На площадке Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" прошло совещание по обсуждению некоторых норм правил осуществления сервисного обслуживания медицинской техники с участием представителей Министерства здравоохранения РК, НЦЭЛС, ТОО "СК Фармация", профильных ассоциаций, производителей, дистрибьюторов, организаций сервисных служб медицинской техники и предпринимателей фармацевтического бизнеса регионов.
Как сообщил представитель Нацпалаты, в настоящее время поступило несколько обращений от предпринимателей касательно принятых поправок в правила осуществления сервисного обслуживания медицинской техники, которые неоднозначно трактуются, создают препятствия при обслуживании медицинской техники. Это приводит к недопониманию со стороны бизнеса и медицинских организаций по вопросу дальнейшего сервисного обслуживания медицинской техники.
Первым со стороны бизнеса выступил директор ООО EDS Group Евгений Цой, который отметил, что последние изменения в правилах являются барьером, создают существенные сложности для дальнейшей деятельности предприятия, кроме того, требуют обязательное обучение у производителя, механизм которого не определен.
"Наша организация около 10 лет осуществляет деятельность по сервисному обслуживанию широкого спектра медицинской техники, включая компьютерные и магнитно-резонансные томографы. Имеет в своем штате более 80 квалифицированных инженеров со специальным образованием по биомедицинским системам, собственную метрологическую службу и испытательные лаборатории. Для решения сложившихся вопросов считаем необходимым консолидировать усилия предпринимателей и выражаем готовность к тесному сотрудничеству", – сказал Евгений Цой.
Директор представительства АО "Актюбрентген" Атомжан Махмутов, как представитель производителей медицинской техники, выступил против упрощения норм существующих правил сервисного обслуживания, считая, что доступ к сервису без жестких требований к квалификации специалиста не гарантирует дальнейшее качество и безопасность при эксплуатации медицинской техники, но при этом вся ответственность возлагается только на производителя.
"Производитель не может обучать инженеров, но может протестировать и оценить их квалификацию с выдачей сертификата для определенного уровня допуска при сервисном обслуживании производимой техники", – отметил Атомжан Махмутов.
Представители сервисных организаций из регионов выразили обеспокоенность в связи с тем, что, несмотря на высокий уровень потребности медицинских организаций в сервисе, в настоящее время они не могут проводить сервис медицинской техники согласно принятым поправкам правил по сервису.
"Мы сегодня говорим о сервисе не только уникального дорогостоящего оборудования, вопрос стоит о сервисе медицинской техники в целом. К тому же в данных правилах ничего не говорится об инженерах самих медицинских организаций, в которых имеется острая потребность, ведь не каждый производитель готов направить в отдаленные районы свои сервисные службы. К тому же зачастую у медицинских организаций нет средств на закуп сервиса по прайсам производителей техники. Таким образом, оборудование простаивает, больницы несут колоссальные финансовые потери, а население не получает качественную медицинскую помощь. Вместе с тем мы, как предприниматели, осуществлявшие сервис медицинской техники, вынуждены испытывать финансовые трудности и иметь большой риск потерять своих инженеров в связи с невозможностью их содержать", – пояснил директор ТОО "Алтай-Сем медтехника" Виктор Акимов.
Как отметила директор ТОО Radiation Protection Company Раушан Фатхуллина, на сегодняшний день в некоторых стационарах и поликлиниках еще используется медицинская техника, выпущенная в эксплуатацию в 80-х годах прошлого века, производители которой уже не существуют. По этой причине отсутствует возможность получить разрешение от производителя согласно требованиям правил сервиса.
Президент ассоциации "ФармМедИндустрия Казахстана" Руслан Султанов в свою очередь выразил поддержку предложению о необходимости внесения изменений в данные правила.
"Есть необходимость проведения работы по координации деятельности сервисных служб медицинской техники путем создания саморегулируемой организации, которая будет выстраивать отношения с производителями, представлять интересы сервисных компаний, будет решать вопросы обеспечения запасными частями, обучения инженеров и нести ответственность за качество сервисных услуг перед производителями и перед пациентами за их безопасность при эксплуатации медицинской техники", – сказал Султанов.
Генеральный директор компании "Карл Шторц Эндоскопи Казахстан" Сергей Ахундов поделился опытом работы своей компании и акцентировал внимание на необходимости проведения профилактических осмотров медицинской техники, с высокой частотой посещения медицинских организаций, с целью предупреждения поломок и выхода из строя техники. В связи с этим имеется заинтересованность в наличии квалифицированных специалистов в каждом регионе страны. Кроме этого, он отметил, что существует ряд проблем с закупом сервисных услуг, а также с уровнем перевода при использовании технических документов производителей Service Manual.
"Развитие сервисных служб является лучшей инвестицией для производителей медицинской техники, чем просто маркетинг", – отметил Сергей Ахундов.
Представитель Министерства здравоохранения РК Руслан Адылканов подчеркнул, что принятые изменения в правила сервисного обслуживания были предложены бизнес-сообществом, но в сложившейся ситуации выражаем готовность рассмотреть новые предложения предпринимателей. В настоящее время на рынке страны существуют более 500 компаний, осуществляющих сервис медицинской техники, среди которых имеются недобросовестные организации, деятельность которых приводит к существенному сокращению срока эксплуатации медицинской техники, и были выявлены случаи использования ими несоответствующих и некачественных материалов при ремонте.
"Сейчас сервис медицинской техники является хаотичным, что не обеспечивает надлежащее его качество. Мы понимаем, что обучение и содержание высокоспециализированных инженеров – это процесс дорогостоящий, но надо всегда помнить, что здоровье и безопасность населения бесценны, и мы все несем за это ответственность в рамках профессиональной деятельности", – сказал Адылканов.
По итогам совещания и озвученных предложений бизнеса по оптимальному решению вопросов сервисного обслуживания медицинской техники с четким определением зон сервиса для каждой действующей сервисной компании, по возможности выведения закупа услуг по сервисному обслуживанию из сферы государственных закупок и проведения его в рамках правил закупок, утвержденных постановлением Правительства № 1729 с увеличением срока сервисного обслуживания до трех лет, а также создания реестра добросовестных поставщиков сервисных услуг и саморегулируемой организации, представляющей интересы сервисных служб, было решено создать рабочую группу.