DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 307,83 Brent 36,55
У АО «Центр транспортного сервиса» разошлись пути с клиентами

У АО «Центр транспортного сервиса» разошлись пути с клиентами

Костанайские предприниматели массово пишут жалобы на АО «Центр транспортного сервиса».

22 Март 2017 09:00 7313

У АО «Центр транспортного сервиса» разошлись пути с клиентами

Автор:

Татьяна Шестакова

Компания владеет подъездными ж.-д. путями, и ее новая методика начисления платы за оказываемые услуги, по мнению бизнесменов, должна быть пересмотрена.  

Новый договор
АО «Центр транспортного сервиса» (ЦТС) начало рассчитывать стоимость своих услуг по-новому с 1 декабря 2016 года. В компании поясняют, что сделано это было в связи с утверждением новых тарифов Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) министерства нацэкономики РК. Но предприниматели отмечают, что сам тариф вырос незначительно: с 2004 до 2250 тенге за вагоно-километр, а вот итоговые суммы в актах увеличились в разы.

В ЦТС подчеркивают, что такой рост платы произошел по ряду причин. Среди них не только повышение тарифа антимонопольным ведомством, но и новая методика расчета тарифа для подъездного пути, а также смена собственника и плачевное финансовое состояние компании.

Действительно, новый тариф, утвержденный КРЕМЗК, увеличился на 11%, вот только был утвержден 24 июня 2016 года. По факту же его ввели с 1 декабря 2016 года, о чем сообщили своим клиентам, расторгнув действующие на тот момент договоры и предложив к заключению новые. Предпринимателей также уведомили о том, что теперь они будут платить за проезд подвижного состава по подъездным путям ЦТС всегда в обе стороны, тогда как ранее плату выставляли за проезд в одну сторону. Однако и здесь, по сведениям компании, все законно: была принята новая методика расчета стоимости услуг за использование подъездных путей. Но документ вступил в силу еще 1 апреля 2014 года. 

Объяснением такого «опоздания», со слов советника президента АО «Центр транспортного сервиса» Есенжана Ханбая, служит смена собственника. Согласно данным электронной торговой площадки, 4 марта 2015 года АО «Казахстан Темир Жолы» продало 100% акций АО «ЦТС» частному инвестору «Темир Триумф» за 1,8 млрд тенге. При этом, согласно оценке, проведенной ТОО «Бюро оценки и приватизации» (г. Караганда), рыночная стоимость акций ЦТС составляла чуть более 1 млрд тенге.

 «Мы купили акции (предприятия – прим. авт.) со всеми их проблемами. Мы вложили немалые деньги, а отдачи никакой вообще. Состояние дорог плачевное», - говорит Есенжан Ханбай.

Наш износ – ваши проблемы
По данным компании, на 1 февраля 2017 года износ подъездных путей, состоящих на балансе ЦТС, составляет в среднем по Казахстану 89%, по Костанаю – 94,11%. В 2016 году было зафиксировано 26 сходов составов. Инспекцией транспортного контроля в адрес ЦТС было вынесено 17 предписаний на устранение нарушений. В результате предприятие оштрафовали на миллионы тенге. Плюс к этому от клиентов поступили претензии с требованиями компенсации потерь, полученных в связи с приостановкой движения по подъездным путям на период устранения аварий.

«Причиной такого состояния путей является недополучение предприятием положенного дохода. До ноября 2016 года мы выставляли своим потребителям счета за использование подъездных путей в один конец, хотя следовало выставлять в оба конца. Данный износ образовался за счет выставления платы в один конец», - пытается объяснить ситуацию с плохим состоянием путей директор одного из департаментов предприятия Нурлан Нурмуратов.

Еще одним аргументом, по мнению ЦТС, может стать то, что КРЕМЗК, утверждая предельный уровень ныне действующего тарифа, значительно снизил расходную часть тарифа, при этом увеличив планируемые объемы оказанных услуг. В итоге от заявленного ЦТС тарифа в размере 11 283 тенге за вагоно-километр осталась 1/6.

На деле это влияет на качество содержания подъездных путей, находящихся на балансе предприятия. По словам предпринимателей Житикаринского района, им в некоторых случаях приходится за собственный счет ремонтировать пути, чтобы не прерывать отгрузку. Ведь сотрудники ЦТС на место порой не выезжают: нет средств на закуп материалов и проведение ремонта. Однако расходы на ремонт путей, понесенные предпринимателями из Житикары в 2016-м, ЦТС пока не покрыл.

А давайте представим…
По словам предпринимателей Костаная, они понимают проблемы предприятия, но совершенно не согласны с методикой расчета тарифа. Ведь исходя из обращений в палату предпринимателей Костанайской области тарифы ЦТС на использование подъездных путей выросли с 16 до 53 тысяч тенге.

«С утвержденным тарифом мы согласны. Они здесь закон не нарушают, но методику расчета тарифа используют по своему усмотрению. Вы вагон мне поставляете и еще три вагона соседям, но каждому плату за локомотив выставляете, словно каждому вагон загоняли отдельно», – говорит директор ТОО «Казторгтранс» Халилулла Гран Ака.

С таким подходом к расчету стоимости локомотивной тяги даже в АО «НК «КТЖ» не соглашаются. Еще одна претензия десятков предпринимателей Костаная и Костанайской области в том, что монополист выставляет счета за использование всего отрезка подъездного пути независимо от фактического расстояния, по которому прошел состав клиента.

«На станции Майлина (г. Лисаковск Костанайской области – прим. авт.) мы являемся единственным контрагентом. Выгружаемые нами грузы проходят 496 метров, но, тем не менее, в договоре с ЦТС, который до сих пор не заключен на 2017 год, стоит цифра 1,9 км. Хотя многие из этих путей ЦТС мы не то чтобы не проезжаем, они закрыты для движения по техническому состоянию», - отмечают в филиале АО «Алюминий Казахстана» Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении.

Споры также возникли с отрезком протяженностью чуть более 2 км, расположенном в Костанае. Некоторые контрагенты ЦТС используют не более 150-200 метров протяженности пути, а счета выставляют как за прохождение всего отрезка. Отсюда и выросшие в разы счета. Сегодня тарифы за использование этого участка подъездного пути, по словам предпринимателей, в разы выше, чем у других владельцев путей в Костанае. У последних стоимость составляет порядка пяти тысяч тенге за вагоно-километр, а то и меньше.

«Применение в данной ситуации всего протяженности пути к каждому потребителю считаю неправильным. Так как если объективно посмотреть, то одни полностью проезжают полный путь, а другие – нет. Необходимо исходя из перевозок разбить сетку тарифов. На каждый тупик у нас своя сетка по суткам, количеству вагонов. Сама методика в данной ситуации, я считаю, неприменима», - вновь встал на сторону предпринимателей начальник ПУ «Костанай» АО «Центр транспортного сервиса» Азамат Абдрашов.

«Мы бы построили сами себе путь, но не можем сделать этого, потому что рядом идет много коммуникаций: идет газовая труба, которая питает город, мост, множество других коммуникаций. У нас есть предложение. На этой ветке у вас 40 клиентов. Если вам не по силам ремонты, мы согласны выкупить (подъездной путь – прим. авт.) у вас. Создадим свое ТОО, назначим своего директора. Если ваш тариф умножить, то мы своими предприятиями за месяц окупим эту дорогу», - озвучил предложение бизнесменов директор ТОО «Атамекен Дос» Аскар Жабаев.

Однако предложение в АО «ЦТС» однозначно отвергли. К тому же юристы подчеркивают, что продажа настолько малой доли монополиста – дело хлопотное и требующее многочисленных согласований с контролирующими органами.

«Зарезать курицу, несущую золотые яйца, кто согласится? Нужно идти в суд и доказывать свою правоту. Не знаю, насколько юридически сильны предприятия, ведь у некоторых нет юротделов», - прокомментировал ситуацию председатель совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир Шакун.

В департаменте КРЕМЗК по Костанайской области в свою очередь отметили, что в отношении АО «Центр транспортного сервиса» комитетом проведено расследование. Его результаты обещают озвучить в ближайшее время.   

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Переход от погони за наказанием предпринимателей на профилактику правонарушений будет идти под контролем Министерства национальной экономики.

25 Январь 2019 18:42 2616

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Фото: atameken.kz

Реформа системы госконтроля и надзора за субъектами предпринимательства должна привести к снижению количества требований проверяющих, срокам проверок, но самое главное – к смене ментальности контролирующих госорганов. Об этом в пятницу, 25 января, сообщил директор Департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики (МНЭ) Асланбек Джакупов.

«Если у нас 10 лет назад, притом что субъектов предпринимательства было 800 тысяч, количество проверок было порядка 400 тысяч, то по итогам 2018 года при количестве субъектов предпринимательства в 1,2 миллиона количество проверок снизилось до 81 тысячи, проверки сократились более чем в четыре раза. Государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность, меньше стало ее регулировать, – подчеркнул спикер. – Несмотря на снижение, сохранялась значительная нагрузка бизнеса, и причиной тому являются административные штрафы. Практически каждая проверка заканчивалась административным воздействием на предпринимателя. Но при этом следует отметить, что наложение штрафа не обеспечивало безопасность в указанных сферах, о чем свидетельствует статистика неблагоприятных происшествий».

Их число ежегодно варьируется на одном уровне, в пределах шести-семи тысяч, продолжает Джакупов, отмечая, что «проверяющий стремится прийти и проверить, при этом качество их работы зависит не от того, насколько безопасно, а от объемов штрафов и количества наказанных людей». Настроить «прицел» контролирующих госорганов призван внедряемый с начала текущего года институт профилактического контроля взамен выборочного.

«[Он] направлен на выстраивание партнерских отношений и призван повысить доверие к органам власти со стороны бизнеса. То есть сейчас целью контроля является не наказание предпринимателя, а с помощью консультирования помочь избежать совершения нарушений требования законодательства. Субъекту контроля будет дано определенное количество времени для устранения выявленных нарушений. А в случае их неустранения за госорганом сохраняется право повторной внеплановой проверки. Таким образом, надеемся, что данный институт станет реальным стимулом для добровольного соблюдения бизнесом требований законодательства. Позволит кардинально поменять ментальность сознания проверяющих, трансформируя его на менталитет обслуживания», – отметил представитель МНЭ.

В рамках реформы госнадзора будут оптимизированы сроки проверок по профилактическому контролю вдвое, с 30 до 15 дней; срок проведения внеплановых проверок сокращен в три раза, с 30 до 10 дней. Возможность продлевать проверки, которая ранее никак не регулировалась, теперь сокращена до одного раза, подчеркнул Джакупов.

Число требований со стороны госорганов к бизнесу также сократилось.

«В части санэпидблагополучия населения из 11,5 тысячи требований остались самые необходимые – 1,8 тысячи; в сфере пожарной безопасности было 3000 требований – они сокращены до 870. В сфере промышленной безопасности было порядка 10 тысяч требований – сокращены до 7,3 тысячи. При этом права потребителей будут защищены на соответствующем уровне. Речь не идет о тех требованиях, затрагивающих вопросы безопасности населения. Речь идет о дублирующих требованиях и тех, которые не несли правовой нагрузки для безопасности населения, но при этом проверялись», – подчеркнули в ведомстве.

Вишенкой на торте станет оптимизация штатной численности проверяющих. Уже сокращено свыше 600 единиц, и в рамках реформы предложено упразднить еще тысячу рабочих мест. На повестке сейчас качественная реализация проведенной реформы, добавил Джакупов.

«Сейчас МНЭ наделено функцией по защите прав предпринимателей. Данная компетенция дает нам право проверить любой госорган на предмет следующих трех составляющих. Первое – порядок проведения госконтроля в отношении предпринимателей. Тот или иной госорган, который проверяет предпринимателей, в отношении него МНЭ имеет право провести также контрольные мероприятия на предмет того, как этот госорган проверил предпринимателя с соответствующими мерами. Таким образом, не только субъекты подвергаются контролю на предмет соблюдения законодательства, а также сами госорганы», – подчеркнул директор департамента министерства.

Для нас, представителей бизнес-сообщества, важно, чтобы был нормальный бизнес-климат и нормальный барьер вхождения в ту или иную отрасль, акцентирует вице-президент Ассоциации предпринимателей по Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.

