Очередной этап программы льготного автокредитовария, которая в этот раз обрела новшество в виде специальной платформы, обсудили на Atameken Business в программе "Время говорить". Автор программы Данил Москаленко предстоящий процесс подачи заявок назвал спринтерским забегом, поскольку сайт примет в работу только первые 700 заявок. Данный лимит связан с ограниченным объемом финансирования, пояснили спикеры программы
Inbusiness приводит текстовую версию фрагмента дискуссии по этой теме
Данил Москаленко:
– Ваше мнение. Механизм доступный для народа или нет? Понятный?
Артур Мискарян, генеральный директор агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР):
– Во-первых, условия программы, условия участия, они, по сути, остались те же самые. Банковские ковенанты, они остались те же самые. Речь идет о том, что немного изменен формат участия в программе, как раз дело в том, что запускается вот эта платформа. В пилотном режиме. Это важно подчеркнуть. Сейчас есть понимание того, что с учетом револьверного режима программы накопленная сумма составляет 7,6 млрд тенге, и примерно по таким вот оценкам говорят, что примерно 760 автомобилей будет реализовано по этой программе.
Мискарян также отметил, что из плюсов данной программы не только низкие процентные ставки в 4%, но и необязательность первочанального взноса. Первоначальный взнос не является обязательным параметром, подчеркнул эксперт, сообщив, что с 16 мая 2022 года 13,5 тысячи заявок было одобрено, 12,5 тысячи авто уже выдано. Сама программа льготного автокредитования является долгосрочной и рассчитана на 30 лет.
Данил Москаленко:
– Но все же хочется понять, почему 700 автомобилей? Почему члены вашей ассоциации не могут поставить больше автомобилей?
Кайрат Еламанов, директор по государственному регулированию ОЮЛ "АКАБ":
– Если бы было доступное финансирование на бОльшую сумму, в принципе, речь шла бы о другом количестве автомобилей. Здесь уже идет речь о возвратных револьверных средствах, то есть те деньги, которые выделены в прошлом году, люди возвращают кредиты, за счет этих накоплений сейчас будут выдаваться новые. По предварительным подсчетам, это 760 единиц (авто. – Прим. ред). Почему именно 760, ну, как вы знаете, по программе максимальная стоимость автомобиля может составлять 15 миллионов тенге, а сумма займа должна быть не более 10 миллионов тенге. И здесь простая арифметика: 7,6, млрд разделили на 10 миллионов и получили 760
Для подачи заявки через WWW.AUTONESIE.KZ необходимо иметь электронную цифровую подпись, при этом важно не только попасть в пул, но и получить одобрение от банка, который будет рассматривать кредитную историю заявителя и его платежеспособность.
Артур Мискарян, генеральный директор агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР):
– Дело не в том, что нужно все завершить за 60 дней, здесь немного по-другому дело обстоит. Смотрите, есть условный участник этой программы, который оформил заявку, подал все необходимые документы и, собственно, получил одобрение. И вот с этого дня, как человек получил с одобрением счет на оплату в автосалоне, автосалон со своей стороны в течение 60 дней по условиям программы обязан поставить автомобиль.
Данил Москаленко:
– В целом как это будет отражаться на нашем автопроме? Программа каким-то образом влияет на количество произведенных автомобилей? И как производители используют эти деньги? Частично же все это идет в том числе и в их кошелек
Артур Мискарян, генеральный директор агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР):
– У нас за прошедший год продажи новых автомобилей составили чуть больше 120 тысяч авто, при этом по программе льготного кредитования было реализовано 12 тысяч машин. Соответственно, таков объем, такой вклад этой программы. По сути дела, это около 10% в целом от рынка.
Кайрат Еламанов, директор по государственному регулированию ОЮЛ "АКАБ":
– Что касается первоначального вот этого пула пилотного проекта, здесь 760 автомобилей, дальше каждый месяц будет выделяться порядка 100 автомобилей. Если возвращаясь к объему производства, то легковых автомобилей произведено в 2022 году 103 тысячи единиц, если брать за весь год сколько будет выделено средств на автокредитование, то это порядка 2% от производства легковых автомобилей.
Полная версия программы "Время говорить" доступна по ссылке.