/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 23 438,35 РТС 1 146,53
Hang Seng 24 275,22 KASE 2 243,54
FTSE 100 5 732,81 Brent 34,20
Популяризировать традиции

Популяризировать традиции

В воскресенье начал свою работу Первый фестиваль военного искусства кочевников.

22 Июль 2019 16:59 11637

Популяризировать традиции

Автор:

Ольга Власенко

Мероприятие проходит недалеко от Алматы, в предгорье Ушконыра, на территории этноцентра «Номад», и проводится при поддержке Управления туризма и акимата Алматинской области в рамках программы «Рухани жаңғыру». Это первый фестиваль военной реконструкции, вслед за которым в этом году пройдут еще два тематических: один будет посвящен национальной кухне и костюмам, а другой – ремеслам. В прошлом году мероприятие работало в тестовом режиме. В этом году фестиваль примет больше гостей и займет неделю, с 21 по 27 июля. На его открытии были задействованы 35 всадников и порядка сорока пеших лучников. В целом в нем примет участие около 100 человек. Это как приглашенные спортсмены, так и воспитанники центра – конные наездники и ремесленники. Вход на фестиваль бесплатный.

Мероприятие призвано представить военное искусство кочевых племен, проживавших на территории Казахстана в разные исторические эпохи: саков, усуней, конгюев, тюрков и казахов. Его цель – познакомить соотечественников и гостей Казахстана с национальной культурой страны, продемонстрировав самобытность ее эстетики.

Проект стремится информировать широкую публику о существовании этноцетра, функционирующего не только в период фестиваля, но и в течение года. «Номад» представляет собой частное предприятие, которое не финансируется государством, и предлагает свои услуги и программы через отечественные турагентства на коммерческой основе.

«Сейчас на фестивале слишком много людей. Но, когда приезжают небольшие туристические группы, мы предоставляем возможность примерить исторические доспехи. Буквально даем потрогать и пощупать нашу историю», – рассказал в интервью Atameken Business руководитель этноценра «Номад» Жандос Нурбеков.

По его словам, юрточный городок, расположенный на территории центра, больше сезонный бизнес, характерный для поздней весны, лета и ранней осени. Холодной зимой принимать посетителей и проводить мероприятия более затруднительно. Но, тем не менее, организаторы готовы на время прибытия туристов отапливать пару юрт. Из города до этноаула ехать около полутора часов. Добраться можно только на личном транспорте, общественный не ходит. Туристов привозят специальные автобусы от турагентств, когда набираются группы. Устроители пожертвовали временным и дорожным комфортом ради природных пейзажей, как естественной аутентичной сцены для этнографических реконструкций. Одна из главных проблем проведения мероприятий в летнее время – сильное солнце на открытой степной местности. Защититься от него можно под специальными навесами, а также в юртах, которые следовало бы сделать сосредоточием разнообразных культурных событий. Также рекомендуется надевать закрытую легкую одежду и головные уборы.

«Структура территории этноцентра такова: сначала туристы попадают в гостевой аул, где можно отдохнуть. Там их встречает наша гордость – сделанная вплоть до последней нитки казахская юрта. Затем идут пять гостиничных юрт. Они двухместного размещения. Это сделано для удобства иностранных гостей по совету турфирм. Четыре стилизованные и пятая – имитация настоящей. Проживание в ней стоит дороже, но дает почувствовать реальный этнический колорит. Далее идет территория ремесленников, где они могут показать свое мастерство. Недалеко от нее располагается площадка для конных состязаний и боевой лагерь», – знакомит г-н Нурбеков с топографией фестиваля.

Как говорит организатор фестиваля, археолог, руководитель этнографического клуба «Грифон» и конной команды «Номад», Станислав Потапов, он давно занимается историческим фехтованием, и ему было интересно системно овладеть боевым мастерством разных исторических эпох. «Ребята из «Номада» могут биться не только сакским, тюркским и казахским оружием, но имитировать другие эпохи и регионы – нормандский и славянский бой, владение турецкой саблей. Это единственная команда в стране, которая может представить историческую реконструкцию боя по разным историческим периодам», – подчеркивает он.

«Из всех представленных на фестивале родоплеменных кочевых союзов полностью закованы в броню только конгюи. Для кочевников главное – это стрельба из лука. Поэтому было сложно разработать полные боевые доспехи, которые бы не мешали стрелять. Это удалось только конгюям. У них были и самые длинные тяжелые мечи, больше метра в длину. Но самой универсальной стала османская система вооружения, и кочевники быстро ее переняли. Кольчуга казахов была подвижной, чтобы в ней удобно было стрелять на скаку, ударять пикой и поднимать оружие с земли. Сабля – дорогое оружие, и она изготавливалась полгода. Поэтому популярностью пользовались изобретенные во время казахско-джунгарских войн легко доступные топорик и дубинка. Причем казахский топор мог биться против сабли и даже побеждать», – поясняет специалист.

Сам Станислав облачен в сакский боевой комплект: чекан – оружие одного удара, которое наносит смертельную рану, и акинак, без которого увидеть мужчину в сакское время было немыслимо. Пока казахстанские мастера изготавливают доспехи и оружие, не требующие серьезной ковки. Мечи и сабли приобретаются на заказ по авторским чертежам в Харькове и Туле. Постепенно казахстанцы стараются перейти целиком на собственное изготовление, уточняет он.

В клубе «Грифон» обучают сражаться на разных видах оружия всех желающих. Причем боевой реконструкцией занимаются не только дети, но и взрослые – мужчины и даже девушки. Страницу группы можно найти в «ВКонтакте».

«У нас есть хорошие специалисты. Руками Булбул Капкызы сделаны исторические юрты. Она хорошо знает ткацкие станки. Данияр Байдаралин – лучный мастер, в изготовленных им боевых доспехах можно стрелять на скаку. У нас много таких этнографов. Но они узкие специалисты и не объединены между собой. Для популяризации этого направления нужны универсалы, знающие базовую этнографическую историю от а до я. Без этого трудно нести научные знания в массы», – считает Станислав Потапов.

Неделя военного искусства кочевников – первый этнографический фестиваль, охватывающий военное искусство различных эпох. Его задача – привлечь внимание к страницам истории через оживающие зрительные и практические образы.

Другие мероприятия на территории этноцентра «Номад», которые можно будет посетить в ближайшие два месяца: Неделя исторического костюма кочевников и казахской национальной кухни – 11-17 августа, 15-21 сентября – Неделя традиционных ремесел кочевников.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/xsKzpAsb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/uTMLhzZ4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/9ivAkJLB.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/X3LB3egn.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/YGPfgBcm.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/7XwZEAPc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/2vRTyTYK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/NvCsrBCh.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Из карантина выйдут не все компании

Порядка 80% объектов сферы турбизнеса не имеют запаса прочности.

05 Апрель 2020 08:12 548

Из карантина выйдут не все компании

Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 тыс. субъектов предпринимательства, это как малый, средний бизнес, так и крупные участники рынка, оказались в очень непростой ситуации. Все они в ожидании пакета мер по поддержке отрасли, которые президент страны поручил разработать правительству еще в середине марта. Такова была реакция Касым-Жомарта Токаева на открытое письмо от туристской ассоциации в связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране.

Вектор – на внутренний туризм

Даже если карантин завершится в апреле, отрасль заработает не ранее июня, считают представители павлодарских компаний. Это по оптимистическим прогнозам. В Павлодарской области только зарегистрированных в реестре турорганизаций, более 90 компаний. На сегодня остались без работы уже более 200 человек, и это только половина поданных заявок на соцпомощь.

По мнению руководителя ОЮЛ «Туристическая ассоциация Павлодарской области» Гульмиры Отаргалиевой, срочно поменять сферу деятельности достаточно сложно.

«У каждого из работников, конечно, есть дипломы учителей, инженеров, переводчиков и прочее. Но в этом бизнесе работают не по году или два, есть компании, которые 20 лет на рынке. И вспомнить свою первоначальную специальность, наверное, сложно, но возможно. Если прижмет. Но мы надеемся на то, что сможем выжить, сместив акцент на внутренний туризм. И здесь необходима поддержка государства», – сообщила inbusiness.kz предпринимательница.

В качестве примера может стать Алтайский край, где 7% ВВП дает именно внутренний туризм. И правительством края сделано много для его развития. В чем состоит эта поддержка. Например, есть рекомендация министерства образования края для проведения трех экскурсий для школьников в течение учебного года. Тематика их направлена как на патриотическое воспитание, так и на профподготовку. Причем экскурсия проводятся не за счет бюджета, ее оплачивают родители.

«Если бы наше областное управление образования давало бы такие рекомендации, то можно было бы развивать данное направление. Навскидку в регионе стоит посмотреть Баянаул, Экибастуз и экскурсию по Павлодару. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было воспитано в патриотическом духе, то надо делать так, как было в советское время. Экскурсия по областному центру раз в год была обязательная, чтобы дети знали о месте, где они живут. Тот же угольный разрез «Богатырь» входит в десятку туристических объектов по Казахстану, а мы его не показываем. Для нашего бизнеса это было бы подспорьем», – уверена Гульмира Отаргалиева.

И тут, по ее мнению, важно, чтобы каждый занимался своим делом. Если это экскурсия, то делать это должны профессиональные гиды, а не водители автобуса или преподаватели. По мнению руководителя ассоциации, настал момент, когда турбизнесу нужна помощь, и данная форма работы может реально удержать на плаву тех, кто готов меняться.

Верните наши денежки

Остро стоит вопрос о средствах, которые были взяты с туристов на раннее бронирование отдыха. На сегодня их нет ни у турагентов, работающих в регионах, ни у туроператоров, которые отправили их авиакомпаниям и на бронирование мест в отелях.

«Вернуть одномоментно такие деньги – это невозможно. Сейчас, в принципе, решены вопросы о заморозке этих средств по курсу валюты на момент их поступления, ряд операторов, вышедших на связь, дают почти полтора года гарантии на продление уже оплаченных отпусков. Но есть категория туристов, которая будет настаивать на аннулировании договора. Не могу пока назвать общую цифру по региону, только на примере моей компании могу сказать, что речь идет о сумме порядка 10 млн тенге, и это притом, что у меня не самое большое количество броней. Надеемся на поддержку государства, главное, чтобы не было банкротств. Если предприятия будут работать, значит, мы сохраним деньги туристов. Они смогут ими воспользоваться, пусть и не сейчас», – отметила Гульмира Отаргалиева.

По оптимистическому сценарию, за время карантина уйдут с рынка 60% бизнеса в туристической отрасли, в худшем случае – до 80%. Туризм – на 90% женский бизнес. Многие в одиночку поднимают детей. Даже при открытии границ, беря во внимание низкую покупательскую способность основой части казахстанцев, данная сфера еще долго не сможет восстановиться, считают опрошенные inbusiness.kz турагентства.

В ВКО на внутренний туризм особо не рассчитывают

Тридцать туристических компаний Восточно-Казахстанской области обратились с письмом местный акимат, региональную Палату предпринимателей и в адрес президента, заявив о крайне сложной ситуации в сфере туризма, как по всей стране в целом, так и на территории ВКО. По их мнению, туристический рынок терпит значительные убытки, его деятельность практически остановилась. В качестве мер поддержки предлагается перечень послаблений.

«Освободить участников туристского рынка на 12 месяцев от выплаты КПН за 2019 год и других обязательных налогов и платежей в бюджет без начислений пени и штрафов. Освободить на тот же срок от уплаты пенсионных отчислений, подоходного налога и взносов на обязательное медицинское страхование. Отсрочить платежи по кредитам без начислений пени и штрафов на 12 месяцев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является туризм, а также физических лиц, занятых в сфере туризма», – и это далеко не полный список предлагаемых к принятию мер.

Пока в правительстве не дошли руки до данной сферы бизнеса, руководитель туристической фирмы Limpopo Travel Мария Русина из Усть-Каменогорска сообщила inbusiness.kz, что с 1 апреля вынуждена была отправить в отпуск без содержания восемь сотрудников.

«Буду подавать заявку, чтобы им выплачивали минимальную зарплату. Уже месяц работы никакой нет. При этом я должна заплатить людям за отработанный период, налоги, аренду помещения. Эта нагрузка ложится на бизнес. Прогнозы не радуют, т. к. сфера туризма на сегодняшний день пострадала, наверное, больше всех. Она первой почувствовала на себе мощный экономический удар», – отмечает предпринимательница.

К слову, все предложения областных ассоциаций туризма, поступившие в региональные палаты предпринимателей, отправлены в головной офис «Атамекена», и уже там они будут предлагаться для рассмотрения депутатам мажилиса парламента.

«На сегодня мы помогаем в решении насущных вопросов, не терпящих отлагательства. Например, выплата минимальной заработной платы сотрудникам турфирм, отправленным в отпуск без содержания. На сегодня уже 36 заявок одобрено», – сообщил inbusiness.kz представитель региональной ПП Павлодарской области Амир Баисов.

Кроме того, бизнес получил кредитные каникулы на 90 дней. Индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса предоставят отсрочки платежей по кредитам, включая основной долг и вознаграждение. Данный процесс запущен. Получили турфирмы и освобождение от налога на имущество до конца года. К сожалению, в большинстве случаев помещения в аренде.

Марина Попова

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Из-за коронавируса авиарынок «рухнул». Самолеты не летают, билеты не продаются, пассажиры грозят исками.

02 Апрель 2020 11:44 2494

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Фото: rbc.ru

16 марта границы Казахстана оказались закрытыми и авиасообщение остановилось – только спецрейсы эвакуировали казахстанцев из разных стран мира, чтобы защитить людей от заражения коронавирусом. К такому развитию событий никто готов не был. Пандемия COVID-19 обернулась туррынку многомиллионными потерями. Индустрия турбизнеса готовится к череде банкротств.

«Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов», – написала на своей странице в Facebook председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Беспрецедентный объем запросов

В авиакомпаниях говорят, что можно поменять дату вылета или вернуть деньги за билет.

«Мы понимаем, что в настоящее время вы испытываете сложности с изменением или отменой своих поездок, – говорится в опубликованном на сайте Air Astana обращении президента авиакомпании Питера Фостера. – Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года».

На фоне режима ЧП Air Astana ежедневно получает сотни тысяч обращений. Как уверяет Питер Фостер, сотрудники колл-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно все обработать, но объемы запросов беспрецедентны. И с этим столкнулись все авиакомпании мира.

«Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным», – уверяет президент авиакомпании.

Но правда в том, что пассажирам, которым не повезло купить билет в самый пик пандемии, вернуть назад деньги, может, и не получится.

Худшее время: возвраты, убытки, иски

Убытки из-за режима ЧП авиаперевозчики несут, конечно, огромные. И вернуть деньги всем требующим возврата пассажирам они не могут.

«Air Astana вернет полную сумму за билеты, включая и невозвратные, за рейсы, которые пришлось отменить до 15 апреля», – сообщил менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании Тлек Абдрахимов.

Но здесь есть один нюанс. На сайте авиакомпании SCAT, в частности, сообщается следующее:

«Авиакомпания будет готова начать выплату возвратов после возобновления авиасообщения по РК и за ее пределы, а по возможности и раньше».

Если власти продлят ограничительные меры, то несостоявшиеся пассажиры в лучшем случае смогут очень нескоро получить назад деньги, уплаченные за билет. При худшем развитии событий возврата может не быть вообще. Это, в общем-то, подтвердили и в объединенных онлайн-сервисах по бронированию билетов Aviata и Chocotravel.

«В обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. Например, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, делается три возврата, мы вычитаем эти возвраты из суммы выручки и оставшуюся сумму перечисляем в авиакомпанию», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz Николай Мазенцев, СЕО компаний Aviata и Chocotravel.

Как рассказал Мазенцев, в нынешней ситуации, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов гораздо больше. Перевозчики сейчас столкнулись с непростой ситуацией: у них нет продаж на будущие рейсы, плюс теперь им нужно осуществлять возвраты по всем направлениям всем клиентам. Изначально у ряда авиакомпаний была политика – они делали возвраты не деньгами, а ваучерами. Ваучер – это аналог стоимости билета, на который в будущем можно приобрести билет или получить скидку у компании. Это вызвало большую волну негатива от клиентов, поэтому авиакомпании решили возвращать стоимость билетов деньгами.

«Теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они нам. Такая же схема работает и с билетами на ж/д направление. Мы работаем с КТЖ через компанию-посредника Instant Payment, которая помогает нам проводить все возвраты, – говорит СЕО Aviata и Chocotravel. – На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания уже осуществила возврат средств, а какая нет».

Процесс возврата непростой

Стоимость возврата – считается сумма возврата по правилам авиакомпании. В случае отмены рейса клиент, как правило, должен получить 100% возврат, несмотря на то, что все игроки туррынка несут расходы, связанные с оформлением, бронированием и прочим.

«Как проходит процесс возврата: клиенты обращаются к нам через личный кабинет с запросом на возврат, мы делаем расчет в зависимости от того, отменен рейс или клиенты просто хотят сдать билет на рейс, который пока не отменен. Тогда мы считаем возврат по правилам авиакомпании, потому что возможны какие-то штрафы. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и проверяем по реестру, поступили ли деньги от авиакомпании для возврата. Если нет, то заявка клиента отправляется в очередь по возврату», – продолжает Мазенцев.

Судя по комментариям в соцсетях, подавляющему большинству несостоявшихся пассажиров вернуть деньги за авиабилеты пока не получается. Некоторые клиенты уже даже отправляли свои досудебные претензии к Chocotravel и Aviata.

«Мы стараемся делать возвраты по расписанию, и они забирали претензии, поэтому в суд никто на нас не подавал. Сейчас многие клиенты обращаются по поводу возвратов, мы просим их проявить терпение – мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу», – говорят в онлайн-сервисах по бронированию билетов.

Между тем глава группы компаний Chocofamily Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции с блогером Алишером Еликбаевым в Instagram, заявил, что, по его ожиданиям, авиакомпаниям понадобится около двух-трех месяцев, чтобы восстановиться после режима ЧП.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: