Пойдет ли Азербайджан на перемены после выборов?

265

Политическая система Азербайджана сохраняет стабильность даже в кризисных экономических и геополитических условиях. Однако ситуация в регионе и возрастающие запросы общества намекают правительству страны на необходимые трансформации

Пойдет ли Азербайджан на перемены после выборов?

Политическая система Азербайджана сохраняет стабильность даже в кризисных экономических и геополитических условиях. Однако ситуация в регионе и возрастающие запросы общества намекают правительству страны на необходимые трансформации.

Выборы депутатов парламента в Азербайджане прошли в непростой обстановке, на фоне бурных событий в регионе и в самой республике. Украинский кризис, сирийский конфликт, обмен санкциями и контрсанкциями. Кампания проходила в условиях экономических трудностей, вызванных стагнацией добычи и общим снижением цен на мировых рынках нефти и газа. Напряженный период переживают в последнее время и отношения Азербайджана с западными странами. Но даже комплекс этих факторов не привнес в предвыборную гонку неопределенности и интриги. С высокой долей уверенности можно прогнозировать победу пропрезидентской партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»). Главный же вопрос на поствыборный период заключается в том, последуют ли серьезные изменения кадрового состава парламента, правительства и его структуры, в ответ на обозначенные вызовы и новые условия.

Но обо всем по порядку. В экономическом плане республика в последнее время сталкивается с серьезными вызовами. С одной стороны, пик добычи нефти уже пройден и наблюдается плавное снижение его производства. Газовые же проекты, в первую очередь масштабный «Шах-Дениз-2», только через несколько лет смогут компенсировать падение доходов от нефтедобычи. В то же время наблюдается глобальное снижение цены на энергоресурсы – основного экспортного продукта республики, что существенным образом влияет на экспортные доходы Азербайджана.

Впервые за последние десять лет правительство столкнулось с непривычной для себя необходимостью сокращению бюджета и экономии средств. В новых условиях правительству не удалось удержать на прежнем уровне курс национальной валюты. Экономический кризис, девальвация российского рубля вынудили Центральный банк Азербайджана отказаться от поддержки курса маната, так как это стало слишком затратно. В итоге в феврале 2015 года произошла единовременная девальвация маната к доллару на 33,5%. Этот шаг вызвал недовольство среди населения, привыкшего за последние несколько лет к серьезному экономическому росту и стабильному курсу национальной валюты.

Судя по предварительным итогам голосования, оппозиция так и не сумела извлечь политические дивиденды из сложной экономической ситуации в республике и непопулярных мер, предпринятых правительством. Оппонентам властей не удалось существенно нарастить свое присутствие в парламенте. Такой результат стал логичным продолжением итогов президентских выборов 2013 года. Тогда оппозиции впервые удалось объединиться для выдвижения единого кандидата, им стал Джамиль Гасанлы. Но этот шаг не позволил созданному Национальному совету демократических сил переломить ситуацию в борьбе с властями. Кандидат от оппозиции набрал 5,53%, в то время президент Ильхам Алиев победил с результатом 84,54%, что привело к фактическому распаду коалиции. Участники совета, раздираемые внутренними противоречиями и отсутствием внятной повестки дня на выборы, так и остались маргинальной силой в политических процессах Азербайджана.

Отношения с Западом были скорее фактором неопределенности для прошедшей кампании. Несмотря на то, что страны ЕС и США являются ключевыми инвесторами в экономику Азербайджана и главным покупателем энергоресурсов, отношения между сторонами в последние несколько лет не отличаются особой теплотой и взаимопониманием. Запад традиционно и системно критикует республику за ситуацию с правами человека, наличие политических заключенных, требует порой совершенно немыслимых с точки зрения закона вещей. Так, например, перед выборами президента в 2013 году американские дипломаты намекали в беседах с азербайджанскими высокопоставленными чиновниками, что признают итоги выборов, если оппозиционный кандидат наберет 25% голосов. Об этом в жестком ответе на критику итогов выборов заявил глава президентской администрации Рамиз Мехтиев.

Обмен претензиями и резкими заявлениями стал регулярным в дипломатических отношениях сторон. В свою очередь Ильхам Алиев отказался поехать на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюс, показав таким образом, что не считает данный формат эффективной площадкой для сотрудничества. Серьезным образом коснулось текущей парламентской кампании закрытие офиса ОБСЕ в Баку, которое произошло в июне этого года по требованию правительства Азербайджана. В итоге Бюро по демократизации и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отказалось отправлять миссию международных наблюдателей на выборы.

Это стало прецедентом для постсоветского пространства, ведь БДИПЧ как отдельное подразделение ОБСЕ было создано именно для наблюдения, оценки и выдачи странам с небольшим демократическим стажем рекомендаций по улучшению избирательной системы. Со стороны западных стран отказ отправлять наблюдателей в Баку выглядит, скорее, как жест отчаяния. Не сумев найти механизмов влияния на происходящие в республике процессы, ЕС и США решили разыграть карту максимального снижения легитимности выборов.

Такой пассивный подход разительно отличается от того, как западные страны пытались повлиять на внутриполитическую ситуацию в Азербайджане раньше. Так, в 2005 году проходили первые парламентские выборы в республике после смерти отца нынешнего президента Гейдара Алиева. Тогда западные политические круги сделали ставку на фигуру экс-спикера парламента Расула Гулиева, уехавшего в США в 1996 году из-за конфликта с Гейдаром Алиевым. Гулиев должен был вернуться из эмиграции и возглавить в ходе парламентской кампании демократическую партию Азербайджана. На фоне успехов оранжевых революций в Грузии, Украине и Киргизии шаг выглядел эффективным и ничего хорошего команде Ильхама Алиева не сулил. Но беглый оппозиционер так и не смог стать джокером от прозападных политических сил в республике, попросту не добрался до Баку и остался за бортом. А команда президента сумела перестроиться и уверенно выиграть выборы.

Предварительные результаты выборов, уверенная победа пропрезидентской партии «Новый Азербайджан», демонстрируют устойчивость политической системы Азербайджана, которая сохраняет стабильность даже в кризисных экономических и геополитических условиях. Другой вопрос, будет ли обновляться правительство республики, будет ли адаптироваться система управления и планирования в ответ на меняющуюся ситуацию в регионе, в условиях возрастающих запросов и ожиданий азербайджанского общества?

Отчасти процесс уже пошел. Запущена кампания по борьбе с коррупцией: в отставку за последние несколько месяцев было отправлено несколько высокопоставленных региональных и республиканских чиновников, в том числе министр национальной безопасности. Начат процесс демонополизации, децентрализации экономики, который коснулся ключевых компаний, таких как «Международный банк Азербайджана», «Каспийское морское пароходство», «Азербайджанские железные дороги».

Таким образом, после выборов и формирования нового состава правительства мы можем увидеть не только продолжение процесса обновления кадрового состава правительства и руководства ключевых компаний, но и, возможно, переформатирование экономической модели республики в целом. В этой связи достаточно неожиданно прозвучало заявление заместителя министра экономики республики Севиндж Гасанова за неделю до выборов, о том, что Азербайджан допускает свое участие в экономических объединениях после соответствующей оценки выгодности подобного участия.

 

Справка Atameken.info

Станислав Притчин – кандидат исторических наук, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться