Право на труд осталось, гарантии сократились

413

Парламент Казахстана принял проект нового Трудового кодекса

Право на труд осталось, гарантии сократились

Парламент Казахстана принял проект нового Трудового кодекса.

Основная идея разработанного Министерством здравоохранения и социального развития документа – решить проблему повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса за счет пересмотра действующих социальных стандартов, в частности приема и увольнения сотрудников, оплаты труда, отпуска. А также «уход от чрезмерной регламентации к минимизации государственного регулирования прав и обязанностей сторон трудовых отношений, с одновременным усилением контроля за исполнением требований трудового законодательства» – это, как считают разработчики, переход «к эффективному равновесию между социальной защитой с одной стороны и экономической эффективностью с другой».

Такой подход был поддержан работодателями и Национальной платой предпринимателей, однако вызвал резкую критику со стороны части профсоюзов. «Я хотел бы обозначить позицию НПП «Атамекен». Мы считаем, что в Трудовом кодексе надо закрепить гибкие условия организации труда. Это должно отражаться в различных вариантах организации труда, новой процедуре найма, увольнения и перевода работников, то есть широко использовать гибкие режимы. Необходим переход от компенсационной модели к модели управления профессиональными рисками. Аттестацию производственных объектов по условиям труда надо проводить только на тех предприятиях, где имеются вредные условия труда. И самое важное социальные обязательства. Они должны приниматься на условиях добровольности и реальности выполнения этих обязательств», – заявил председатель комитета социальной сферы и социального партнерства НПП Талгат Доскенов.

«Мы всецело поддерживаем принципы, которые положены в основу нового Трудового кодекса», – сказал в свою очередь глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

«Новый Трудовой кодекс мы поддержали, потому что он развязывает руки работникам и работодателям. До этого все было настолько детально регламентировано, что ни работодатель, ни работник при желании не могли выйти за рамки того, что там написано», – считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев.

Необходимо отметить, что новый Трудовой кодекс, помимо пересмотра социальных гарантий, содержит две базовые новации. Проектом предусматривается, пересматривая и снижая государственные гарантии, решать проблемы между работодателем и работником путем двусторонних и коллективных трудовых договоров.

«Новый Трудовой кодекс предусматривает либерализацию трудовых отношений, при котором большая роль отводится коллективно-договорным отношениям. Насколько профсоюзы на отраслевом уровне и на уровне предприятий будут поднимать вопрос с учетом тех полномочий, которые мы предусмотрели в законе о профсоюзах, настолько будет развито социальное партнерство в Казахстане», – отметила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова, выступая на XXIV съезде Федерации профсоюзов Казахстана.

Разработчики проекта аппелируют к мировому опыту, приводя в пример англосаксонскую и европейскую модели трудовых отношений, но сами же признают «крайне низкий уровень юнионизации» в Казахстане. Кроме того, следует отметить, что в настоящий момент ни один из 22 отраслевых профсоюзов в разных городах страны, входящих в состав Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана (КСПК), не прошел госрегистрацию, как того требует принятый парламентом новый закон о профсоюзах.

Эту проблему видят и в НПП. «У нас еще до конца не отработано заключение коллективных договоров. Да, на крупных предприятиях они есть. Но малый и средний бизнес до этого не дошел. Мы запланировали большой объем работ, где мы совместно с профсоюзами будем проводить разъяснительную работу по подписанию коллективных договоров. По-хорошему, пока каждый работодатель не поймет, что самый главный фактор его конкурентоспособности – его кадры, и если он не создаст нормальные условия, то никогда не станет конкурентоспособным. И говорить, что работника можно максимально использовать и ничего ему не давать, – в нынешних условиях такое не пройдет. НПП не собирается стоять в стороне, поэтому мы создали трехсторонние комиссии и в течение года будем активно вести эту работу» – рассказал Нуржан Альтаев.

По его мнению, новый кодекс более либерализован. «За основу взято трудовое законодательство западных стран, где  упор делается на коллективные договоры.  Акцент делается на то, что профсоюзы вместе с работодателем утверждают проект коллективного договора и на его базе подписываются индивидуальные договоры. Сейчас роль профсоюзов будет усиливаться, поскольку их роль возрастает», – считает он.

Вторая новация заключается в том, что, как отметил директор департамента труда и социального партнерства МЗиСР Нуркен Тлеуов, несмотря на жесткость положений действующего Трудового кодекса, «многие его положения не выполняются в полном объеме». Иначе говоря, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения.

В новом ТК достаточно подробно описано, как будут меняться минимальные нормы и требования, но совершенно непонятно, каким способом министерство будет добиваться обязательности их исполнения. Более того, в представленном варианте предлагается упразднить институт общественных инспекторов по охране труда, которые в настоящий момент избираются профсоюзом, или при его отсутствии – собранием работников, и участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществляют защиту прав работников. В частности, имеют право обращаться по заявлению работника с исками в суд для защиты его прав.

«Силами государственных органов отследить все это невозможно. Должен усиливаться общественный контроль. В первую очередь это профсоюзы. Мы, а в Трудовом кодексе это записано прямой нормой, что представителем всех работодателей является НПП, а представителями работников – профсоюзы, подписали с профсоюзами соглашение, и во всех регионах подписали трехстороннее соглашение, где присутствуют профсоюзы, НПП и акиматы. Мы хотим за столом переговоров такие вопросы решать», – рассказал Нуржан Альтаев.

В целом же можно выделить несколько основных направлений предлагаемых новаций. Прежде всего в вопросах найма и увольнения работников «для усиления гибкости при заключении трудовых договоров». В частности, в отличие от ныне действующего жесткого ограничения работодателя по срокам при заключении срочных трудовых договоров в новом ТК предлагается установить два вида трудового контракта или соглашения – на неопределенный срок и на срок не менее 12 месяцев.  На практике это означает, что основным трудовым контрактом станет контракт на 1 год, после чего работодатель имеет возможность его перезаключить либо завершить.

Необходимо отметить, что с момента вступления в силу нового Трудового кодекса все договоры, где не указан срок их действия, будут считаться заключенными на один год. Правда, депутаты внесли важную поправку. Срочный трудовой договор можно будет продлевать не более двух раз, а после двукратного продления он будет считаться заключенным на неопределенный срок. Кроме того, предлагается наделить работодателя правом устанавливать трехмесячный испытательный срок с возможностью расторжения договора в любое время в испытательный период. Сейчас расторжение договора во время испытательного срока запрещено. Еще одна новация позволит работодателям устанавливать испытательный срок для всех категорий граждан, тогда как согласно действующему ТК для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников вузов и ТиПО впервые приступивших к работе, этого делать нельзя.

Разработанным проектом предлагается также снять действующие жесткие ограничения на временное перемещение работника в случае производственной необходимости (простой, реорганизация, сокращение объемов работы). Устанавливаются и новые сроки временного перемещения – на весь период простоя, вместо действующего сейчас срока в один месяц, а также перемещения «в случае производственной необходимости до трех месяцев в течение одного года», сейчас – один месяц.

Кроме того, предлагается наделить работодателя правом на перевод работника (изменение условий труда) на любые имеющиеся вакансии. Сейчас перевод на другую должность или специальность ограничен ТК. Предлагается также разрешить перевод работников из одной организации в другую путем прикомандирования без прекращения трудовых отношений «в пределах зависимого юридического лица» на срок до 3 месяцев. Необходимо отметить, что разработчики сами честно называют в качестве рисков, которые несут эти новеллы, вероятность злоупотреблений со стороны работодателей, в частности путем предоставления должностей, не соответствующих квалификации сотрудника при наличии иных вакансий. Иначе говоря, повышаются риски «добровольного» увольнения того или иного сотрудника «по собственному желанию».

Бороться с этим предлагается путем ужесточения государственного контроля и ужесточения штрафных санкций. «Иногда складывалась такая ситуация, что даже работодатель не мог уволить нерадивого сотрудника. Например, специалист совершил хищения на рабочем месте, но до той поры пока уголовное дело не будет завершено, пока суд не вынесет решение, работодатель не мог его уволить. Хотя уголовное дело могло длиться год и более, и все это время человеку платилась заработная плата. Таких моментов в старом Трудовом кодексе было очень много. В новом кодексе применяются более гибкие режимы работы. Например, когда работодатель нанимает людей на сезонную работу. В старом варианте, на него накладывалась огромная ответственность, то есть легче было не принимать человека официально, а сделать это «в черную». И выплачивать заработную плату в конверте. Сейчас формы принятия людей на сезонную работу упростились», – считает Нуржан Альтаев.

 

Что касается расторжения трудового договора, то в новом ТК прописано, что не допускается его расторжение по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и пребывания работника в отпуске. Также депутаты парламента добавили пункт, согласно которому «в целях социальной защиты лиц предпенсионного возраста накладывается ограничение на расторжение трудового договора с работниками предпенсионного возраста, которым осталось менее двух лет до пенсии».

Кроме того, авторы проекта предложили достаточно революционную норму. А именно расторжение трудового договора «по экономическим основаниям». Необходимо напомнить, что в настоящий момент процедура расторжения договора, то есть увольнения по инициативе работодателя, жестко регламентирована. Она включает 20 оснований, из которых 12 связаны с нарушениями трудовой дисциплины, 4 – с несоответствием профессиональным требованиям, 2 – по требованиям законов РК и 2 – по экономическим или организационным причинам (ликвидация предприятия, сокращение). К ним добавилось новое – снижение объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшее ухудшение экономического состояния организации. При такого рода увольнениях предполагается, что работодатель обязан уведомить работника с объяснением причин увольнения и выплатить компенсацию в размере заработной платы за 2 месяца.

В качестве рисков введения подобной нормы авторы честно называют вероятность массового увольнения сотрудников и увеличение безработицы, а также злоупотребление со стороны работодателей. Компенсировать эти риски предлагается через разработку нового закона о занятости, где должно быть предусмотрено увеличение размера пособия по безработице. «У бизнеса должна быть определенная свобода в связи с тем, что рыночная экономика развивается не линейно, есть периоды спада и есть периоды подъема, – объяснил позицию НПП «Атамекен» председатель комитета социальной сферы и социального партнерства палаты Талгат Доскенов. – У работодателя должны быть инструменты и механизмы. А у нас сегодня получается, что есть рыночная экономика и есть жесткие стандарты на стороне наемных работников. Поэтому мы считаем, что действующий трудовой кодекс неадекватно отражает ситуацию на рынке труда».

Подобного рода изменения коснутся и оплаты труда. Прежде всего оплаты за сверхурочную работу, в ночное время, праздничные и выходные дни, а также при простое предприятия. В настоящий момент труд в сверхурочное время оплачивается, или должен оплачиваться,  не ниже чем в полуторном размере, в праздничные и выходные дни – в двойном размере, а каждый час ночной работы – не ниже полуторного размера, а при простое – не менее 50% от средней заработной платы. Проектом же предлагается установить нижнюю границу оплаты труда в выходные, праздничные дни, сверхурочную и ночную работы на уровне 1,5 к должностному окладу работника или тарифной ставки.

Что касается простоя, то тут предложен еще более радикальный вариант: не ниже минимального размера заработной платы. В настоящий момент она составляет 21 364 тенге. Необходимо отметить, что согласно расчетам автором проекта, заработная плата от действующей понизится в среднем на 6,6%. «Были большие споры по оплате сверхурочных и праздничных дней. Мы согласились с тем, что нужно коэффициент в размере 1,5. Здесь два момента. Мы все знаем, что большая часть работников перерабатывает, но никто им в двойном размере переработку не оплачивает. Возьмите, например, госслужбу. Мы сделали сейчас так, что работодателю выгоднее заплатить, чем в темную напрягать сотрудников. Мы понимаем, что работодатель никогда не пойдет на оплату в двойном размере. Мы приблизили эту норму  к реальности», – считает Нуржан Альтаев.

Кроме того, новым Трудовым кодексом с подачи депутатов предусматривается, что по соглашению сторон могут быть предоставлены дополнительные часы отдыха из расчета один час отдыха за один час сверхурочной работы.

Революционному реформированию подвергнется также нормирование труда и система квалификации. Согласно проекту, государство устраняется из этой сферы и передает ее в ведение работодателей с перспективой поэтапного перехода к разработке и утверждению профессиональных стандартов профильным ассоциациям. На практике это означает исключение социальных гарантий, которые сейчас включают в себя типовые нормы и нормативы по труду, утверждаемые госорганами. А также государственный контроль за их соблюдением работодателями.

Проектом предлагается исключить государственные гарантии, оставив их только для субъектов естественных монополий, а также предоставить право работодателю самостоятельно вводить нормы труда с учетом его организации, техники и технологии. Что с большой долей вероятности приведет к массовым недовольствам работников нормами времени, выработки и, как результат, нормативом численности сотрудников.

Не обошли стороной новации и в области отдыха работников. Так предлагается пересмотреть принципы предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно действующему на данный момент порядку такие отпуска предоставляются работникам вредных производств в размере от 6 до 36 календарных дней и не менее 15 календарных дней инвалидам 1 и 2 группы.

Проектом предлагается привязать количество дней дополнительного отпуска к результатам аттестации по условиям труда, что, по мнению разработчиков, позволит на 50% сократить список профессий занятых на производствах с вредными условиями труда. А также снизить продолжительность дополнительного отпуска инвалидам с 15 до 6 дней.

 

Александр Константинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться