Правительству РК нужно определиться: играть в политику или поддерживать своих производителей – эксперт

6372

Как будут развиваться птицефабрики яичного направления в Казахстане, в каких мерах господдержки они нуждаются и почему необходимо отменить государственное регулирование цен на продукты питания?

Правительству РК нужно определиться: играть в политику или поддерживать своих производителей – эксперт

После переговоров с казахстанской стороной Россия снимает запрет на импорт продукции птицеводства из РК, но эта мера сейчас мало поможет казахстанским птицеводам, считает президент республиканской Ассоциации яичных производителей Максим Божко. Впереди – несколько месяцев убытков, это притом, что отечественные птицефабрики полностью обеспечивают внутренний рынок яичной продукцией и готовы поставлять в соседнюю страну до 500 млн штук куриных яиц в год, передает inbusiness.kz.

– Максим Владимирович, для начала давайте определимся, каково состояние отрасли на текущий момент. Рядовые потребители Казахстана наблюдают постоянные всплески цен на такой важный продукт, как яйцо куриное. Это с чем связано?

– В Казахстане из 34 птицефабрик яичного направления на сегодня работают 32. До 2018-2019 годов, когда мы вышли на пик производства, наблюдался его постоянный рост. В период максимального подъема производство яичных птицефабрик составляло 4,2-4,3 млрд штук яиц в год, и около 600 млн штук мы отправляли на экспорт. К слову, полное обеспечение внутреннего рынка куриным яйцом стало причиной того, что правительство сократило вдвое субсидирование его производства. Считаю, это было неправильно, потому что ряд системных проблем в отрасли остались нерешенными. После уменьшения господдержки в 2020 году у нас сразу пошло сокращение объемов производства, а в сентябре-октябре того же года вспыхнул птичий грипп. В итоге производство куриных яиц в Казахстане в 2020-2021 годах упало на 20%. Цены на них подскочили в 1,8 раза. По итогам 2021 года отечественные птицефабрики произвели чуть больше 3,5 млрд яиц. Именно весь прошлый год мы наблюдали достаточно высокие цены на эту продукцию, потому что не покрывались внутренние потребности рынка. В ноябре-декабре 2021 года все птицефабрики, даже потерявшие поголовье от птичьего гриппа, восстановили объемы производства, вернувшись к уровню 2019 года. Мы ежемесячно производили 300-320 млн штук куриных яиц. Цена была высокой, стимулирующей производителей к наращиванию объемов производства.

Планы на 2022 год – произвести 4 млрд штук куриных яиц. К слову, локальная часть сырья и ресурсов для производства куриных яиц и мяса птицы занимает в РК от 60% до 70%. Импортные составляющие – это племенные цыплята, витамины, минералы, вакцины, ветеринарные препараты, оборудование, запчасти. Но при этом значительную долю себестоимости и мяса, и яйца занимают корма, а большая их часть производится в Казахстане. Другой вопрос, что цены на корма внутри Казахстана подвержены влиянию мировых цен. Если везде выросла цена на растительное масло и пшеницу, то у нас она тоже пошла вверх. Это скажется на себестоимости продукции и ценах.

– В какие страны наши птицефабрики яичного направления отправляют свою продукцию и откуда Казахстан импортирует куриные яйца?

– Экспорт – это всегда стимул для наращивания объемов производства и вывоза продукции. Но в яичной отрасли тенденции интересны тем, что на нем мы не зарабатываем. Внутренняя цена на куриные яйца в Казахстане всегда выше экспортной, и за рубеж мы вынужденно отправляем только излишки.

Самый дальний экспорт у нас – это Афганистан. Ближайшие – Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Китай у нас закрыт. В 2019 году на экспорт мы отгрузили 425 млн штук яиц, при этом импорт из России и Белоруссии составлял 90 млн штук. Пиковый импорт у нас – с мая по август. У нас в эти месяцы и экспорт самый высокий. Но там цена совсем низкая.

