"Потребители жаловались на просроченный товар, введение в заблуждение со стороны производителей и подделки"

13056

Представители Лиги потребителей рассказали, в каких сферах невозможно получить экспертизу.

"Потребители жаловались на просроченный товар, введение в заблуждение со стороны производителей и подделки"

За период с 1 января по 31 декабря 2018 года в Национальную лигу потребителей обратились за консультацией 6150 граждан. Наибольшее количество обращений касалось техники (39,5%), одежды и обуви (11,5%), мебели и домашней утвари (8,3%).

Подводя итоги прошлого года, президент Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также рассказала, что много обращений касалось продуктов питания. Потребители жаловались на просроченный товар, введение в заблуждение со стороны производителей и подделки – причем не только по продуктам питания, но и по всем товарам.

"Бренды тоже жалуются (на подделки. – Ред.). То есть проблема не только для потребителей, но и для предпринимателей", – прокомментировала эксперт.

Она также рассказала, что были выявлены факты продажи в аптеках лекарственных препаратов без казахстанской регистрации.

"Нас спрашивают, как узнать, есть регистрация или нет. Как только регистрация пройдена, препарату сразу же присваивается номер, его наносят на упаковку. Также информацию можно найти в государственном реестре на сайте Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники", – объяснила собеседница.

В чеках не прописывают гарантию

Продолжая говорить о поступивших в прошлом году жалобах, Светлана Романовская рассказала, что большое количество обращений касалось того, что компании перестали давать гарантийные талоны.

"Чек является гарантийным талоном. При этом в чеке ничего не написано о гарантии", – отмечает эксперт.

Например, человек приобретает в одной компании копировальный аппарат, а картридж к нему берет в другой. Если картридж не подошел и аппарат вышел из строя, то компания-продавец не несет ответственности, аргументируя это тем, что картридж нужно было приобретать в комплекте с техникой.

"Но потребитель не знал об этих условиях гарантии. Мы сейчас планируем подать иск от неопределенного круга потребителей по поводу того, чтобы потребителям при покупке объясняли все тонкости, связанные с гарантией", – говорит глава Лиги потребителей.

Экспертиза отсутствует, и это всеобщая проблема

В прошлом году общая сумму ущерба обратившихся в Лигу потребителей граждан составляет практически 1,2 миллиарда тенге. С помощью медиации было разрешено 99% обращений, в судебном порядке рассмотрено 19 дел.

"Очень большая проблема для Казахстана – по многих сферам отсутствует экспертиза. Если в какой-то сфере у вас возникнет проблема, вы не сможете отстоять свои права как потребитель, поскольку фактически у вас не будет доказательной базы, которую необходимо собрать", – говорит Светлана Романовская.

Слова коллеги дополняет юрист Национальной лиги потребителей Михаил Голоскоков.

"В Институте судебных экспертиз по городу Алматы, согласно данным самого института, не проводятся исследования в области технической экспертизы оборудования, электротехники, поскольку отсутствуют специализированные научные методики, а также специалисты судебно-технической экспертизы, экспертизы машин, оборудования", – говорит он. И приводит пример, когда это стало причиной отказа в судебном иске.

В 2018 году суд Медеуского района Алматы из-за отсутствия специалистов, которые могли бы провести экспертизу электротехнического оборудования, не принял иск потребителя, который приобрел дорогостоящий телефон, отдал его для установки настроек, и ему испортили телефон.

"Доказать, что это от завода-изготовителя идет брак, не представлялось возможным, приняли во внимание заключение самой компании, и в иске было отказано", – говорит Михаил Голоскоков.

Также, по его словам, отсутствуют специалисты и специализированные научные методики в области проведения экспертизы услуг химчистки. Как пример эксперты приводят случай, когда после химчистки шуба стала в два раза меньше и доказать в суде факт порчи имущества оказалось невозможно.

Отсутствуют также экспертные исследования в части изготовления мебели, бытовой электронной техники, качественного предоставления услуг в сфере обслуживания продуктов питания, готовых кулинарных изделий.

"Это проблема не только для нашей организации, но и для самих потребителей, и для правовой системы Республики Казахстан", – заключает Михаил Голоскоков.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться