Правительство утвердило проект дорожной карты по развитию туризма в Астане до 2020 года. Документ, который обсуждался больше года, начал действовать 8 ноября. Контроль за его "добросовестным" исполнением возложен на министерство культуры и спорта. Профильное ведомство обязали отчитываться перед правительством каждые полгода, начиная с января 2018 года. К слову, дополнительного финансирования дорожная карта не требует. Все будет реализовано в рамках, имеющихся у акимата и профильного ведомства бюджетов.
Здравоохранение начнет зарабатывать
Первым делом уже до конца этого года дорожная карта обещает выявить преимущества и недостатки столичного здравоохранения, проанализировать все медуслуги, которые предлагаются местным и иностранным пациентам, а затем подумать над тем, как сделать медучреждения Астаны более эффективными и самоокупаемыми, а услуги более качественными.
Отметим, Астана не только богата на современные медицинские центры – здесь активно развивается кардио-, онко- и нейрохирургическая помощь. Благодаря этому столица имеет возможность привлекать пациентов из соседних стран. На 2016 год Казахстан занимал третью строчку среди лидеров по медицинскому туризму в СНГ после России и Украины. Однако в Глобальном мировом рейтинге индустрии медицинского туризма – 2016 Казахстана не оказалось, тогда как Россия заняла там 34-е место. Лидерами медицинского туризма в мире по-прежнему остаются Израиль, Южная Корея и Германия. ВО многом благодаря своей "агрессивной" рекламе.
К слову, создатели рейтинга, в числе которых Международный научно-исследовательский центр здравоохранения (International Healthcare Research Center, IHRC), международная общественная организация Medical Tourism Index (MTI) и Международная ассоциация медицинского туризма (MTА), прогнозируют оборот от медицинского туризма к 2025 году в три триллиона долларов. В ближайшие 10 лет, по их мнению, путешествовать для получения медицинских услуг будет не менее 3-4% мирового населения. Получается, Казахстану есть за что бороться.
В Астане, понимая это, к 2018 году вознамерились выделить ключевых игроков, предоставляющих услуги иностранным пациентам. Помимо этого, в 2018 году столица намерена принять у себя международную конференцию по медтуризму под эгидой WMTA и начать активно сотрудничать с такими мировыми ассоциациями по медтуризму, как Глобальная ассоциация по здравоохранению, Всемирная федерация по гидротерапии и климатотерапии, Евразийская курортная ассоциация, национальная курортная ассоциация РФ.
Образование интегрируется в туризм
В ближайшие полгода у многих госорганов прибавится работы. До апреля следующего года министерства образования и науки, сельского хозяйства, здравоохранения, внутренних и иностранных дел и акимат должны подумать над тем, как привлечь иностранных студентов на обучение в столичные вузы. Считается, что предоставление двудипломного образования, которое ежегодно будет расширять свои границы, а также создание при вузах технопарков, лабораторий и бизнес-инкубаторов поспособствует этому.
Помимо этого, к 2020 году в рамках дорожной карты все столичные вузы планируется преобразовать в некоммерческие организации. В чем же суть, когда, казалось бы, и те, и другие работают по одному принципу, в рыночной среде, где могут выступать в роли продавцов, стремятся заработать деньги, самостоятельно решать, на что их тратить или во что инвестировать?
Да, все верно, оба предприятия обязаны поступлениями перекрывать текущие расходы, осуществлять планирование на будущее и, как минимум, держаться на уровне без убытка. Но если коммерческие предприятия зарабатывают своей деятельностью и долевым участием в капиталах сторонних предприятий, а всю вырученную прибыль распределяют между своими участниками либо направляют на дальнейшее развитие, то некоммерческие организации получают денежные средства от фондов, государства, инвесторов, бизнеса, а также от взносов своих членов. То есть понятие "прибыль" в таком предприятии отсутствует, а "целевые финансы" расходуются на конкретные дела и не распределяются между участниками. Еще одно немаловажное отличие в том, что коммерческие предприятия предоставляют услуги индивидуальной направленности, а работа некоммерческих предприятий направлена на социальные нужды и предоставление общественных благ.
Есть ли шансы у Казахстана развивать образовательный туризм? Вполне возможно. С учетом того, что ценовая привлекательность в последнее время стала одним из главных факторов выбора направления. По данным специалистов департамента образования за рубежом туроператора BSI Group, число туристов, желающих посетить Великобританию с целью изучения английского языка, в 2016 году уменьшилось на 20% по сравнению с 2014 годом. Зато вдвое вырос спрос на образовательные туры в Чехию и Испанию, что говорит в пользу более дешевых направлений. К слову, двухнедельное языковое обучение в Чехии стоит от 80 тысяч рублей, или около 450 тысяч тенге. В эту стоимость, помимо обучения, включено проживание, питание и внеклассные мероприятия. Самые дорогие туристические образовательные программы предоставляют в Швейцарии, США и Канаде – от 180000 рублей за две недели, то есть около миллиона тенге. На стоимость таких туров влияет цена за более длительный авиаперелет.
Спортобъекты отдадут иностранцам
До конца этого года многофункциональный ледовый дворец "Астана Арена" и Дворец спорта "Казахстан" перейдут в доверительное управление национальной компании "Социально-предпринимательская корпорация Astana", говорится в утвержденной дорожной карте. Такая же участь ждет и другие спортобъекты. До декабря 2018 года перед НПП и акиматом стоит важная задача: предложить кандидатов-управленцев в лице квалифицированного международного персонала и иностранных компаний. Разработчики дорожной карты уверены, что именно управляющие компании смогут эффективно использовать и повысить самоокупаемость спортобъектов за счет массового привлечения туристов.
Культурные объекты станут доступными
Начиная с 2018 года, перед культурными объектами столицы поставят важную задачу – зарабатывать и ежегодно увеличивать свои доходы на два процента в год. Отметим, на сегодня в столице насчитывается семь музеев и шесть театров. В 2016 году музеи посетило 626,4 тысячи человек, тогда как в 2014 году посещений было больше – 915 тысяч человек, за счет чего музеи заработали 29 миллионов тенге. В 2016 году столичные театры посетило 305,5 тысячи человек, из них 81 тысяча детей.
Однако дорожная карта может ситуацию изменить. С середины 2018 года в Астане будут проводиться постоянные акции по снижению цен на авиабилеты, проживание, меню в ресторанах и кафе, посещение кинотеатров.
Город станет удобным
До 2019 года в рамках дорожной карты в Астане должны появиться парковки и стоянки для экскурсионных и туристских автобусов и увеличены пешеходные зоны. Планируется также благоустроить парки и набережные, сделать их местами притяжения горожан и туристов по примеру европейских городов и Алматы.
Кроме того, до 2019 года планируется привлечь инвестиции для строительства первого тематического парка в Астане Astana Cosmoland, который расположится на территории национального космического центра.
Отметим, новый документ обещает поддержку турфирмам, которые занимаются развитием внутреннего туризма в любом направлении, будь то событийный городской, рекреационный, этнокультурный, познавательный отдых или медицинский туризм.
Алина Альбекова