В 2020 году экспорт сократился до 211 млн штук яиц, после вспышки гриппа в октябре-ноябре этот показатель вообще скатился на ноль, а в июне-августе мы отгрузили почти 107 млн. штук, то есть за три месяца отгрузили полугодовой объем экспорта. Что касается импорта, то в январе-мае он составлял от 2 млн до 10 млн штук яиц, а после вспышки птичьего гриппа в декабре 2020 года – 72 млн штук. Куриные яйца стали завозить из РФ и Белоруссии. В январе-марте 2021 года у нас экспорта не было вообще, потому что возник дефицит, а импорт каждый месяц составлял по 24-26 млн штук яиц. В марте он упал до 8 млн штук. Как только возникает провал местного производства, у нас сразу прекращается экспорт и возникает рост импорта. А в июне-сентябре прошлого года за все эти четыре месяца мы отгрузили 150 млн штук яиц. Импорт из РФ и Белоруссии составил 200 млн штук.

– Как возник запрет на экспорт куриных яиц из Казахстана в Российскую Федерацию?

– В октябре 2021 года в личных подсобных хозяйствах нескольких областей Казахстана произошла вспышка птичьего гриппа. Эту информацию зафиксировал минсельхоз, ее внесли в Международную систему данных по птичьему гриппу, и Россия на основании этого ввела запрет на импорт всей птицеводческой продукции из Актюбинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей, где производится 50% всех куриных яиц по стране. Из-за закрытия рынка и высоких объемов производства у нас впервые за 15 лет цены в 2021 году на куриные яйца упали даже перед новогодними праздниками, хотя в это время на них наблюдается повышенный спрос. Обычно ограничения на экспорт вводятся на три месяца, и мы в январе этого года уже стали бить тревогу. Но только на прошлой неделе в минсельхозе РК заявили, что они провели переговоры с российской стороной и ограничения на экспорт яйца из Казахстана в России снимут.

– Как будет теперь развиваться ситуация и каким образом это отразится на работе птицефабрик яичного направления в Казахстане?

– Сейчас после снятия запрета на импорт казахстанских яиц в Россию нас ждут несколько месяцев убытков. Соседи, наоборот, начнут заваливать нас дешевой яичной продукцией российского производства.

Сезонность спроса на продукцию казахстанских птицефабрик – самая главная проблема рентабельности этой отрасли. Ежегодно с мая по сентябрь падает спрос на куриные яйца, потому что у населения меняется рацион – люди употребляют больше овощей и фруктов. Летом оптовики прекращают покупать яичную продукцию у местных птицефабрик, и все переключаются на ее поставки из России. Потому что там цены летом падают еще сильней. И сейчас мы видим, что цены в Российской Федерации уже пошли вниз. Если перевести в нашу валюту, то там отпускная цена за десяток яиц составляет 250-300 тенге, а у нас в среднем 300-350. Казахстанские бизнесмены зарабатывают на импорте яйца из Российской Федерации, Белоруссии, а птицефабрики яичного направления в нашей стране работают себе в убыток. С октября по апрель мы пытаемся компенсировать те убытки, которые понесли летом, поэтому осенью в Казахстане всегда растет цена.

И тогда у нас люди начинают возмущаться, почему подорожали яйца? Но никто не обращает внимания, что с мая и до сентября они резко падают в цене. Мы, как производители, вынуждены давать объяснения, но это никому не интересно на самом деле. Нас начинают проверять акиматы, агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Мы месяцами проходим проверки, судимся, доказывая, что сговора между производителями яичной продукции нет.

– Что необходимо предпринять, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем? Как защитить отечественного производителя яичной продукции?

– Наша ассоциация считает, что в таких случаях необходимо применять антидемпинговое законодательство, вводить ограничения на ввоз любой продукции, не только яиц, но и зерна, мяса для защиты внутреннего рынка. Мы часто говорим о том, что нашему правительству, АЗРК, комитету ветеринарного контроля необходимо включать законодательные механизмы и контролировать рынок не только по поводу удорожания цен, но и для защиты производителей. Тогда наши птицефабрики смогут держать более или менее стабильные цены на куриные яйца, и не будет этих всплесков цен и недовольства со стороны населения. Мы находимся в общем экономическом союзе с РФ и Белоруссией. Там АПК субсидируется в 2-3 раза больше, чем в Казахстане, в отрасль закачали большие деньги, и бизнес пошел туда. Наши соседи ушли от нас вперед на несколько лет в плане производства продуктов питания. По яйцам и по мясу птицы Белоруссия и Российская федерация полностью закрывают свои потребности и отправляют эту продукцию на экспорт. В том числе и в Китай. О какой тогда конкурентоспособности мы говорим? Если наше государство не будет поддерживать своих сельхозтоваропроизводителей, то мы все просто проиграем эту торговую войну своим соседям и ничего не сможем производить. Будем сидеть на импорте. Конечно, птицефабрикам нужны субсидии. Если вернуться к ситуации конца 2021 года – начала 2022 года, то местные производители яичного направления начали забой птицы из-за того, что экспорт закрыли. Излишки продукции было девать некуда, средняя цена на куриные яйца пошла вниз, и мы продавали эту продукцию в начале года по ценам ниже себестоимости. Как раз в тот период мы правительству говорили, если не будет поддержки, то яичные фабрики будут вынуждены сокращать поголовье. По-другому мы никак не можем влиять на цены. Все зависит только от спроса и предложения. Минсельхоз РК хотел вообще полностью отменить прямые товарно-специфические субсидии, не только на яйца, но и на все виды сельхозпродукции. В итоге пока эту идею отложили как минимум на год. Сейчас нам пообещали, что субсидии на яйцо будут возвращены в размере три тенге за яйцо, но только на 2022 год. Решение о возврате субсидий птицефабрикам яичного направления было принято в конце марта этого года, теперь надо правила разработать, согласовать их с госорганами, если в мае выйдут правила, то в июне начнем получать деньги.

