В Алматинской области чиновники сначала выделили людям земельные участки, а после постройки домов решили, что все это находится в санитарной зоне. Что делать людям? Как не лишиться своего имущества?
Областные чиновники сами пока не знают, как такое могло произойти. За комментариями пришлось в прямом смысле "побегать". Тема эта очень острая и, как выяснилось, непопулярная среди уполномоченных лиц. Диалог между известным экспертом по земельным вопросам Бакытжаном Базарбеком и чиновниками получился очень занимательным. Никто из присутствующих не представился, поэтому выкладываем разговор:
Бакытжан Базарбек: – Когда тут землю делили, вы участвовали?
Представитель власти: – Нет, я не участвовал.
Бакытжан Базарбек: – Сейчас объясните "Атамекен Бизнес", что тут происходит?!
Представитель власти: – Эти земли были розданы давно. Я не владею никакой информацией. Я пришел сюда снять на видео. Кадры передам начальству.
Бакытжан Базарбек: – Начальство – это кто? Акимы? Почему эти земли вошли в санитарную зону?
Представитель власти: – Не знаю!
Парадокс, но согласно действующему Земельному кодексу, статье 50, люди получили свои земельные участки по восемь соток. По каждому земельному участку есть решение акима, есть договор аренды, каждый из граждан получил госакты, зарегистрировали права на землю. Вроде бы все по закону, все с подписями и печатями. Но теперь выходит, что бумаги эти действовали всего лишь год, так как сроки договора аренды просто истекли.
"Мы проживаем здесь год, переехали в 2018 году, в августе. У нас на руках есть документы, договор аренды, распоряжение и госакт. Мы нигде сейчас оригиналы не даем, боимся, так как везде перед нами двери закрываются. Нам толком ничего не объясняют. Мы хоть и проживаем, но боимся каждодневного прихода людей, которые просто заберут наши дома", – переживает местная жительница Айгуль Абылкасымова
Люди боятся остаться без крыши над головой. По их словам, некоторым пришлось продать автомобили и все, что было, на постройку и ремонт домов. Жители уверены, что все оформлялось правильно, месяцами ждали проектную документацию, договоры аренды и многое другое. Но теперь они на грани. Из-за угрозы сноса домов, в которых уже год живут люди, некоторые забрали детей и переехали в съемные квартиры.
"Мы не понимаем, как сейчас нам быть. Нам говорят, что якобы виноват заместитель акима, который подписывал все эти решения. Но другой вопрос – куда смотрят тогда другие госорганы, которые пять или шесть подписей там поставили? Все обходили эти инстанции, получили эту землю, благодарили государство, за то что наша молодая семья получила землю, построили дом, в договоре написано, что на этой земле вы можете построить себе дом", – делится впечатлениями другая жительница села Коянкус.
Получается, выдавал документы не только акимат. Здесь порядка шести государственных органов, которые изначально согласовали, но теперь разводят руками. Более того, еще одним из страхов сельчан стало ожидание иска от этих госорганов с просьбой признать все бумаги недействительными. Куда смотрит акимат, уже не столь интересно. Вопрос задавать уже надо по-другому: куда смотрит прокуратура?
40 владельцев земельных участков из 80 уже успели построить дома на этой земле. Вопрос – почему раньше в акимате не говорили о санитарной зоне? Почему сначала выдают, а потом просят уйти? И главное, почему об этом должны думать люди, а не чиновники? 40 семей по одной подписи заместителя акима просто остаются без жилья.
"Мы будем отстаивать их интересы в суде, до конца, до победного конца. Я надеюсь, через телеканал Atameken Business мы можем достучаться до ответственных лиц, которые принимают соответствующие решения, чтобы соответствующие исковые заявления не были направлены в суд, чтобы уполномоченные органы в области архитектуры не отказывали в выдаче АПЗ и регистрации акта приема-передачи. Чтобы акимат и отдел земельных отношений продлили с ними договоры аренды. Мы будем это требовать и на этом будем настаивать, будем биться до конца", – утверждает эксперт по земельным вопросам Бакытжан Базарбек.
Увы, но вновь приходится констатировать, что бои с госорганами все еще продолжаются. Обращения граждан наталкиваются на стену непонимания, безответственности и нежелания решить вопрос, а чиновники также бегают и убегают.
Константин Харламов