/img/tv1.svg
RU KZ
Посол РК в КНР: «Одним подписанием соглашения туризм не развить»

Посол РК в КНР: «Одним подписанием соглашения туризм не развить»

Каковы шансы казахстанского туризма стать одним из приоритетных направлений для китайских туристов abctv.kz рассказал чрезвычайный посол Казахстана в Китае Шахрат Нурышев.

12:39 03 Ноябрь 2016 10071

Посол РК в КНР: «Одним подписанием соглашения туризм не развить»

Автор:

- Шахрат Шакизатович,  буквально через месяц будет год, как Казахстана подписал с Китаем ADS-соглашение по выдаче групповых виз туристам. О каких результатах мы сегодня можем говорить?

- Да, мы подписали соглашение в декабре, но реализовывать начали только с 1 августа. Первые полгода заняла подготовительная работа. Надо было определить перечень компаний, которые имеют право из Китая направлять туристов в Казахстан, и компаний, которые будут принимать туристов здесь. А это соответствующая база и подготовка. По ADS-соглашениям туристы приезжают группами, а это значит, что для приема нужны транспортное обеспечение, гостиничный потенциал, гиды со знанием китайского языка.

Изначально в Казахстане был утвержден перечень из 40 турагентств, но в настоящее время он увеличен до 63 компаний. Среди них не только столичные турагентства, но и региональные. В Китае около 300 компаний получили право отправлять туристов в Казахстан. Но нужно понимать, что это большая страна, в которой развит туризм,  соответственно, там много туркомпаний.

- Насколько мне известно, усилиями посольства было организовано роуд-шоу в Китае, чтобы показать и рассказать китайским гражданам о Казахстане. Есть ли от этого эффект?

- Мы два-три раза приглашали наши туркомпании в Пекин, чтобы они рассказали китайским коллегам, каким видят это сотрудничество, приглашали директора департамента консульской службы МИД РК, чтобы она рассказала, как будут выдаваться визы, а также представителя департамента туризма МИР РК.

Но возьмите, к примеру, Россию, которая открыла отдельное представительство Ростуризма в Пекине и несколько филиалов в провинциях. В придачу к этому они пригласили известную китайскую телезвезду, свозили ее на Байкал, показали все красоты, сняли об этом ролик, который перевели на китайский язык и распространили посредством телевидения, через интернет и социальные сети. Буквально через год после этого в Россию пошел поток китайских туристов. То есть нужна комплексная работа. Просто одним подписанием соглашения туризм не развить. Наивно надеяться, что после подписания документа в Казахстан сразу же приедет 200-500 тысяч китайских туристов. В это нужно вкладывать средства, нужна реклама, нужно рассказывать о наших красотах, маршрутах. Но, к сожалению, наши финансовые ресурсы ограничены, и проведение такой масштабной кампании пока затруднительно.

- Сегодня о китайском туристе говорят, как о самом богатом туристе. Так ли это? На самом ли деле это перспективное направление для Казахстана?

- Это так. Только представьте, в прошлом году за рубеж выехало 120 миллионов китайцев с туристической целью, потратив при этом более 200 миллиардов долларов. Мы не говорим о миллиардах, но если хотя бы 1%, или 0,5% привлечь в Казахстан, это огромные деньги, которые не будут оседать в каких-то госструктурах, а достанутся бизнесу. На туризме заработают все, начиная от гостиниц и ресторанов, заканчивая переводчиками, арендой транспорта и продажей сувениров. То есть, это дополнительные инвестиции, которые хорошо окупаются.

- Вы говорили о маршрутах. Сейчас много говорят о развитии в Казахстане красного маршрута, который так полюбился китайским туристам. Что вы об этом думаете?

- Под Красным маршрутом я понимаю показ тех мест, где работал Ленин, где жили Калинин и Дзержинский. Конечно, это интересно китайским туристам. И для России это актуально. Но Казахстану, думаю, будет сложновато этим завлечь к себе, это не наш конек. Нам надо делать акцент на развитие экотуризма, альпинизма. Китайских туристов сегодня ничем не удивить, они объездили весь мир, бывали во многих местах, много чего видели. Поэтому Казахстану надо предложить что-то необычное, неординарное, чего китайцы не смогут получить в других местах.

- Некоторые казахстанские туроператоры подумывают о развитии такого маршрута, как путь Чингисхана. По-вашему, у такого маршрута есть шанс полюбиться туристам из Китая?

- Думаю, да. Но этот путь, на мой взгляд, надо увязать с соседними странами, сделать какой-то общий маршрут. Наверное, это было бы интересно. В свое время, была идея сделать турмаршрут ШОС, когда китайский турист выезжает через Казахстан, проезжает Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию и возвращается обратно. Но это так и осталось на уровне идеи.

- Это интересно. Думаю, туроператоры воспользуются этой идеей. Шахрат Шакизатович, по-вашему, насколько Казахстан сегодня готов к приему китайского туриста?

- Мне кажется, наши туристские компании еще до конца не понимают, как они будут работать с китайскими туристами. Все говорят, а вот есть студенты, которые закончили в Китае, мы их сейчас будем привлекать. Это, конечно, хорошо. Но для того, чтобы они работали гидами, нужна соответствующая подготовка. Китайский турист специфичный, ему надо преподносить информацию по-другому. То, что может быть интересно нам, может быть абсолютно неинтересно ему. Нужно учитывать вопросы ментальности китайцев.

- Правда ли, что китайских туристов больше всего интересует шопинг и игорный бизнес?

- И шопинг, и игорный бизнес, действительно, актуальны для китайского туриста. Особенно, с учетом того, что на территории Китая, кроме Макао, больше нигде не разрешено открывать и посещать казино. Китайцы сами по себе очень азартные люди, готовые посещать казино, тратить деньги, проводить так время. Поэтому организация посещения того же Борового или Капчагая была бы интересна в качестве маршрута.

Шопинг интересен им не только ради шопинга, а ради покупки брендовых вещей. Казалось бы, в Китае все есть. Но настоящие брендовые вещи стоят у них очень дорого. Более того, со слов наших туристов, которые посещают Париж, Милан, раньше во всех дорогих бутиках стояли русскоговорящие продавцы, сейчас там уже есть люди со знанием китайского языка. Это говорит о том, что основной потребитель для них - это китаец.

С учетом того, что у нас многие вещи за счет девальвации тенге стали дешевле, чем в Китае, многие китайские туристы приезжают в Алматы и скупают вещи в том же Есентай молл, Меге, в дорогих бутиках, где продаются брендовые сумки, часы, портмоне, причем в большом количестве.

- Вы владеете информацией, сколько китайских граждан в этом году посетили Казахстана в туристических целях?

- Да, за 9 месяцев мы выдали 5 тысяч туристических виз. Но, я думаю, эта цифра не отражает полную картину.

- Что касается получения деловых виз китайскими бизнесменами. Насколько это трудный процесс, и бывают ли случаи отказов?

- При полном соответствии документов всем требованиям визовая поддержка оформляется в течение недели. Срочные виды выдаются в трехдневный срок. С выдачей виз проблем не возникает. Но бывают, конечно, и отказы. Это зависит от того, имел ли данный гражданин во время предыдущего пребывания в Казахстане какие-либо административные нарушения. Если имел, значит, он был занесен в черный список, и поэтому ему отказывается в оформлении визы.

- Насколько развит между Казахстаном и Китаем деловой туризм?

- Очень развит. Но вопрос в том, что многие оформляют туристическую визу, а приезжая сюда занимаются бизнесом. То есть идет несоответствие целям пребывания. Таких фактов много.

- Шахрат Шакизатович, ну а какие советы казахстанским туристам, посещающим Китай, вы бы могли дать?

- Главное, во время пребывания в Китае, соблюдать местные законы. А там они достаточно жесткие. Важно зарегистрироваться по месту жительства по прибытии, и не прибывать в стране больше того срока, который указан в визе. Бывают бытовые нарушения, особенно среди студентов много случаев. Например, за драку человека могут посадить на 6 месяцев в тюрьму. Китай страна со своей культурой, бытом, устоями, ментальностью. Некоторые вещи, которые для них нормальны, нам кажутся необычными, и наоборот. Приезжая в страну, надо терпимо относиться ко всему.

- А вот что касается проекта «Западная Европа – Западный Китай». Насколько китайский отрезок готов к эксплуатации?

- Отрезок от порта Ляньюньган, который находится в провинции Цзянсу на побережье Тихого океана, до Хоргоса автобан уже построен. То есть, китайский отрезок уже построен. На территории Казахстана в этом году тоже заканчиваются работы. Следующая очередь за Россией, которая должна от Казахстана до Саратова построить дорогу. Насколько я знаю, там планируется закончить работы к 2019 году. Думаю, можно надеяться, что к 2020 году коридор уже заработает.

- До этого, конечно, нам еще далеко. Но зато не за горами 2017 год, когда пройдет год казахстанского туризма в Китае и ЭКСПО.

- Да, это так. Вы знаете, есть разные оценки, планируется, что на ЭКСПО в Казахстан приедет около 200 тысяч туристов из Китая. Чтобы эти прогнозы реализовались, нам всем предстоит огромная работа.

Алина Альбекова 

Казахстан и Китай – бизнес-связь двух стран

Большая премьера телеканала Atameken Business – Salem Kazakhstan.

09 Октябрь 2020 10:15 3011

9 октября в 21:30 на телеканале Atameken Вusiness стартует показ 12-серийного фильма Salem Kazakhstan о бизнесе и бизнесменах в Китае.

Salem Kazakhstan – новый телевизионный проект телеканала Аtameken Вusiness и ведущей китайской продюсерской компании.

Salem Kazakhstan представляет из себя серию документальных телевизионных фильмов, посвященных новым бизнес-возможностям. Герои фильмов – казахстанцы самых разных профессий – изучают опыт бизнесменов Поднебесной, отправляются в самую гущу событий, связанных с ними, присутствуют на локальных рынках, изучая их возможности, участвуют в переговорах, знакомятся с новыми интересными людьми, которые, к примеру, работают на таких высокотехнологичных объектах, как автоматизированный склад под управлением роботов нового поколения.

Предприниматели, заработавшие уже целое состояние на интернет-коммерции, а также в других, в общем-то, традиционных для Казахстана сферах, таких как торговля и маркетинг, делятся своими соображениями о развитии бизнес-контактов с Казахстаном.

О том, как построить свой бизнес с китайскими партнерами, как использовать инновации в этой работе, можно будет узнать, посмотрев одну из 12 серий, которые выйдут в эфир до конца 2020 года.

Канат Сахария, генеральный директор MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS»:

«После распада Советского Союза, мы с вами помним, что на рынок Казахстана хлынуло огромное количество китайской продукции, и, как вы помните, она была, как правило, низкого качества. Это и быстро ломающаяся техника, и быстро рвущаяся одежда и обувь. Соответственно, сложился стереотип о китайском товаре, о китайском производстве. Однако за эти 30 лет произошли грандиозные изменения в структуре рынка Китая, и сейчас КНР является лидером мировой экономики, и, более того, даже крупные технологические компании Китая сейчас уже наравне конкурируют с самыми продвинутыми западными компаниями. Вы знаете, например, что даже TikТok китайский покупается американскими компаниями. Огромное количество технологий сейчас китайцы разрабатывают самостоятельно, что также ведет к некоему экономическому сопротивлению на мировом глобальном рынке. Поэтому для нас, как для страны-соседа, такая огромная экономика представляет большой интерес. Для нас это огромный океан и человеческих ресурсов, и производственных мощностей, и интеллектуального развития. Китай для нас представляет очень большую важность, потому что мы являемся и геополитическими, экономическими, стратегическими партнерами ввиду того, что у нас общая граница. И поэтому наш проект запущен именно для изучения того, как строится бизнес, как бизнесменам Китая сейчас работается в современных условиях. И особое внимание хотелось уделить компаниям, которые заняты в сфере IT-технологий. Сейчас вы знаете, что в связи с пандемией и карантином вопросы онлайн-торговли, электронной коммерции выходят на первое место. У нас будет с вами возможность увидеть своими глазами все процессы – как развивается электронный рынок в Китае. В целом мы придерживаемся очень такой простой философской восточной мудрости, что, когда дует ветер перемен, необходимо натягивать паруса, а не возводить стены, поэтому наш проект сейчас призван продемонстрировать нашему экономическому сообществу новые возможности, новые перспективы. Как говорится, бизнес должен натянуть свои паруса и уйти в большое плавание вместе с китайскими нашими соседями и партнерами».

Данил Москаленко, автор и ведущий телеканала Atameken Вusiness, руководитель проекта с казахстанской стороны:

«Перед нами стояла очень серьезная задача – мы должны были в максимально короткие сроки отснять огромное количество материала сразу в нескольких городах, и так случилось, что, к сожалению, на весь процесс повлияла пандемия. Был риск, что проект не состоится, хотя на его подготовку ушло огромное количество времени, так как все-таки он был международным, приходилось выстраивать новые коммуникации. Но сейчас мы можем с уверенностью сказать, что проект вышел на финишную прямую, мы можем показать все, что мы отсняли, нашему зрителю. Более того, аналогичные серии, но уже на китайском языке, выйдут и в Китае. Как руководитель проекта с казахстанской стороны, могу отметить, что зрителя ждет очень много интересных открытий. Больше чем уверен, что все, что вы знали до этого о Китае, изменится. Я сужу по себе. Для меня Китай, перед тем как я погрузился в его экономику, в его инновационную инфраструктуру, все же оставался некой темной лошадкой. И я могу сказать, что и зритель многого не знает об этой стране, причем надо понимать, что сами китайцы очень стремятся развивать дружественные связи со всеми, все больше открываются миру, особенно в части бизнеса. Они готовы реализовывать как самые простые, так и самые сложные проекты в различных сферах, причем на долгосрочной основе».

Из первой серии можно узнать про систему онлайн-продаж и почтовой логистики, управляемой искусственным интеллектом, и познакомиться с одной из самых влиятельных блогеров Китая. Хрупкая девушка Вэйя расскажет, как она зарабатывает миллионы юаней на онлайн-продажах.

Смотрите первую серию про г. Ханчжоу на телеканале Atameken Вusiness в 21:30.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3309

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!