"Правовая база в области интеллектуальной собственности в Казахстане сильная, но есть проблемы с ее исполнением"

5630

О защите прав интеллектуальной собственности, визовой политике и казахстанцах в Соединенных Штатах рассказал генеральный консул США в Казахстане Эрик Майер.

"Правовая база в области интеллектуальной собственности в Казахстане сильная, но есть проблемы с ее исполнением"

Причины слабого развития инновационных технологий в Казахстане связаны с плохой практической реализацией прав на интеллектуальную собственность (ИС). При этом законодательная база по защите ИС в стране достаточно сильная. О контрафакте, поступающем из Китая через Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", визовой политике и казахстанцах, пребывающих сегодня в Соединенных Штатах, интервью inbusiness.kz с генеральным консулом США в Казахстане Эриком Майером.

– 26 апреля мир отметил Международный день интеллектуальной собственности. В 2020 году кампания ВОИС посвящена теме "зеленых" технологий. Какую роль занимает защита ИС для развития "зеленых" инноваций?

– Ежегодно 26 апреля мы отмечаем Всемирный день интеллектуальной собственности. Это важно для того, чтобы еще раз напомнить о том, какую роль интеллектуальная собственность играет в поддержке инноваций и креативности. В этом году мы больше говорим о "зеленых" технологиях. Любые передовые технологии предназначены для того, чтобы решать самые крупные проблемы человечества. Если говорить о "зеленых" технологиях, то они нам помогают решать проблемы охраны в окружающей среде. Для этого необходимо построить эффективную государственную систему интеллектуальной собственности. Страны должны защищать своих изобретателей. Если обратиться к теме загрязнения воздуха, а я о ней говорю, потому что для меня это близкий пример. Я родился и вырос в Лос-Анжелесе и помню еще ребенком, каким грязным был воздух. Для решения этой проблемы были приняты меры. В США вышел закон о чистом воздухе. В результате Соединенным Штатам удалось сократить автомобильные выбросы, выхлопные газы до 88-90% по сравнению с 1960-ми годами. Топливо стало чище. Все предпринятые меры показали и экономическую выгоду. В центре всех усилий лежали технологии, инновации, изобретения. Например, изобретение французского ученого Юджина Худри – автомобильный катализатор. Он переехал в США в 1930-х годах и, живя в Лос-Анжелесе, обратил внимание на смог. Ученый стал проводить свои исследования. В итоге изобрел катализаторы – нейтрализаторы загрязняющих веществ  и адаптировал их для машин. Эта разработка получила патент, а соответственно, и законодательную защиту права интеллектуальной собственности. Впоследствии его устройства послужили началом для создания целой индустрии по контролю уровня автомобильных выбросов. Сегодня она дает работу 65 тысячам американцев. Внутренние продажи на этом рынке составляют $26 млрд.

И это один из немногих примеров того, как технологии и инновации помогают нам защищать окружающую среду. Также можно упомянуть первые солнечные панели, которые были изобретены в Нью-Джерси еще 60 лет назад. Сегодня солнечная энергия является достаточно сильным и жизнеспособным источником энергии. Поэтому мы считаем, что патенты, право на промышленную собственность, торговые знаки, авторские права играют ключевую роль в создании "зеленого" будущего. Поэтому в этом году мы особое внимание уделяем этой теме. В США работают в этом направлении миллионы людей, которые хотят вносить свой вклад. Я здесь, как генеральный консул, не только в Алматы, но и в южных регионах Центральной Азии представляю интересы США. Совместно с моей командой мы хотим продвигать, рассказывать об американском опыте. Я знаю, что Казахстан разделяет интерес к тому, чтобы защищать права интеллектуальной собственности, обеспечивать защиту своим изобретателям. Особенно тем, кто пытается создавать технологии для окружающей среды.

– В 2017 году в республике проводилась международная технологическая выставка EXPO с темой "Энергия будущего". Но после данное направление не получило развития в стране. Как Вы считаете, по каким причинам?

– Правовая база в Казахстане для защиты прав интеллектуальной собственности относительно достаточно сильная. Но мы считаем, что правительству Казахстана нужно больше проделать работы для укрепления практической реализации прав на интеллектуальную собственность. Мы видим действия, которые Казахстан вкладывает в усиление правовой базы, потому что РК нужно выполнять свои обязательства перед ВТО, необходимо привлекать иностранные инвестиции. Например, в РК несколько лет назад был принят закон, который упрощает регистрацию права на интеллектуальную собственность и его реализацию. Казахстан также работает с разными международными организациями, которые могут помочь выстроить правильную систему права интеллектуальной собственности, поощряющую инновации. Казахстан и США сегодня являются членами Международной всемирной организации интеллектуальной собственности. Казахстан на сегодня ратифицировал 18 из 24 договоров, которые рекомендованы этой организацией.

Если говорить о механизмах. Первый компонент системы защиты прав интеллектуальной собственности – правовой, то есть нужна совершенная правовая база, которая охватывает необходимый регламентирующий режим. Совместно со всеохватывающим регламентирующим порядком рядом должны идти правильные налоговые стимулы. Именно так можно поощрить научные разработки, которые в итоге приведут к росту рабочих мест.

Полноценная прозрачная правовая база и регламентирующие рычаги являются ключевыми для того, чтобы защитить и реализовать ресурсы или инвестиции, вложенные в проекты интеллектуальной собственности. Чтобы запустить новый бренд или продукт, необходимо много лет инвестиций, изучение рынка, правительственных запросов, тестирование продукта. При этом не исключены неудачи. Это нормальные процессы. Изобретателю нужна уверенность, что его инновация будет защищена от контрафакта, копирования. К тому же нельзя забывать, что одно изобретение, когда есть легальная защита, может стать источником для еще больших разработок и решений для местных или даже глобальных проблем. Это поможет автору изобретения зарабатывать, быть участником конкурентного рынка, где условия для всех равны.

– В Казахстане необходимо ужесточать ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности?

– Нужны правовая сильная база, работающие законы, эффективно выстроенные правовые механизмы, которые помогут правильно разбираться в каждом кейсе. В США очень часто можно стать свидетелем, как две компании борются за право обладания товарным знаком и так далее. И такие споры могут занимать большой срок. По мерам наказания каждая страна регулирует этот вопрос и определяет, какие меры наказания принимать. Но важнее меры предотвращения, правильная сильная правовая база.

Как я уже отмечал, в Казахстане правовая база по защите интеллектуальной собственности сравнительно сильная, но поле для совершенствования достаточно большое. Один из больших вопросов – законы существуют, они написаны, но их исполнение все еще требует работы. Например, мы знаем, что есть такие отрасли, в которых все еще слабо защищена интеллектуальная собственность. Так, мы знаем, что в Казахстан прибывает очень много контрафактной продукции, одним из больших источников которой является МЦПС "Хоргос". С китайской стороны прибывает много таких товаров. Мы знаем, что Казахстан пытается эту проблему решить, остановить этот нелегальный поток. Также у фармацевтических компаний в РК есть проблемы с исполнением существующих законов, которые защищают права интеллектуальной собственности в торговой сфере.

Мы видим нехватку технической экспертизы, знаний для исполнения патентных законов. Правовая система нуждается в большей технической экспертизе, в усилении технических знаний. Это сдерживает защиту интеллектуальной собственности в Казахстане.

Министерство юстиции РК открыто к работе с международными партнерами, чтобы построить эффективную данную систему защиты ИС. Как дипломатическая миссия США, мы знаем, что с 2006 года представители казахстанских органов, судьи, эксперты, которые работают в области ИС, регулярно посещают Вирджинию, где находится американское ведомство по патентам и торговым знакам USPTO. В течение последних трех лет они участвовали в стажировке. То есть для казахстанских судей проводились стажировки по охране секретов производства и экспертизе изучения товарных знаков, промышленного дизайна. Это направления, в которых Казахстан особенно нуждается. В мае 2019 года в Нур-Султане была проведена первая региональная конференция для экспертов в сфере ИС "Международные ассоциации судебных администраций" при поддержке Американского агентства по международному развитию USAID. Агентство разработало специальную программу Kazakhstan Judicial Program по улучшению правовой системы, в которую включено направление по защите прав интеллектуальной собственности. Казахстанские судьи также проходили обучение в Штатах по этой программе. И не так давно – в 2020 году – для них был проведен мастер-класс.

– Сейчас мир охватила пандемия. Ограничительные меры, принятые в странах в связи с рапространением COVID-2019, негативно сказались на состоянии экономики, падают рынки, в том числе нефтяной. Каким мир, по Вашему мнению, будет после того, как эпидемия будет остановлена?

– Сейчас сложный период, и давать какие-то прогнозы относительно того, что нас ожидает, трудно. Но понятно одно – нужна диверсификация экономики. В Казахстане падение цен на нефть отражается очень сильно на экономике. Усилия, которые страна вкладывает в то, чтобы диверсифицировать свою экономику через развитие частного сектора МСБ, сейчас очень уместны и необходимы, как никогда. Мы поддерживаем Казахстан в стараниях улучшить бизнес-климат и привлекать иностранные инвестиции. Я думаю, что диверсификация сейчас – ключ к стабильности, особенно в Казахстане. США одни из первых признали независимость Казахстана. С первых дней нашего партнерства мы очень быстро наладили деловые связи, которые стали ключом к нашему двустороннему партнерству. Американские компании инвестировали в Казахстан десятки миллиардов долларов. Таким образом, США стали одним из крупнейших инвесторов в РК. Сегодня мы работаем вместе, для того чтобы улучшать этот бизнес-климат, создавать большие экономические возможности, вносить вклад в диверсификацию, из которой выгоду получают не только американские, но и казахстанские граждане.

