Несмотря на все проблемы, связанные с развитием Среднего коридора, он является ключевым звеном не только для развития транспортной системы, но и для более глубокой экономической интеграции с Китаем и со странами Европы. Об этом говорится в записке аналитического центра Halyk Finance, передает inbusiness.kz.
На прошлой неделе состоялась конференция "Повышение стойкости и содействие устойчивому росту в странах Кавказа и Центральной Азии" с участием международных экспертов из МВФ, ЕБРР, JP Morgan и Института ЦАРЭС. В ходе мероприятия обсуждались различные пути содействия росту стран региона, в том числе за счет диверсификации транспортных маршрутов, одним из важнейших из которых является Средний коридор.
"Будучи альтернативой другим крупным транспортным коридорам между Азией и Европой, в условиях геополитических изменений данный маршрут имеет огромное значение для Казахстана как надежного поставщика энергоресурсов и стратегических товаров на глобальные рынки.
Средний коридор (или Транскаспийский международный транспортный маршрут) – международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее Турцию и страны Европы.
Несмотря на большой интерес стран-участниц, до недавних пор этот маршрут использовался относительно редко из-за наличия более выгодных альтернатив, таких как Северный и Южный морские пути, транспортный коридор Север-Юг, а также Транссибирская железнодорожная магистраль, которые в основном проходят через территорию России. После начала военных действий в Украине актуальность Среднего коридора многократно выросла, поскольку европейские рынки стали остро нуждаться в логистических маршрутах в обход РФ, находящейся под санкциями", – пишет аналитик Санжар Калдаров.
По мнению международных экспертов, участвовавших в конференции, на фоне нынешних геополитических потрясений региональное позиционирование стран полностью изменилось. В этих условиях Средний коридор открывает важные возможности для стран Кавказа и Центральной Азии по диверсификации транспортно-логистических маршрутов и укреплению торговых связей с Китаем и Европой.
Идея продвижения Среднего коридора в противовес российским транзитным путям сама по себе не нова, но война в Украине придала этой инициативе новую политическую волю как в государствах региона, так и на Западе. Уровень кооперации между странами – участницами коридора, особенно Казахстаном, Азербайджаном и Грузией, резко возрос в плане упрощения таможенных процедур и унификации тарифов и правил, говорится в сообщении.
Международные эксперты также отметили проблемы со Средним коридором, которые мешают ему полностью реализовать свой потенциал. Помимо геополитических аспектов, связанных с географической и экономической фрагментацией стран региона, в техническом плане он все еще недостаточно развит по сравнению с другими транспортными коридорами, как, например, Северный коридор. Сохраняются проблемы с инфраструктурой и обеспечением безопасного и бесперебойного грузопотока, что требует значительных страновых инвестиций. Также имеются экологические проблемы с Каспийским морем, уровень воды в котором в последние годы начал стремительно снижаться.
"Несмотря на эти проблемы, как мы писали ранее, Казахстану важно продолжать развивать свой экспортный и транзитный потенциал, снижая зависимость от России. По приблизительным подсчетам, потенциал Среднего коридора к 2030 году оценивается до 20 млн тонн грузов в год. В этом отношении он является ключевым звеном не только для развития транспортной системы, но и для более глубокой экономической интеграции с Китаем и со странами Европы, включая технологическое сотрудничество. Привлечение инвестиций в эту сферу и модернизация инфраструктуры, на наш взгляд, должны стать одним из главных приоритетов государственной политики в среднесрочной перспективе для расширения внешнеторговых связей и интеграции Казахстана в глобальные цепочки поставок", – считает аналитик.
Читайте по теме: