/img/tv1.svg
RU KZ
После многолетнего роста инвестиции в сферу торговли упали сразу на 40%

После многолетнего роста инвестиции в сферу торговли упали сразу на 40%

Почти треть всех капвложений в секторе приходится на финцентр – город Алматы.

09:06 02 Октябрь 2020 2571

После многолетнего роста инвестиции в сферу торговли упали сразу на 40%

Автор:

Инвестиции в основной капитал в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонта автомобилей и мотоциклов за январь-август 2020 года составили 87,6 млрд тг, сообщает портал finprom.kz.

По сравнению с прошлым годом объем инвестиций в отрасль сократился на 39,5% (ИФО – всего 59,4%). До этого пять лет подряд наблюдался прирост объема капвложений в секторе.

По Казахстану более половины объема инвестиций в основной капитал в секторе приходится лишь на три региона: Алматы, Нур-Султан и Карагандинскую область.

С большим отрывом лидирует Южная столица с объемом 27,8 млрд тг, что, впрочем, на 25% меньше, чем в прошлом году. Следом идет Нур-Султан: 10,4 млрд тг – на 14,5% меньше, чем за январь-август 2019 года. При этом в Карагандинской области объем инвестиций увеличился на 46,8%, до 9,3 млрд тг. Всего рост продемонстрировали семь из 17 регионов РК.

Основным источником финансирования в отрасли являются собственные средства бизнеса: 80,8 млрд тг, что, однако, на 36,9% меньше, чем годом ранее.

Кредиты банков сократились в три раза, до 5,1 млрд тг. При этом выросли инвестиции за счет других заемных средств – на 12,4%, до 1,6 млрд тг; из них заемные средства нерезидентов составили 0,8 млрд тг – на 24,7% больше, чем в прошлом году.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

13 Октябрь 2020 09:36 1160

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Продажи оптовиков в минусе

13 Октябрь 2020 09:25 1214

Объем торговли сократился на 7,3% в деньгах и сразу на 10% – в реальном выражении.

За январь-август 2020 года объем розничной торговли в стране составил 14,1 трлн тг – на 7,3% меньше, чем годом ранее. В реальном выражении объем торговли упал на 10%, сообщает портал ranking.kz.

В том числе 19,6% продаж, или 2,8 трлн тг, пришлось на продовольственные товары, еще 80,4%, или 11,3 трлн тг, – на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

На долю села, по официальным данным, пришлось лишь 3,3%, или 459,3 млрд тг, всего объема от РК, что указывает на серьезную долю «серого» торгового потока в сельской местности.

Две трети всего объема оптовой торговли пришлись на три региона: Алматы (6 трлн тг, минус 12,2% в денежном выражении за год), Нур-Султан (2,1 трлн тг, плюс 7,7%) и Атыраускую область (здесь продажи упали почти на четверть в стоимостном выражении, до 1,4 млрд тг).

В целях насыщения внутреннего рынка качественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы, передает официальный ресурс премьер-министра РК. Система выступит якорной инфраструктурой для объединения кластеров, фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. Ядром предлагаемой системы станет единая сеть оптово-распределительных центров трех типов: центров хранения, центров торговли, центров распределения.

Модель Национальной товаропроводящей системы строится на принципах государственно-частного партнерства через частную финансовую инициативу. В рамках создания сети предлагается строительство 24 ОРЦ.

По размерности предприятий основной объем оптовых продаж за январь-август 2020 года приходится на малые предприятия: 11,2 трлн тг – на 10,4% меньше, чем годом ранее. Средние предприятия продали товаров на 2,3 трлн тг – сразу плюс 12,1% за год. Объем продаж крупных предприятий упал на 9,7%, до 543,6 млрд тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!