Например, если говорить о партнерстве, то казахстанские предприниматели ежегодно посещают специальную программу деловой стажировки SABIT. В прошлом году, например, из Казахстана обучение прошли девять предпринимателей. К слову, эта программа существует с 1993 года. Ее за это время посетили более 450 участников. Они проводят там достаточно длительное время и учатся лучшим практикам, знаниям в своих областях, а также налаживать деловые связи в США.

Если говорить еще про диверсификацию экономики Казахстана, я считаю, что большой потенциал ваша страна имеет в отрасли туризма. Мы в прошлом году организовывали поездку в национальный парк "Алтын – Емель" и делали об этом фильм, чтобы внести вклад в освещение темы туризма, туристического потенциала РК. Нам очень интересна эта тема.

Если говорить о региональном аспекте, то мы верим, что национальная связь экономик имеет большой потенциал и принесет только пользу странам ЦА. Для этого мы работаем через платформу C5+1, то есть пять стран ЦА и США. Эта платформа включает все вопросы, которые могут помочь развивать бизнес-климат, включая ИС, женское предпринимательство. То есть это дипломатическая платформа, через которую мы поддерживаем именно региональную экономическую связь. Также у нас есть рамочное соглашение США и стран ЦА – торговое инвестиционное соглашение, которое является одним из наших инструментов для поддержки. Казахстан также поддерживает Центрально-Азиатский торговый форум, который уже девять лет ежегодно проходит под организацией USAID. РК выступает большим партнером этого проекта, который позволяет налаживать региональные контакты для предпринимателей, решать трансграничные проблемы.

– Какую визовую политику будут вести США после отмены карантина? Изменятся ли условия для граждан Казахстана?

– Выдача любых видов виз сейчас приостановлена. Пока мы не знаем, когда эта работа будет возобновлена. На сегодня 90% наших сотрудников работают удаленно. Поэтому у нас нет возможности физически эту работу возобновить. Сейчас мы очень ограниченно оказываем услуги американским гражданам, которые нуждаются в этом. Например, в выдаче паспортов. Мы способны это делать пока. Но, когда мы полностью сможем возобновить работу, неизвестно. Как только это станет возможным, мы это сделаем. По каждой стране решения будут приниматься индивидуально в зависимости от того, как протекает ситуация с COVID-2019. Но в целом мы не предвидим никаких изменений в нашей визовой политике, потому что это фундаментальные правила. Они меняться не будут. Наша визовая политика полностью зависит от законодательства США, и любые изменения должны в соответствии с ним приниматься. Эти меры свойственны не только США, но и в целом многим странам. Мы знаем, что Казахстан приостановил до начала ноября безвизовый режим для ряда стран.

– Будут ли увеличиваться требования к получателям визы?

– Касательно изменений в требованиях сейчас я говорить не могу. Одна вещь, которую мы поняли, что ситуация из-за пандемии меняется каждый день. Сейчас никаких изменений не предвидится. Но мы знаем, что некоторые страны начинают применять более жесткие требования. Даже для того, чтобы летать. В Казахстане на внутренние рейсы меры безопасности принимаются. Такие вещи, возможно, будут. На сегодня конкретного ничего такого не предусматривается.

– У Вас имеются данные о том, сколько граждан Казахстана сейчас находятся в США?

– Мы работаем сейчас совместно с Air Astana над организацией рейса из Казахстана в США. Есть определенное количество казахстанских граждан, которые хотят вернуться.

Чтобы их собрать, борт вылетит из Казахстана и заберет с собой не только американцев, а также граждан других стран, которые хотят, наоборот, улететь домой. Это большая работа. Мы планируем рейс на следующую неделю.

– Какое количество граждан США было эвакуировано в Штаты, в том числе из Казахстана?

– По всему миру правительство США помогло вернуться в Штаты более 70 тысячам граждан. Эта работа была проделана за последние три месяца. Было организовано больше 750 рейсов из более 120 стран. Что касается Казахстана, то я не могу привести цифры, потому что граждане США, которые находились здесь, успели улететь на регулярных коммерческих рейсах до запрета на внешние авиасообщения.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться