В правительстве всерьез задумались над тем, как облегчить жизнь бизнесу. Ведь сегодня зачастую препятствием является не столько отсутствие стартового капитала и свободных ниш на рынке, сколько беспокойство о последствиях создания собственного бизнеса. Постоянные проверки, контролирующие органы, всевозможные разрешения становятся серьезным барьером для развития предпринимательства.
Понимание того, что необходимо менять систему, появилось несколько лет назад. Поэтапно сокращается количество разрешительных документов, пересматриваются законодательные нормы. Но сейчас правительство готовит более серьезный прорыв, собираясь уйти от системы наказания и перевести контроль на профилактику.
"Несмотря на проводимую работу, количество проверок уменьшается, но не так сильно, как мы хотели. Самое главное – не улучшается их качество. В этой связи нами предлагается кардинальное решение этой проблемы – введение института профилактического контроля", – рассказал на брифинге министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
"В рамках предлагаемого инструмента профилактического контроля мы предлагаем отойти от такого догматического подхода "есть нарушение – держи штраф". Будет проведена проверка, выявлены, если они есть, нарушения, после этого дан разумный срок для бизнеса, чтобы он эти нарушения устранил. И только после этого, в результате повторного прихода, если эти нарушения не были устранены, только тогда у госорганов появится право штрафовать и применять другие административные взыскания. Это достаточно кардинальное решение, нам непросто было его согласовывать с госорганами, но, тем не менее, надеемся, что законодатель нас поддержит и со следующего года институт будет полностью реализован", – рассказал министр.
Бизнес-сообщество такой подход полностью приветствует. Как рассказал заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов, за все время работы НПП с жалобами обратились более 18 тысяч предпринимателей, причем львиная доля этих жалоб связана именно с проверками и сложностью получения разрешительных документов.
"Мы должны сделать такие условия, когда бизнес сможет защитить себя сам. И это принципиальная высота. Соответственно, переход на клиентоориентированность государственного аппарата – это очень важно для бизнеса. И тот профилактический надзор, который сейчас предлагается, наглядный тому пример. Ведь у государства нет задачи взыскать штраф, оно должно подправить предпринимателя, который в силу, может быть, незнания делает те или иные ошибки и дать разумный срок. А если не устраняет – только после этого прийти и наказать", – заявил г-н Журсунов.
Помимо института профилактического контроля, планируется продолжить работу по сокращению контрольных функций госаппарата. В частности, предполагается уже с 2018 года исключить 24 сферы контроля из существующих 114 и три сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности. Также в планах – сокращение 17654 требований по проверке субъектов предпринимательства из 30497, или порядка 50% всех требований по проверкам. При этом только в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения будут сокращены порядка 85% требований, в сфере пожарной безопасности – 72% требований.
В целом, как отметил глава Миннацэкономики, принимаемые меры по реформированию государственного контроля и надзора позволят сократить количество проверок к 2018 году на 30%, что составит не более 70 тысяч (в 2016 году зарегистрировано 101 тысяча проверок), а к 2020 году – еще на 10%.
Еще одним существенным облегчением жизни бизнеса станет сокращение информационных инструментов – требований статистической и ведомственной отчетности и ряд других. По словам г-на Сулейменова, уже сейчас выявлено более 1600 информационных требований к бизнесу, многие из которых дублируются между собой, с функциями в рамках контрольной деятельности либо с формами государственной статистической отчетности. Предлагается порядка 30% требований сократить. При этом исчерпывающий перечень информационных инструментов предлагается закрепить законодательно, ограничив тем самым возможность появления новых лишних документов.
Весь пакет этих предложений уже сформирован в законопроект, который осенью будет внесен на рассмотрение парламента, с тем чтобы с января 2018 года все предусмотренные новшества вступили в действие.
Ирина Севостьянова