Для преодоления кризиса нужны институциональные реформы, считают казахстанские эксперты, поскольку вызван он внутренним дисбалансом.
Президент Нурсултан Назарбаев, встречаясь на прошлой неделе с премьер-министром Каримом Масимовым, отметил, что в настоящий момент экономика Казахстана функционирует в тяжелом режиме. По причине снижения мировых цен на энергоносители поступление доходов в бюджет сократилось на 40%. Уменьшились цены и на другие основные виды экспортной продукции, включая черные и цветные металлы, уголь. Сельское хозяйство обеспечивает небольшой рост, а промышленные предприятия, в том числе в отрасли машиностроения, снизили свое производство, сказал глава государства.
«С учетом состояния экономики в мире, включая Европу и Восточную Азию, скорое улучшение положения невозможно спрогнозировать. Наше население должно знать текущую ситуацию, которая означает уменьшение прибыли наших предприятий, снижение доходов и возможное сокращение рабочих мест. Наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007-2009 годах», – подчеркнул казахстанский лидер.
Премьеру он поручил активнее использовать возможности программы занятости, в том числе в рамках программы «Нурлы жол», и приложить все усилия для поддержки социально уязвимых слоев населения. Одновременно Нурсултан Назарбаев запретил использовать средства из Национального фонда на строительство новых объектов и субсидирование «плохо работающих предприятий». «В этой ситуации сразу будет видно, какие производства работают эффективно, а какие нет», – резюмировал президент.
Насколько затяжным может оказаться сложный период в казахстанской экономике и какие механизмы борьбы с кризисом способны предложить финансовые власти и правительство? Atameken.info попросил известных экспертов, экономистов дать свою оценку ситуации и тем мерам, которые предпринимаются правительством для нивелирования кризисных явлений.
Дисбаланс целей
Директор института экономической политики Казахстана Каирбек Арыстанбеков заметил, что, прежде всего, нужно исходить из того, что в РК реализуется «Проект Нурсултана Назарбаева». Базовые компоненты этого проекта, говорит экономист, изложены в двух стратегических документах – «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». В числе этих компонентов – создание сильного государства, укрепление национальной безопасности, достижение высоких темпов экономического роста, улучшение социального благосостояния всего населения. Другая часть проекта сформулирована в ежегодных посланиях народу Казахстана и в предвыборной компании от 26 апреля 2015 года. Речь идет о пяти институциональных реформах, пояснил Арыстанбеков.
По его словам, чтобы войти в тридцатку развитых государств и достичь ожидаемых результатов пяти реформ, нужны приличные темпы роста экономики, причем значительно опережающие аналогичный показатель не только развитых, но и развивающихся стран.
- Однако в последние годы страна начинает терять эти темпы. Результаты регрессионного анализа показывают, что примерно 33 процента потерь связаны с внешними факторами – падение цен на экспортные товары, отток капитала за рубеж, дефицит по балансам услуг и доходов. При этом 66 процентов потерь связаны с внутренними причинами. И основная причина – ухудшение качества экономической политики, – говорит Каирбек Арыстанбеков.
Среди других внутренних факторов, негативно влияющих на темпы роста экономики, он назвал дисбаланс в бюджетной политике, противоречия между экспортно-сырьевыми и внутренне ориентированными секторами экономики, нагрузку на товаропроизводителей, рост теневой экономики, беспрецедентные масштабы государственного предпринимательства с участием квазигосударственного сектора.
- Это есть неполный перечень факторов, совокупность которых привела к возникновению экономического кризиса, – продолжает эксперт. – Вопреки распространенным заявлениям финансово-экономического блока правительства, основная причина кризиса связана не с внешними факторами, а с внутренними. Пока критическая, но в то же время правдивая оценка еще не сформулирована и не озвучена публично, не получила политическое оформление. Учитывая, что такое признание все еще не прозвучало, то у правительства нет и набора контрмер по противодействию и нейтрализации негативных факторов. Если оценивать в сложившейся ситуации политику Нацбанка, то обращает на себя внимание недавнее выступление Кайрата Келимбетова, который заявил, что курс тенге следует определять, исходя из цен на нефть. Мне кажется, такое заявление является экономически некорректным, поскольку оптимальный курс тенге следует зафиксировать с учетом уровня относительных цен страны.
