Мероприятие проходит недалеко от Алматы, в предгорье Ушконыра, на территории этноцентра "Номад", и проводится при поддержке Управления туризма и акимата Алматинской области в рамках программы "Рухани жаңғыру". Это первый фестиваль военной реконструкции, вслед за которым в этом году пройдут еще два тематических: один будет посвящен национальной кухне и костюмам, а другой – ремеслам. В прошлом году мероприятие работало в тестовом режиме. В этом году фестиваль примет больше гостей и займет неделю, с 21 по 27 июля. На его открытии были задействованы 35 всадников и порядка сорока пеших лучников. В целом в нем примет участие около 100 человек. Это как приглашенные спортсмены, так и воспитанники центра – конные наездники и ремесленники. Вход на фестиваль бесплатный.
Мероприятие призвано представить военное искусство кочевых племен, проживавших на территории Казахстана в разные исторические эпохи: саков, усуней, конгюев, тюрков и казахов. Его цель – познакомить соотечественников и гостей Казахстана с национальной культурой страны, продемонстрировав самобытность ее эстетики.
Проект стремится информировать широкую публику о существовании этноцетра, функционирующего не только в период фестиваля, но и в течение года. "Номад" представляет собой частное предприятие, которое не финансируется государством, и предлагает свои услуги и программы через отечественные турагентства на коммерческой основе.
"Сейчас на фестивале слишком много людей. Но, когда приезжают небольшие туристические группы, мы предоставляем возможность примерить исторические доспехи. Буквально даем потрогать и пощупать нашу историю", – рассказал в интервью Atameken Business руководитель этноценра "Номад" Жандос Нурбеков.
По его словам, юрточный городок, расположенный на территории центра, больше сезонный бизнес, характерный для поздней весны, лета и ранней осени. Холодной зимой принимать посетителей и проводить мероприятия более затруднительно. Но, тем не менее, организаторы готовы на время прибытия туристов отапливать пару юрт. Из города до этноаула ехать около полутора часов. Добраться можно только на личном транспорте, общественный не ходит. Туристов привозят специальные автобусы от турагентств, когда набираются группы. Устроители пожертвовали временным и дорожным комфортом ради природных пейзажей, как естественной аутентичной сцены для этнографических реконструкций. Одна из главных проблем проведения мероприятий в летнее время – сильное солнце на открытой степной местности. Защититься от него можно под специальными навесами, а также в юртах, которые следовало бы сделать сосредоточием разнообразных культурных событий. Также рекомендуется надевать закрытую легкую одежду и головные уборы.
"Структура территории этноцентра такова: сначала туристы попадают в гостевой аул, где можно отдохнуть. Там их встречает наша гордость – сделанная вплоть до последней нитки казахская юрта. Затем идут пять гостиничных юрт. Они двухместного размещения. Это сделано для удобства иностранных гостей по совету турфирм. Четыре стилизованные и пятая – имитация настоящей. Проживание в ней стоит дороже, но дает почувствовать реальный этнический колорит. Далее идет территория ремесленников, где они могут показать свое мастерство. Недалеко от нее располагается площадка для конных состязаний и боевой лагерь", – знакомит г-н Нурбеков с топографией фестиваля.
Как говорит организатор фестиваля, археолог, руководитель этнографического клуба "Грифон" и конной команды "Номад", Станислав Потапов, он давно занимается историческим фехтованием, и ему было интересно системно овладеть боевым мастерством разных исторических эпох. "Ребята из "Номада" могут биться не только сакским, тюркским и казахским оружием, но имитировать другие эпохи и регионы – нормандский и славянский бой, владение турецкой саблей. Это единственная команда в стране, которая может представить историческую реконструкцию боя по разным историческим периодам", – подчеркивает он.
"Из всех представленных на фестивале родоплеменных кочевых союзов полностью закованы в броню только конгюи. Для кочевников главное – это стрельба из лука. Поэтому было сложно разработать полные боевые доспехи, которые бы не мешали стрелять. Это удалось только конгюям. У них были и самые длинные тяжелые мечи, больше метра в длину. Но самой универсальной стала османская система вооружения, и кочевники быстро ее переняли. Кольчуга казахов была подвижной, чтобы в ней удобно было стрелять на скаку, ударять пикой и поднимать оружие с земли. Сабля – дорогое оружие, и она изготавливалась полгода. Поэтому популярностью пользовались изобретенные во время казахско-джунгарских войн легко доступные топорик и дубинка. Причем казахский топор мог биться против сабли и даже побеждать", – поясняет специалист.
Сам Станислав облачен в сакский боевой комплект: чекан – оружие одного удара, которое наносит смертельную рану, и акинак, без которого увидеть мужчину в сакское время было немыслимо. Пока казахстанские мастера изготавливают доспехи и оружие, не требующие серьезной ковки. Мечи и сабли приобретаются на заказ по авторским чертежам в Харькове и Туле. Постепенно казахстанцы стараются перейти целиком на собственное изготовление, уточняет он.
В клубе "Грифон" обучают сражаться на разных видах оружия всех желающих. Причем боевой реконструкцией занимаются не только дети, но и взрослые – мужчины и даже девушки. Страницу группы можно найти в "ВКонтакте".
"У нас есть хорошие специалисты. Руками Булбул Капкызы сделаны исторические юрты. Она хорошо знает ткацкие станки. Данияр Байдаралин – лучный мастер, в изготовленных им боевых доспехах можно стрелять на скаку. У нас много таких этнографов. Но они узкие специалисты и не объединены между собой. Для популяризации этого направления нужны универсалы, знающие базовую этнографическую историю от а до я. Без этого трудно нести научные знания в массы", – считает Станислав Потапов.
Неделя военного искусства кочевников – первый этнографический фестиваль, охватывающий военное искусство различных эпох. Его задача – привлечь внимание к страницам истории через оживающие зрительные и практические образы.
Другие мероприятия на территории этноцентра "Номад", которые можно будет посетить в ближайшие два месяца: Неделя исторического костюма кочевников и казахской национальной кухни – 11-17 августа, 15-21 сентября – Неделя традиционных ремесел кочевников.
Ольга Власенко