Компенсации гражданам, пострадавшим от уголовных преступлений, планируется выплачивать из специального Фонда компенсации вреда потерпевшим. Соответствующий проект закона в среду депутаты мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении.
"Законопроект определяет правовые основы для выплаты денежной компенсации отдельным категориям потерпевших от уголовных правонарушений. Категории определены по 62-м статьям Уголовного кодекса. Законопроектом устанавливаются размеры денежной компенсации, которая является минимальной поддержкой потерпевшим в первое время, пока проводятся соответствующие мероприятия правоохранительными органами. Указанная компенсация впоследствии подлежит взысканию с виновного лица органами прокуратуры", - объяснил, представляя документ, министр финансов Бахыт Султанов.
Стоит отметить, что граждан, кому положена такая компенсация, в стране "накопилось" немало: по данным генеральной прокуратуры, на 2015 год единовременную финансовую помощь необходимо выплатить более 6 тысячам потерпевших от уголовных правонарушений на общую сумму порядка 600 млн тенге. В частности, количество потерпевших по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, а также связанных с сексуальным насилием, торговлей людьми, пытками составляет 638 человек (размер компенсации составляет 30 МРП, общая сумма выплат - 40,6 млн тенге), по преступлениям, связанным с причинением тяжкого вреда здоровью, заражению вирусом ВИЧ/СПИД - 2840 человек (размер компенсации 40 МРП, сумма выплат - 241 млн тенге), по преступлениям, повлекшим смерть потерпевшего - 3157 человек (размер компенсации 50 МРП, сумма выплат - 334,8 млн тенге).
Создание фонда, по замыслу правительства, должно упростить и ускорить процедуру выплаты компенсаций.
Согласно проекту закона, источниками формирования фонда станут неналоговые платежи. Это, в частности, фиксированные платежи, налагаемые судом; денежные взыскания, наложенные судом за неисполнение процессуальных обязанностей и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого. Также в фонд будут направляться суммы, удерживаемые по постановлению суда с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ, и суммы, взысканные в регрессном порядке с осужденных. Кроме того, как отмечается в проекте, "при вынесении судом обвинительного приговора с виновных лиц (законных представителей несовершеннолетнего, признанного виновным, или юридического лица, несущего материальную ответственность за вред, причиненный уголовно наказуемым деянием физического лица) в фонд взыскивается фиксированный платеж". За уголовные проступки будет взыскиваться 5 месячных расчетных показателей, за преступления небольшой тяжести - 10 МРП, за преступления средней тяжести - 15 МРП, за тяжкие преступления - 20 МРП, за особо тяжкие - 30 МРП.
Также законопроектом предлагается закрепить то, что остатки средств фонда не подлежат изъятию в государственный бюджет.
В прогнозах влияния создания Фонда на социальную и экономическую ситуацию отмечается, что реализация законопроекта повлечет сокращение доходов республиканского бюджета на 1,2 млрд тенге ежегодно. Однако решение о создании фонда было поддержано Республиканской бюджетной комиссией еще в 2014 году.
Ирина Севостьянова