Что касается использования средств Нацфонда, то, по мнению Каирбека Арыстанбекова, пока в республике кардинально не решены структурные диспропорции и противоречия между секторами и отраслями экономики, транши из главной кубышки страны могут обеспечить лишь краткосрочный эффект. В среднесрочной перспективе Казахстан вновь столкнется с прежними проблемами, уверен экономист.
Не все-то кризис…
Аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова менее категорична. Она считает, что пока рано говорить о полномасштабных экономических проблемах в Казахстане. По ее словам, власти стран с развивающимся типом экономики называют кризисом все, что выходит за рамки быстрого экономического роста. Однако экономические показатели на данный момент вполне ободряющие, считает аналитик. Так, прирост ВВП присутствует, инфляция управляема, при этом она не двузначная, как в соседней России. Плавающий курс же тенге был нужен для перехода к инфляционному таргетированию – это давно было анонсировано, но момент для его старта был выбран крайне неудачно, заметила собеседница atameken.info
- Поразительно то, что Казахстан не сделал правильных выводов из ситуации в России годичной давности. Тенге за почти полные 10 месяцев 2015 года девальвировался на 46 процентов, у него еще есть потенциал ослабления, но не за счет внешних факторов. Вполне может сложиться ситуация, в которой властям будет выгодно дополнительное падение курса национальной валюты, – полагает Анна Бодрова. – Но у этой медали есть и обратная сторона: покупательская способность упадет до минимумов, и этот сегмент экономики реанимировать будет очень сложно. При текущих нефтяных котировках логичной ценой доллара США видится диапазон 260-279 тенге. Столь широкий коридор обусловлен рыночной волатильностью и низким уровнем ликвидности на KASE.
Что касается механизмов стабилизации, то они есть, отмечает аналитик, но пока почему-то не работают в полную силу:
- Это госзаказы и инвестиции в реальный сектор, отсутствие сокращений в социальных расходах бюджета и интервенции Нацбанка. На мой взгляд, нужно просто увидеть, к чему вся эта история со свободным курсообразованием и инфляционным таргетированием привела в России. Экономика Казахстана способна выдержать этот стресс, но за все реформы, как обычно, заплатит население.
Глобальная смена парадигмы
Экономический обозреватель Денис Кривошеев считает, что в правительстве Казахстана была уверенность, что скоро все наладится, нефть вернется к 100 долларам за баррель, поэтому считалось нормальным принимать краткосрочные меры. В основном, они реализовались через Комитет госдоходов – штрафы, доначисление налогов, проверки бизнеса.
- Нужна была глобальная смена парадигмы мышления, а для этого нужно было, чтобы президент указал правительству на промахи, – отозвался спикер о заявлении главы государства, прозвучавшем на встрече с премьером. – Кризис надолго. Денег нет. Ситуация указывает на несколько системных сбоев, которые не пытаются исправить. В первую очередь, нужно перестать строить презентационную экономику. Деньги нужно тратить не на строительство бесперспективных огромных объектов, а направлять на развитие реального сектора. Среднее предприятие обходится стране в 300 миллионов долларов, превращая создание рабочего места в самый дорогой процесс в мире. Можно вспомнить и то, что большая часть построенных предприятий убыточна. 300 миллионов могли обеспечить работой не 300-500 человек, если направить их в малый и средний бизнес, под те же льготные проценты, то они могли бы дать 10-15 тысяч рабочих мест. Второй сбой – это государственный капитализм, который мы построили. Он служил механизмом перераспределения нефтяной ренты, превращаясь в мину замедленного действия. Сорокапроцентное падение поступлений в бюджет от продажи углеводородов – это только начало.
По мнению Дениса Кривошеева, правительству пока нечего предложить для преодоления кризиса, кроме повышения налогов и использования средств Нацфонда. При этом, по его словам, еще не отыгран до конца сценарий сжатия покупательской способности.
- Отложенный спрос реализован в России, новых денег у народа нет, банки не кредитуют, продажи сократились процентов на сорок, относительного прошлого года, а 2014-й тоже был провальным, – говорит экономический обозреватель.
И многозначительно добавляет, что Казахстан еще не стал полноправным членом Всемирной торговой организации. Когда откроются границы для всех членов ВТО, которая контролирует 98% мировой торговли, это станет небывалым испытанием для отечественных производителей. Кривошеев предлагает собственный рецепт спасения отечественной экономики:
- В первую очередь, нужно зафиксировать убытки и списать все проблемные займы, почистить портфели, при этом, не создавая убыток для кредитора. Нужна программа качественного смягчения. Нужно перекредитовать экономику. Если говорить о настоящем выходе из кризиса, то необходима глобальная программа строительства жилья. Она сняла бы проблему собственных квадратных метров, снизила социальное давление и давление на арендный рынок, а значит, в конечном итоге, на уровень заработных плат. В частности, можно начать реализовывать программу кооперативного строительства. В ее основе – бесплатная земля, бесплатные коммуникации и беспроцентные кредиты.
Повторить рывок конца 90-х
Предприниматель, директор Smart Investments Марат Толибаев отмечает, что пока антикризисная программа правительства умещается в одну фразу: «Сокращать расходы, секвестировать бюджет». По его словам, заявление Кайрата Келимбетова о справедливом курсе в 270 тенге за доллар можно игнорировать. Кроме одного нюанса: Нацбанк все-таки определяет курс, а не дает тенге двигаться самостоятельно. Длительное искусственное удерживание курса ни к чему хорошему не приведет, убежден бизнесмен.
- По поводу использования денег Нацфонда могу сказать, что он для того и создавался, чтобы быть подушкой безопасности в кризисные годы, но не путем выбрасывания средств на валютную биржу для поддержания курса тенге, а путем инвестирования в инфраструктуру. Нужно создавать рабочие места, строя дороги, коммуникации, линии электропередач. Кроме государства никто сейчас не сможет вливать деньги в экономику, – говорит Толибаев. – Постепенно ситуация стабилизируется. Вся система приспособится к цене нефти в 40 долларов за баррель. Будем жить беднее, но стабильно. Плохо будет, если цена упадет еще ниже. Придется снова испытывать шок и приспосабливаться. Будет плохо, если цена на нефть в ближайшее время снова рванет вверх, потому что это снова приучит нас к расслабленной жизни на нефтяной игле.
Директор компании Oil Gaz Project Жарас Ахметов заметил, что пока кризиса, как такового нет, но есть явно выраженные признаки того, что он наступает: сокращение темпов роста экономики, падение доходов населения, стагнация промышленного производства, доходная часть бюджета исполняется с большим трудом. Собеседник Atameken.info предполагает, что президент сделал свое заявление о «настоящем кризисе» именно для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ним правительство и бизнес-сообщество.
- Сейчас и Национальный банк находится в довольно сложной ситуации. С одной стороны, ослабление тенге вызывает недовольство, и Нацбанк вынужден поддерживать курс за счет интервенций. С другой стороны, тенге подвергается спекулятивным атакам и регулятор вынужден сдерживать рост ликвидности банковской системы. В итоге все критикуют Нацбанк за то, что он сдерживает прирост кредитования и, тем самым, негативно влияет на экономику. Руководство банка пытается повлиять на ситуацию на валютном рынке, в том числе, и вербальными интервенциями. Поэтому говорит то, что говорит, – заступился за финрегулятора Жарас Ахметов.
Он также считает, что стране остро необходимы серьезные институциональные реформы.
- Без них любые меры, которые предпримет правительство, окажутся неэффективными, – убежден Ахметов. – Все зависит от содержания антикризисных мер, которые должен предложить Кабмин. Предельная производительность основного капитала в Казахстане близка к нулю. Это означает, что любые инвестиции в основной капитал будут неэффективными. Поэтому решение о прекращении финансирования за счет средств Национального фонда новых проектов – верное. Чтобы инвестиции стали эффективными стране необходим реально конкурентный рынок, сокращение государственного присутствия в экономике. Это необходимые условия технических и технологических изменений, которые вернут инвестициям эффективность. Все зависит от того, насколько решительно и последовательно будут проводиться институциональные реформы. Напомню, что реформы 1997-1999 годов дали эффект очень быстро. Правда, картину смазывает длительное падение экономики. Но в любом случае, переход к работающему конкурентному рынку с сокращением присутствия государства, даст быстрый результат, – заключил эксперт.
Аскар Муминов