– Если отрасль уже сталкивалась с перепроизводством продукции, то не приведет ли возобновление ее полного субсидирования к очередному витку перепроизводства? Тогда фабрики опять станут работать себе в убыток, а цена на яйцо куриное упадет ниже себестоимости.

– Вопрос правильный. Мы, как сельхозтоваропроизводители, хотим услышать сигнал от правительства, что они хотят от нас, что мы должны делать? Раньше в программе АПК было записано, что нужно наращивать объемы производства, увеличивать экспорт переработанной продукции. Мы к этой задаче, поставленной правительством, постоянно шли, наращивали объемы производства, увеличивали экспорт. За что и получили по голове – нам отменили субсидии. Это значит, никому не нужно много продукции, низких цен.

Если правительство хочет, чтобы в Казахстане были дешевые продукты питания, то по этим продуктам питания нужно наращивать объемы производства до такого уровня, чтобы возникло перепроизводство. А те излишки, которые есть при перепроизводстве, их надо направлять на экспорт. Такой должна быть цель. Но мы ее конкретно сейчас не слышим. Ни от минсельхоза, ни от правительства.

Вот еще пример. Сейчас Казахстан себя полностью обеспечивает куриными яйцами. А по мясу птицы – только на 60%. Развиваться отечественным птицефабрикам мясного направления не позволяют ограниченные рынки сбыта, конкуренция со стороны соседей, а также беспошлинный ввоз американских окорочков, которые ввозят по цене ниже себестоимости. Мы каждый год этот вопрос поднимаем. Когда Россия запретила ввоз американских окорочков, у них сразу в два-три раза выросло производство птицы.

Тут нужно определиться: или правительство Казахстана играет в большую политику и соблюдает договоренности по беспошлинному импорту, или встает на защиту интересов местных производителей.

Мы давно говорим, что необходимо добиваться открытия для казахстанских птицефабрик китайского рынка. Это большая работа государственного уровня, постоянное проведение переговоров. Условия экспорта нужно обговаривать, приглашать китайскую сторону на осмотр наших производств, отправлять казахстанскую продукцию на сертификацию.

– В одном из своих интервью Вы говорили о необходимости отказаться от государственного регулирования цен на продукты питания, в том числе социально значимые. Прямо скажем, непопулярная точка зрения. Цены ведь в таком случае еще больше будут расти?

– Мы против госрегулирования цен на продукты питания. Это не только ограничивает рентабельность бизнеса, но и заводит его в убыток. Если во всем мире выросла цена на пшеницу, то она и у нас должна вырасти. Чтобы она не увеличивалась, надо наращивать объемы производства, ограничивать импорт, когда он идет по демпинговым ценам, ниже себестоимости, нужно открывать экспортные рынки, чтобы производители могли вывозить излишки, чтобы они не давили на внутренние цены. Нужно вкладываться в переработку. А социально уязвимые слои населения можно поддерживать с помощью АСП, введения для них карточной системы, раздачи продуктовых корзин с продукцией местных товаропроизводителей, как это делают в США. Есть много рыночных механизмов, где государство может помочь сельхозтоваропроизводителям, избегая таких экстремальных мер, как запреты на экспорт или ценовое регулирование готовой продукции.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться