удостоверяющий право его держателя на зерно. Есть вопросы, которыми сегодня обеспокоены фермеры, и самый главный – это статья 39-1, требование к выпуску зернового токина. Где прописано, что его регистрация должна проводиться с 1 августа по 1 ноября, но в нашем регионе есть озимые, и их уборка начинается с середины июля. А уборка масличных 2 ноября чаще всего бывает не закончена. Я думаю, что такая норма – это ограничение права фермеров. Надо вернуться к тому, чтобы токин, как и зерновая расписка, работал круглый год. Считаю, что временные рамки с августа по ноябрь нужно убрать", – говорит заместитель руководителя управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Сембай Сагандыков.
Очень удивила госслужащего и норма о том, что объем зерна по токину не должен превышать объем урожая, рассчитанного с учетом среднерайонной урожайности по данным книги истории полей в определенном районе.
"Но дело в том, что книга истории полей в хозяйствах есть, но в районах такой нет. И самое главное, что она не является официальным документом. Им является отчет сельхозпроизводителей 29 СХ. Похоже, эти поправки писали люди, далекие от агрономии. К примеру, хозяйство в среднем получает урожайность 18-20 центнеров, а по району она составляла 11 центнеров. Таким образом, фермер будет терять 7-9 центнеров, так как по новым нормам он не может продать или сдать этот объем. Получается, что идет уравниловка и мы будем поощрять нерадивых фермеров, которые собирают низкие урожаи", – подчеркнул замруководителя управления.
В свою очередь директор ТОО "Мелитопольское" Эдуар Двуреченский высказал солидарное мнение фермеров, которые, изучив поправки, так и не поняли, какую цель несет внедрение токина. Идентичны ли понятия "токин" и "электронные деньги"? И считает, что необходимо задать вопрос разработчикам поправок: а действительно ли токин – это оцифровка произведенного зерна? И как он будет работать.
Сельхозпроизводители, много раз обжигавшиеся при сотрудничестве с элеваторами, говорили, что есть спорные моменты, которые возникнут при продаже зерна Продкорпорации или элеваторам.
"Сегодня есть проблемы в том, что на элеваторах устанавливаются свои параметры и везде они пляшут. Их нужно четко регламентировать при получении ими лицензии. Кроме того, в Казахстане нет своего ГОСТ, а он необходим единый для всех, применять еще советские стандарты сегодня – это же глупо. При сдаче зерна на элеваторах идет обман и на весах, и на сорной примеси. Мы неоднократно поднимали этот вопрос. Необходимо присутствие независимого лаборанта на ХПП, тогда будет хоть какая-то объективность", – отметил директор ТОО "Зуевка" Александр Бородин.
Благими намерениями вымощена дорога…
Но есть и некоторые тонкости предлагаемых поправок, о которых не говорят. Для того чтобы получить токин, зерно должно будет пройти экспертизу у определенной компании. Только после получения результатов будет оформлен токин, и его выпуском будет заниматься другая компания. И все услуги будут платными. По мнению фермеров, все это делается для того, чтобы вести не только учет производимого зерна, но и для того, чтобы как можно больше зерна хранилось на элеваторах в угоду трейдеров для его легкой продажи.
"Это поспешная работа, и, по нашим данным, законопроект уже в ближайшее время будет рассматриваться в парламенте. И получится так, что мы сначала женились, а потом передумали. Почему не учитывается мнение мукомолов в проекте? Почему я должен покупать зерно, имеющее токин? Если я могу купить напрямую с хозяйства и сам определить качество. Не далек и тот день, когда без токина зерно не будет продаваться. А это значит, что у каждого ТОО и КХ должен будет иметься виртуальный склад, а это создаст новые проблемы для бухгалтерии, которая не готова к такому новшеству", – пояснил директор мукомольного ТОО "Казторгтранс" Халиула Гран Ака.
Согласно предлагаемым поправкам, без зернового токина фермеры не смогут сами зерно продать. А сегодня 60% аграриев хранят зерно в своих складах или на мини-элеваторах. И сложно представить, сколько времени потребуется, чтобы пересчитать все зерно. К, примеру, только по Костанайской области в среднем от 3 млн тонн и больше, и выпустить токины.
"Для того чтобы получить токин, зерно должно пройти анализ и получить документы. За эти услуги обязательно придется платить. И будут проверяться условия хранения в наших складах, и если что-то не устроит, то мы можем получить отказ. Получается, что таким образом всех производителей вновь хотят загнать на элеваторы. Этот законопроект больше похож на трейдеровское лобби", – высказал мнение директор ТОО "Фрунзенское" Николай Шерер.
Еще один интересный момент: к совещанию через "Зум" подключили и одного из разработчиков поправок в закон – представителя информационного учетного центра. Но, когда аграрии попросили объяснить им, что же такое токин и как будет действовать весь механизм, специалист ИУЦ ответила, что по данному вопросу пока ничего не может пояснить.
После долгих споров участники заседания однозначно заявили, что законопроект сырой, его нужно доработать и вложить в него четкое направление и смысл, чего планируют добиться благодаря его внедрению. Если разработчики проекта преследуют цель обеспечить учет объема производимого зерна, то аграрии не могут понять, для чего им усложнять жизнь внедрением токина, если есть отчетность 29СХ, которую они сдают после уборки.
"Нужно пригласить разработчика этого проекта и вынести все изменения на широкое обсуждение. Сами формулировки расплывчатые. Как будут работать все механизмы, кто будет лицензиаром", – предложил Сембай Сагандыков.
Стоимость тонны пшеницы на рынке варьируется от 120 тыс. тенге и выше в зависимости от качества.
Таисия Колевид, Костанай
Фото пресс-службы Палаты предпринимателей