«Если в 2014 году, когда мы начинали делать мониторинг госуслуг в части регулирования, это выдача разрешений, осуществление госконтроля, то уровень неблагоприятного и отрицательного отношения к этой работе со стороны госоргана составляет около 45-50% в разных регионах. Сейчас это менее одной трети. (…) Каждое третье обращение бизнесменов в Карагандинской области ранее было связано с недовольством проведения госконтроля в виде проверок. Сейчас если будет такое, то одна десятая в лучшем случае», – отмечает она.

При этом ослабление госконтроля позволяет бизнесу работать более спокойно, ровно и системно, не создавая рисков для потребителей, уверена Курбанбаева.

«Статистика сама показывает: количество самих выявленных нарушений не увеличивается в каких-то областях, санэпиднадзор, ветнадзор – оно остается на определенном уровне. В других сферах оно резко идет на снижение. Вопрос стоит не в том, что предприниматели не боятся проверок, они стараются найти правильное решение всех задач», – резюмировала вице-президент Бизнес-ассоциации Карагандинской области.

Султан Биманов

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

До конца этого года страны союза должны определиться, будет ли внедряться новая методика расчёта долей стран в распределении ввозных союзных пошлин.

16 Январь 2019 09:05 5460

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

Фото: primeminister.kz

Сегодня ввозные таможенные пошлины внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) распределяются согласно утверждённым нормативам, и Министерство национальной экономики (МНЭ) Казахстана намерено продлить их действие до конца текущего года. Об этом на расширенном заседании профильного комитета сената по законопроекту «О ратификации протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года» во вторник, 15 января, сообщил вице-министр экономики Руслан Даленов.

«Сегодня пошлины распределяются по [утверждённым] нормативам. Они действуют с 2010 года, и настоящим [законопроектом] продлевается действие действующего норматива. До 31 декабря 2019 года. Просим поддержать», – обратился Даленов в своей речи к сенаторам.

При этом сильных изменений в части объёма таможенных сборов не ожидается, добавил вице-министр, отметив, что за прошлый год размер таких поступлений в казну Казахстана составил около 1,2 трлн тенге.

«В самом начале были опасения и споры по балансам, поскольку стандарты администрирования на кыргызском участке [периметра границы] вызывали вопросы со стороны стран Таможенного союза (ТС), а именно насколько правильно администрируется стоимость [ввозимых товаров]. Поскольку раньше в таможенном администрировании в Кыргызской Республике применялась весовая категория, а не стоимостная. Таможенники Кыргызстана перешли на администрирование по стандартам ЕврАзЭС по стоимости. Это для них новшество, и поэтому были вопросы, насколько правильно, дольше ли идёт растаможка, есть ли реэкспорт в наши страны и страны ТС и так далее. На сегодня всё унифицировано», – подчеркнул Даленов.

Однако пролонгация срока действия нормативов распределения ввозных пошлин до конца текущего года связана с необходимостью для стран-участниц определиться с тем, будут ли они сохраняться или необходима корректировка.

«Мы уже брали три года, чтобы выработать статистику. Страны [участницы ТС] продолжают уточнять методику, чтобы окончательно определиться. Решили, что одного года достаточно, и в течение года мы её выработаем. Чтобы понять, нужна ли нам новая методика [и насколько справедлива текущая], есть четыре способа подсчёта: первая – считать импорт из третьих стран в наши страны, умножаем на пошлины и выявляем пропорции; вторая – то же самое, только учитывается взаимный экспорт-импорт, который может происходить с нашими странами; третья – исходя из текущих поступлений столько и закрепить; четвёртая – нечто среднее между этими тремя», – пояснил abctv.kz вице-министр экономики Казахстана.

По итогам рассмотрения законопроекта замечаний со стороны сенаторов высказано не было. Члены рабочей группы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената приняли решение вынести законопроект на рассмотрение расширенного заседания комитета.

Текущий норматив распределения союзных сумм ввозных пошлин между странами ЕАЭС установлен в следующих размерах: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9% и Россия – 85,265%. Стоит отметить, что доля России и Казахстана изменялась в сторону уменьшения в ходе присоединения к ЕАЭС Армении и Кыргызстана.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: