В Шымкенте департамент экономических расследований (ДЭР) устроил встречу в Палате предпринимателей города по обсуждению предпринятых мер по стабилизации цен, особенно на социально значимые потребительские товары, 19 наименований, среди которых в том числе мука, яйца, картофель и сахар. На совещание пригласили все заинтересованные стороны, как поставщиков в лице крупных торговых сетей, так и госорганы, которые призваны мониторить и регулировать цены. И если от продавцов никаких предложений по ценам не прозвучало, то госорганы вынесли на обсуждение сразу несколько вариантов. В частности, предложили заставить продавцов указывать точную разницу в закупочной и отпускной цене, говорят, что здесь есть большие вопросы. А также сделать цены на социальные продукты (СЗТП) гибкими при составлении договоров о госзакупках, передает корреспондент inbusiness.kz.
Бюджет щедр на сдерживание цен
Цены на социально значимые продукты питания снизились в Шымкенте с начала года на 2%, отметили в шымкентском управлении сельского хозяйства. По удорожанию в среднем всех 19 наименований СЗПТ Шымкент находится аж на 18-м месте среди регионов страны. Этого удалось добиться подписанием форвардных контрактов и выдачей займов на оборотные средства, регулярным проведением продовольственных ярмарок и устранением непродуктивных посредников между полем и прилавком. Из местного бюджета было выделено 8,7 млрд тенге для порядка 70 торговых точек, которые реализуют социально значимые продукты питания по установленным ценам ниже рыночных.
Кроме того, в торговых точках, где заключены и утверждены контракты с предприятиями – производителями муки, яиц, хлеба, подсолнечного масла и мясной (говядины, курицы) продукции, товары реализуются по ценам производителя. В этом списке крупные торговые сети, такие как Magnum и Gramad, придомовые магазины, расположенные в густонаселенных районах, производители говядины – крестьянские хозяйства "Каскасу-С", "Байтерек" и "Алтын тобе", КХ овощеводческое "Колесников", хлебопекарня ИП Темиршико и NAN ONIMDERI, мукомолы ТОО "Дос", ИП "Урунбеков М. Л.", ИП "Анарметов", производители куриного мяса и яиц ТОО "Кайнар кус", ТОО "Аймар кус", и ТОО "КазКом Агро", производитель подсолнечного масла ИП "Урунбеков М. Л.", поставщик подсолнечного масла, сахара-песка, риса и круп ТОО "Торговый дом Меир Трейд".
"Со стороны АО "СПК Shymkent" ведется постоянный мониторинг деятельности субъектов предпринимательства, по выявленным недостаткам было наложено более 3 млн тенге штрафов. Кроме того, для поддержания стабильной динамики цен на овощную продукцию в межсезонье с крестьянскими хозяйствами заключены форвардные договоры на поставку 7500 тонн овощей. В рамках мер ценового надзора проведен анализ электронных счетов-фактур 366 субъектов предпринимательства. Из них по производителям – 16, оптовикам – 24, придомовым магазинам – 320, торговым сетям – 6. Кроме того, по части 1 и 2 статьи 204-4 Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" за превышение предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары свыше 15% к административной ответственности привлечены 207 субъектов предпринимательства. На сегодняшний день ликвидировано около 120 непродуктивных посредников, даны рекомендации торговым точкам по закупке социально значимых продовольственных товаров непосредственно у производителя", – сообщил заместитель руководителя управления сельского хозяйства по Шымкенту Кайрат Базарбеков.
СЗПТ на 2,5 млрд тенге закупают для интернатов и больниц Шымкента
По информации замначальника управления госзакупок Шымкента Бахыта Кудайбергенова, в 2024-м запланировано 1756 закупок социально значимых товаров на сумму 2,5 млрд тенге.
Из них для организаций, подведомственных управлению образования, 1618 закупок на сумму 1,7 млрд тенге.
Для организаций, подведомственных управлению здравоохранения, 127 закупок на сумму 300 млн 900 тыс. тенге.
Для подведомственных организаций управления культуры и архивов – 11 госзакупок на сумму 52,9 млн тенге.
По информации чиновника, уже проведены:
- методом открытого конкурса 69 закупок на 275 млн тенге;
- по запросу о ценовом предложении 16 закупок на сумму 6 млн тенге;
- способом закупки из одного источника 23 закупки на 25 млн тенге.
По обеспечению продуктами питания организаций образования запланирована закупка из одного источника на 1 млрд тенге – 246 лотов:
- методом открытого конкурса 362 закупки на 540 млн тенге;
- через электронный магазин 40 закупок на 60 млн тенге.
"По поручению акима города Сыздыкбекова в этом году обеспечить проведение централизованных конкурсов и аукционов. Поручено все закупки проводить через управление госзакупок. На данный момент управление провело 38 конкурсов на 212,6 млн тенге по продовольственным товарам. Из них заказчики – горздрав – 27 закупок на 160 млн тенге, подведомственные организации управления культуры 11 закупок на 52,9 млн тенге. Мы проводим разъяснительные работы с заказчиками, чтобы ценовые предложения не превышали фиксированные цены на СЗПТ. К примеру, нашим управлением была отклонена заявка от подведомственной горздраву организации – городской инфекционной больницы, они заказали 54 лота на 138,4 млн тенге. Когда мы провели анализ цен на продовольствие, выявили, что по 16 наименованиям продовольствия цена не совпадала с розничными ценами этих продуктов. После урегулирования цен поступила обратная заявка, где цены уже совпадали со средними розничными ценами на эти продукты", – рассказал заместитель начальника руководителя управления госзакупок Шымкента Бахыт Кудайбергенов.
Кто в наваре при госзакупках?
Однако заместитель начальника департамента торговли и защиты прав потребителей города Шымкента Оспан Абиев поставил под сомнение объективность таких бюджетных затрат. По его данным, победители конкурсов на поставку продуктов в госучреждения закладывают, как правило, сильно завышенные цены. По госзакупкам выявлены ценовые надбавки от 20-50%. Причем, даже если стоимость продукта резко вырастает в реальном выражении в течение года, поставщики все равно остаются в наваре, а вот государство нет. Он привел пример, как это работает.
"Я предложил управлению госзакупок внести изменения к договору, чтобы он был гибкий. У нас в чем проблема состоит, например, они заложат в 2023-м в конце декабря цену на поставку картошки по 200 тенге, а сейчас свежая картошка – 400 тенге. И здесь бизнес страдает. Либо, наоборот, они высокую цену закладывают. Боятся. Например, в прошлом году был скачок цен на муку и сахар в сентябре, и они этого боятся и сразу высокую цену, например, 50% надбавку делают. Вот сахар стоит 380 тенге на базаре, а они закладывают его по 600-700 тенге – это например, точные цифры не помню. И уже он идет на нарушение закона о торговле. Мы с управлением образования обсуждали этот момент. Они говорят, что у них в приказе есть пункт об утверждении цены сразу на год, а у меня было предложение к управлению госзакупок сделать гибкий график. Например, они по 600 тенге заложили сахар, если на базаре 380 тенге, то они возвращают разницу государству. Пусть государство останется в плюсе. Например, они заложат по 600 тенге, а возьмут по 500, а на базаре вовсе по 380 тенге. То есть они могут искусственно повысить цены на СЗПТ. Это будет страдать народ. Потому что предприниматель в любом случае в марже остается. Хоть по 600 тенге он поставляет, хоть по 380 тенге. Ему даже не обязательно искать по низким оптовым ценам, просто в обычном магазине купить по 500 тенге, объемы-то большие и суммы миллиардные. Это значимый момент. А надбавка в 30-50% при госзакупе увеличивает индекс цен, цены на СЗПТ, что влечет инфляцию. Если вы знаете, по БНС есть индекс цен на общую инфляцию, плюс индекс цен на СЗПТ. То есть в этом году правительство поставило определенную цифру, и мы должны в эту цифру войти. А этими закупками государство само себе вредит на данный момент, устанавливая фиксированные цены", – предложил заместитель начальника департамента торговли и защиты прав потребителей города Шымкента Оспан Абиев.
По словам Оспанова, чтобы урегулировать завышенные цены по госзакупкам, следует заинтересовать и заказчиков, то есть это управлениям образования, здравоохранения и культуры тоже должно стать невыгодно переплачивать за картошку и лук миллионы тенге, тогда и пересмотрят договоры на поставку в сторону введения гибкого или сезонного графика на цены.
А прижать недобросовестных продавцов чиновник предлагает внедрением обязательства указывать разницу в электронных счетах-фактурах. В составе региональной комиссии по мониторингу цен всего 384 электронных счета-фактуры проанализировали, из них 16 производителей, 28 оптовиков и 340 магазинов у дома и 6 торговых сетей. После чего 204 субъекта торговли получили предупреждения. Говорит, самые яростные нарушители закона – это магазины у дома, там проверяющие постоянно находят продукты с наценкой до 50%.
"Учитывая, что мы анализируем электронные счета-фактуры, там нет прихода-расхода, и мы не можем доказать их вину и привлечь за нарушения. Мы видим, что цена завышенная, но согласно КоАПП, статье 82, мы обязаны доказательную базу собрать. Если у нас нет доказательств, мы предпринимателя привлечь к ответственности не можем, потому что они защищены Предпринимательским кодексом. То есть в электронном счете-фактуре должен быть указан приход-расход, но они не исполняют эти обязанности. Я предложил в ДГД требовать электронный счет-фактуру и возобновить анализ, и тогда будет прозрачность", – подытожил Оспан Абиев.
Присутствующим на совещании предпринимателям напомнили, что более чем 15% наценка от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договорах поставки товаров, влечет за собой в первый раз "предупреждение". А при повторном совершении правонарушения в течение одного года штрафы: на субъекты МСБ – 10 МРП, на субъекты среднего предпринимательства – в размере 75 МРП (276 900 тенге), а на крупных предпринимателей – в размере 300 МРП (1 107 600 тенге).
Читайте по теме:
Продукты продали по завышенным ценам в дошкольные учреждения Астаны
Как в Казахстане проходит борьба с чрезмерно высокими ценами?
В Актобе меняют цены на овощную продукцию