После угольных митингов в Монголии стране необходимы реформы

8990

Экс-президент Намбарын Энхбаяр в интервью inbusiness.kz рассказал о текущей ситуации в своей стране.

После угольных митингов в Монголии стране необходимы реформы Фото: el.kz

Турбулентный 2022 год пополнил свою копилку масштабными протестами в столице Монголии, Улан-Баторе, вспыхнувшими у здания правительства в начале декабря. Поводом стал коррупционный скандал с продажей и выводом из страны денег, вырученных от реализации угля в Китай. Во вторник, 20 декабря, экс-глава Монголии Намбарын Энхбаяр принял участие в Центрально-Азиатском медиафоруме в Астане. О том, что происходит сейчас в Монголии, он рассказал inbusiness.kz в кулуарах форума.

Akorda.kz

– Сейчас большое внимание приковано к происходящим в вашей стране протестам. Какие обозначены реформы в связи с прошедшими угольными митингами? 

– Народ требует озвучить имена конкретных лиц, которые участвовали в этом, идут следственные действия, но народ торопит. Это, наверное, займет определенный промежуток времени. Ходили слухи, что некоторые деньги были выведены за рубеж, в частности в Казахстан, что некоторые лица в Астане или Алматы построили дома на данные средства. Но это все нужно проверять. Слухи слухами, но факты должны быть установлены, чтобы кого-то считать виновным или, наоборот, невиновным.

Население не доверяет тому, что говорит правительство, официальные лица не доверяют тому, что пишут газеты. Поэтому люди митингуют, ночуют на площади и требуют раскрытия информации. 21 декабря будут открытые слушания по этому делу. Народ должен узнать правду. Они хотят знать не постправду, полуистину, а полную правду.

Если смотреть в перспективе, я думаю, что государственные структуры необходимо реформировать, сделать их более ответственными перед народом. В этом случае можно вести разговор о новой Конституции. В ближайшей перспективе задержать всех воров. Идут разговоры о досрочных выборах в парламент, но я думаю, что до этого не дойдет. По моему мнению, этот процесс должен идти параллельно с разработкой новой Конституции.

gs-russia.ru

– Что касается китайских инвестиций. Насколько болезненно население реагирует на инвестиции со стороны КНР?

– Традиционно население, мягко говоря, очень осторожно относится. Но, с другой стороны, реальность такова, что без Китая мы не можем. Экономически Китай – это главный рынок сбыта, куда мы продаем и откуда покупаем. Поэтому необходимо находить баланс. Прежде всего, мы должны научиться сами производить конечный продукт.

Сейчас мы продаем только сырье, которое, как известно, всегда дешевле конечного продукта. Мы всегда находимся в отрицательном балансе нашей торговли с Китаем, с Россией и другими странами. Это вызывает недовольство народа. В этом плане правительство и бизнесмены должны вместе поработать, чтобы научиться производить конечный продукт, который мог бы конкурировать на китайском рынке, а потом уже выходить на японский, на корейские рынки.

– Как западные санкции против России влияют на Монголию?

– Мы сильно зависим от России в плане покупки нефти и нефтепродуктов. Не можем произвести расчеты в рублях, чего требует Россия. Поэтому взаиморасчеты идут достаточно сложно, и это немного сковывает нормальную торговлю нефтепродуктами. Газпромбанк, который был специально выведен из-под санкций, старается работать так, чтобы санкции не повлияли на торговлю нефтепродуктами.

– Россия планировала проложить газопровод в Китай через Монголию. На какой стадии находится проект?

– Сейчас идет разработка технико-экономического обоснования. После чего российская сторона должна договориться с китайской о цене природного газа. Идет подготовительная работа, когда она завершится, тогда, я думаю, начнется строительство.

– Монголы – кочевой народ. Как идет процесс урбанизации в стране?

– Сельское население стремительно сокращается. Особенно это связано с последствиями тяжелой зимы или засушливого лета. Люди в поисках работы, жилья, доходов стараются перебираться в города, особенно в столицу Монголии, Улан-Батор.

Сейчас в столице проживает порядка 50% всего населения Монголии. Это, конечно, неправильно, когда в одном городе живет полстраны из 3 млн человек. Многие уезжают в Корею, Японию, Европу, США, чтобы там найти источники дохода. Поэтому урбанизация идет не такими темпами, какими бы нам хотелось. Также она сопряжена с различными проблемами, такими как загрязнение воздуха в Улан-Баторе либо незарегистрированные адреса.

С другой стороны, кочевники, конечно, остаются. Они ведут традиционный образ жизни. В целом, я считаю, нужна новая политика в создании новых городов. Думаю, что создание так называемой второй столицы или города со статусом столицы. Например, город Каракорум – бывшая столица империи Чингисхана – может стать одним из очень хороших выходов.

Пример Астаны, когда она была построена как столица новой страны, очень хороший пример. У многих стран есть такие примеры, мы хотим изучить хороший опыт таких городов, не повторять тех ошибок, которые они допустили, и на этой основе создать умный город. Есть люди, которые не хотят дальше жить как кочевники, чтобы они могли получить хорошее образование, хорошие жилищные условия, медицинские услуги.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться