/img/tv1.svg
RU KZ
Поступления в Нацфонд сокращаются

Поступления в Нацфонд сокращаются

До 57% поступлений в Нацфонд за январь-июль 2016 года обеспечила Атырауская область. По отношению к такому же периоду 2015-го доходов с этого региона пришло на треть меньше.

14:31 08 Август 2016 3552

Поступления в Нацфонд сокращаются

Автор:

Саян Абаев

За первые семь месяцев 2016 года отмечено поступление 609,89 млрд тенге налогов и платежей в Нацфонд, что на 39% меньше, чем в аналогичном периоде минувшего года, пишет аналитический портал finprom.kz. В том числе в июле 2016 года в Нацфонд направлено 15,8 млрд тенге налогов и платежей, тогда как годом ранее этот показатель достигал 47,1 млрд тенге.

В отчетном периоде основные финансовые поступления обеспечивались за счет корпоративного подоходного налога - 288,77 млрд тенге, что в 1,4 раза меньше по сравнению с январем-июлем 2015-го, и налога на добычу полезных ископаемых - 145,02 млрд тенге или в 1,7 раза меньше аналогичного периода прошлого года.

Следует отметить, что по сравнению с рекордными за последнее пятилетие валовыми сборами налогов и платежей в Нацфонд за период с января по июль, зафиксированными в 2012 году, они сократились в 3,3 раза (с 2,05 трлн до 0,61 трлн тенге). Вместе с тем, столь значительное проседание финансовых поступлений, начавшееся в 2015 году, является прямым следствием коллапса нефтяных цен на мировом рынке, падения добычи нефти и ее экспорта. С учетом отсутствия прогнозной позитивной динамики на мировом рынке и в отечественном нефтегазовом комплексе, в период до вывода на коммерческую добычу месторождения Кашаган (возобновление производства ожидается в конце 2016 года), поступление налогов и платежей в Нацфонд будет оставаться под существенным давлением.

Большинство регионов Казахстана в январе-июле текущего года значительно снизили отчисление налогов и платежей в Нацфонд по сравнению с аналогичным периодом 2015 года из-за неблагоприятной ситуации в сырьевом секторе. В частности, резкое падение отмечается по основным нефтедобывающим областям: Атырауская – с 543,38 млрд до 348,2 млрд тенге (в 1,6 раза), Западно-Казахстанская – со 160,83 млрд до 85,13 млрд тенге (в 1,9 раза), Мангистауская – со 112,65 млрд до 94,08 млрд тенге (в 1,2 раза), Кызылординская – с 95,37 млрд до 35,11 млрд тенге (в 2,7 раза).

Саян Абаев

Запас прочности Нацфонда РК составляет шесть-восемь лет – TALAP

Эксперты провели исследование.

29 Апрель 2020 18:43 3651

Запас прочности Национального фонда Казахстана составляет шесть-восемь лет. Такое мнение прозвучало сегодня в ходе онлайн-конференции «Бюджет Казахстана: как повысить его прозрачность, открытость и сбалансированность», организованной центром прикладных исследований TALAP.

Открывая дискуссию, директор центра Рахим Ошакбаев отметил, что сейчас подходящее время для обсуждения бюджета, когда казахстанская бюджетная система находится под большим стрессом в связи с падением цен на нефть.

Как отметила глава центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова, пандемия обнажила ряд проблем, в частности отсутствие связи между освоением бюджета и его результатами. В качестве примера была приведена неготовность медицинского персонала к экстренным ситуациям. Также, по ее мнению, в условиях ЧС стали актуальными вопросы, какой части населения необходима помощь государства, достаточно ли средств Нацфонда. В то же время, по словам эксперта, индекс открытости бюджета в Казахстане составляет 58%. Так, в мировом рейтинге за 2019 год наша страна заняла 37-е место из 117 государств со второй степенью риска, что означает предоставление ограниченной информации. Как отметила директор центра, показатель прозрачности 61% и выше указывает на то, что страна публикует достаточно содержательных общественных материалов по бюджету. В данном индексе из стран СНГ Казахстан уступает России, Грузии и Кыргызстану. 

Вице-министр финансов Руслан Енсебаев, выступая с презентацией на тему цифровизации бюджетного процесса, подчеркнул, что действующая процедура планирования и исполнения бюджета включает в себя стратегическое планирование, формирование бюджета, процедуру госзакупок, исполнение, отчетность, аудит. При этом, по его словам, данные этапы имеют разный уровень автоматизации, к примеру, если госзакупки полностью автоматизированы, то по бюджетному планированию только сейчас проводится активная работа по цифровизации. По данным минфина, в течение следующего планируется зациклить весь сквозной процесс управления бюджета и оцифровать. В части бюджетной заявки в настоящее время это бумажные талмуды, с подтверждающими и проектными документами, коммерческими предложениями, продолжил он, бумажный процесс занимает много времени, поэтому сложно в имеющиеся рамки включить полноценное обсуждение с общественностью. В этой связи, как полагают в минфине, после завершения автоматизации сократится время, которое можно будет использовать для более качественной проработки с гражданским обществом.

Также в рамках онлайн-обсуждения Рахим Ошакбаев презентовал запуск портала открытого бюджета OpenBudget.kz. Основная миссия ресурса – дать возможность пользователям получить информацию на макроуровне о состоянии государственных финансов: доходах, расходах, долге, структуре поступлений и расходов Нацфонда и т. д.  

Как рассказал аналитик TALAP Аскар Кысыков, проведено исследование, в котором эксперты пытались оценить устойчивость казахстанской бюджетной системы в условиях низкой цены на нефть. Аналитик напомнил, что цены на нефть за первые три месяца этого года упали с $60 до $20 за баррель. Соответственно, в связи с кризисом правительство РК уточнило бюджетные параметры. В частности, ожидается снижение ненефтяных налоговых поступлений в размере 1 трлн тенге в год, рассказал Аскар Кысыков, если при 55 долларах за баррель поступления оценивались на уровне 10,1 трлн тенге, то при более низкой цене поступления составят 9,1 трлн тенге. 

Как показало исследование, произойдет снижение экспортной таможенной пошлины на 700 млрд тенге, выпадающие расходы покроют за счет увеличения трансферта из Нацфонда на 2 трлн тенге, на 1 трлн тенге увеличен дефицит бюджета. По оценке экспертов TALAP, сумма выпадающих доходов бюджета может быть существенно выше, практически 600 млрд тенге может не собрать бюджет в части плана по налогам.

Также, по прогнозным оценкам аналитиков центра, при текущих ценах на нефть в 20-30 долларов устойчивость бюджетной системы высока, по консервативным оценкам, средств Нацфонда хватит на шесть лет. В целом запас прочности Нацфонда составляет шесть-восемь лет для обеспечения уровня существующих расходов, но без наращивания различных инициатив, резюмировал Аскар Кысыков.

В свою очередь внештатный советник президента страны Олжас Худайбергенов отметил, если оценивать степень открытости бюджета в РК по 10-балльной шкале, то, по его мнению, можно поставить оценку в восемь-девять баллов. Если же говорить непосредственно о процедурах, то нет сильных улучшений. Причиной служит высокая забюрократизированность бюджетных процессов, возможно сокращение количества процедур в три-четыре раза, считает экономист. По словам эксперта, в государстве присутствует атмосфера недоверия к чиновникам, особенно политического уровня. Если говорить о бюджете, ориентированном на результат, продолжил он, в большинстве развитых стран присутствуют механизмы, которые выражают доверие государства к назначаемым чиновникам. Казахстанский вариант борьбы с коррупцией, когда идет наращивание согласования процедур, – это не самый верный путь, констатировал экономист.

Майра Медеубаева

Кабмин заарканит квазигосдолг

Размер расширенного госдолга, включая обязательства нацкомпаний, приблизился к $55,5 млрд, что сопоставимо с валютными активами Нацфонда.

18 Июнь 2018 17:09 6781

Правительство решило зарегулировать долговой аппетит квазигоссектора, который уже набрал больше, чем центральные органы власти. И в планах правительства снизить объем соответствующих обязательств. Для управления внешним долгом в текущем году будут определены объемы внешнего долга, подчеркнул на отчетной встрече министр национальной экономики (МНЭ) Тимур Сулейменов.

Нацкомпаниям подрежут долговые крылья

«Мы впервые определяем, четко регламентируем и контролируем объемы долга квазигосударственного сектора. Также пересмотрим лимиты долга местных исполнительных органов», – отметил он в понедельник, 18 июня.

За последние три года внешний долг Казахстана увеличился на 6%, или 10 млрд долларов, за счет роста заимствований как государства, так и подконтрольных ему организаций, а также внутригруппового финансирования. Внешние обязательства частного финансового сектора сократились на 4 млрд долларов, или 56%, подсчитал Национальный банк Казахстана.

На начало 2018 года совокупные обязательства страны составили 168 млрд долларов, подсчитал регулятор. По информации монетарных властей, в структуре внешнего долга 62% приходится на межфирменную задолженность, которая в основном состоит из долга филиалов иностранных компаний, реализующих нефтегазовые проекты на территории Казахстана. Внешний долг государственного сектора занимает 8%, организаций, контролируемых государством, – 16%, частного сектора – 14%.

По словам Сулейменова, госдолг страны находится «на очень сбалансированном уровне – 25 процентов к ВВП».

«Здесь сидит чисто государственный долг. Это низкий показатель, и он вполне вписывается во все фискальные правила. Что касается долга квазигосударственного сектора, он достаточно высок и составляет 27 процентов от ВВП», – подчеркнул глава МНЭ.

По его словам, правительство намерено снизить уровень долга нацхолдингов до 25,1%.

«Государственный долг, то есть долг правительства, Национального банка и местных исполнительных органов, контролировался нами всегда. По нему ведется мониторинг, контроль, полностью отчетность. По долгу квазигосударственного сектора глава государства в прошлом году поручил (выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора. – Авт.), и мы это поручение реализовали в рамках поправок в Бюджетный кодекс», – пояснил глава МНЭ.

Теперь привлечение внешнего долга квазигосударственным сектором будет согласовываться с правительством.

«Они подают заявку, у нас есть специальная межведомственная комиссия на уровне заместителя премьер-министра. Все необходимые госорганы просматривают, есть ли конкретная необходимость привлечения внешнего долга, можно ли профинансировать за счет собственных резервов. Дают свое заключение, потом комиссия согласовывает либо не согласовывает. Комиссия приняла в этом году соответствующее решение», – пояснил алгоритм Тимур Сулейменов.

Мониторинг долга будет осуществлять Министерство финансов. Как сообщил глава Минфина Бахыт Султанов в ходе пленарного заседания сената 11 июня, отвечая на вопрос депутатов, долг группы компаний «Самрук-Казына» составляет 6,1 трлн тенге. До конца текущего года его планируется уменьшить на 8,2%, до 5,6 трлн тенге.

Вице-премьер Казахстана Ерболат Досаев считает, что долг страны находится на безопасном уровне.

«Долг квазигоссектора по прошлому году составил почти 27% к ВВП, суммарно вместе с долгом правительства он составляет 52,3 процента. Рекомендованный уровень – не более 60 процентов от ВВП», – отметил он в ходе пленарного заседания сената 11 июня.

Если смотреть относительные параметры госдолга, то тенденция не радует. В 2017 году размер госдолга практически не претерпел значительных изменений, однако расходы на его обслуживание выросли почти на 20%. Другими словами, каждые два из трех долларов, вырученных от экспорта товаров и услуг из РК, ушли на его обслуживание долговых обязательств.

Долг приемлемый, но не управляемый

Глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова в свою очередь также считает, что валовый внешний долг страны находится в допустимых пределах. При этом имеют место недостатки в управлении госдолгом.

Так, ревизор озвучила сумму неосвоенных средств по внешним займам министерств Казахстана. Из 58 проектов на 4,5 млрд долларов 44 проекта в 2017 году были уже реализованы. Из 13 проектов, находящихся в процессе реализации в настоящее время, по семи сложилось неосвоение в общей сумме 1,7 миллиарда долларов.

«При этом не осуществляется оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей. Также отмечается рост долга местных исполнительных органов на 30 процентов за последний год. Сегодня он составляет 572 миллиарда тенге, из них 77 процентов заимствовано у правительства. С одной стороны, это, конечно, позволяет реализовать регионам важные инфраструктурные и соцпроекты. С другой, здесь тоже нужен более четкий контроль. Прежде всего за внешними займами», – отметила она в ходе совместного заседания палат парламента в минувшую пятницу.

«На наш взгляд, недостатки в управлении долгом во многом обусловлены отсутствием его консолидированного учета. Министерство финансов, Министерство национальной экономики, Нацбанк – все они занимаются этим вопросом разрозненно. Каждое ведомство в пределах своих функций. В соответствии с Бюджетным кодексом, комплексная оценка долга должна проводиться ежегодно, однако она была проведена только один раз – в 2014 году. Возможно, целесообразно вменить это в функции одного госоргана», – предложила председатель Счетного комитета.

Ранее на пленарном заседании сената она обращала внимание на неэффективность значительных объемов средств, направляемых в квазигосударственный сектор. К примеру, до настоящего времени не решен вопрос возврата в бюджет остатков от реализации инвестиционных проектов квазигосударственных компаний.

«На начало этого года на контрольных счетах наличности числилось 74 миллиарда тенге. Из них только половина – средства 2017 года. Наряду с этим Минфин не располагает информацией о суммах депозитов, размещенных субъектами квазигоссектора в банках, а доля поступлений дивидендов и отчислений от них в пересчете к полученному доходу ежегодно сокращается, в прошлом году до шести процентов», – отметила Наталья Годунова.

Расширенный госдолг вырос до размеров Нацфонда

Секретарь комитета по финансам и бюджету сената Ерболат Мукаев поделился мнением о настораживающей устойчивой тенденции роста суммы долга правительства и внешнего долга крупных субъектов квазигосударственного сектора.

«Он превысил 55,5 миллиарда долга и составил 96,2 процента валютных активов Национального фонда. Его уровень практически подошел к предельному значению (100%) и может создать значительные риски финансовой нестабильности страны. Правительство должно усилить мониторинг и контроль за долгом квазигосударственного сектора», – подчеркнул он.

Депутат сената Али Бектаев считает, что по долгу государства не представляется достоверная, более конкретная экспертиза. По его данным, за последние пять лет внешний долг вырос в 5,8 раза.

«Госорганы имеют привычку получать займы международных финансовых институтов на непосредственно возложенные на них работы, проекты и программы, тогда как их можно было реализовать за счет своих средств. 1,7 миллиарда долларов до сих пор не освоены. По 35 проектам на сумму 947 миллионов долларов соглашения о займе были отменены, однако 71,8 миллиона тенге необоснованно выплачены из госбюджета в качестве разовой комиссионной выплаты», – отметил сенатор.

Он отметил, что 47% внешних займов правительства составляют очень дорого обслуживаемые еврооблигации. Только в 2016-2017 годах на их обслуживание было израсходовано более 225 млрд тенге. Это эквивалентно всем расходам на обслуживание долгов, понесенным с 1995 года.

Депутат предлагает пересмотреть новую концепцию бюджетной политики и внести в нее изменения по определению порогового показателя госдолга не более 15% к ВВП, а также предельного порога правительственного долга не более 13%.

Али Бектаев привел пример контракта с Международным банком реконструкции и развития, заключенного 21 августа 2017 года. По нему банк выделяет 67 млн долларов на модернизацию среднего образования страны.

«Основная часть данной программы будет направлена на приобретение мультимедийного оборудования для школ, а шесть миллиардов тенге – на привлечение местных и международных экспертов, на совершенствование знаний школьных учителей, на разработку учебных пособий, мониторинг проекта и на управления проектами», – подытожил сенатор.

Кроме того, были получены иностранные займы на реализацию проекта социального медицинского страхования и стимулирования трудовой квалификации рабочих мест на сумму 111 млрд тенге, а по итогам 2017 года объем налогов, не поступивших в бюджет, превысил 153 млрд тенге.

Туманные заимствования

В свою очередь депутат мажилиса Аманжан Жамалов на совместном заседании палат Парламента обратил внимание на то, что эффект от привлекаемых международных займов нередко «слабо осязаем».

Так, он остановился на внешних займах на проведение исследований и закуп консультационных услуг. Всего с 1995 года по сегодняшний день подписано 13 внешних займов на общую сумму 844 млн долларов, из них пять являются продолжающимися, по которым освоение составило всего 7%.

«Назову лишь четыре из них – займы Международного банка реконструкции и развития на поддержку структурных преобразований в управлении государственным сектором составляют 230 миллионов долларов, по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения РК – 117 миллионов долларов, по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест – 100 миллионов долларов, по социальному медицинскому страхованию – 80 миллионов долларов», – отметил Аманжан Жамалов.

Даже название этих займов и исследований уже предполагает, что эффект от них фактически слабо осязаем, в отличие от инфраструктурных проектов, продолжает он. Так, наглядно показывает мажилисмен, по проекту развития трудовых навыков и стимулирования рабочих мест прямыми результатами за 2017 год являются 34 консультационные услуги и 11 курсов, тренингов, семинаров. Реального обновления национального рынка квалификации в соответствии с потребностями рынка труда не произошло, констатирует Жамалов.

Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11-е место из 137 стран по показателю «Государственный долг». По сравнению с предыдущим годом рейтинг был улучшен на шесть позиций.

Ботагоз Омар