/img/tv1.svg
RU KZ
Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

Практически все жалобы малого бизнеса сводятся к тому, что ответственность и ограничения касаются только их. Квазигосударственный сектор, чиновники и недропользователи зачастую играют по своим правилам.

13:23 13 Февраль 2020 6426

Предприниматели недовольны, как на практике действует дорожная карта бизнеса

Автор:

Руслан Логинов

В конце прошлого года завершилась дорожная карта бизнеса – 2020, и теперь с некоторыми изменениями государственная программа перешла на следующую пятилетку. А потому под патронажем фонда «Даму» и Палаты предпринимателей «Атамекен» проходят собрания, где бизнесменам рассказывают о новинках программы и пытаются наладить обратную связь с местными дельцами. Одна из таких встреч прошла в Павлодаре.

Бюрократия мешает получить грант

Например, изменения коснулись выдачи грантов предпринимателям. Если раньше максимальная сумма гранта составляла 3 млн тенге, то теперь эту сумму увеличили до 5 млн.

На бумаге все выглядит замечательно, однако на деле у предпринимателей много вопросов к этой процедуре. К примеру, бизнесмены жалуются, что местное управление предпринимательства и торговли опубликовало анонс о выдаче грантов только в начале февраля. В то время как всем потенциальным соискателям гранта требуется пройти обучение и получить специальный сертификат. Само обучение «основам бизнеса» длится около месяца, а потому физически невозможно подать заявку до 17 февраля. К слову, подобные жалобы публиковались даже на странице акима Павлодарской области в социальных сетях.

Комментарий с просьбой решить проблему в Instagram акима Павлодарской области Абылкаира Скакова

По словам представителей фонда «Даму», те, кто не успел подать заявку сейчас, могут это сделать во втором полугодии. Выдавать гранты будут два раза в году – в каждом из полугодий. Поэтому сейчас у них есть время заблаговременно пройти необходимые курсы и основательно подготовиться.

Главное условие для проектов, претендующих на получение гранта, – это их новизна. Члены комиссии в первую очередь будут обращаться внимание именно на инновационность бизнес-идеи. А потому у полезного мобильного приложения априори будет преимущество в сравнении с условным производством мыла. И здесь нужно учитывать, что из-за элементарного оповещения, точнее его отсутствия, предприниматели теряют полгода.

Еще одна жалоба предпринимателей касалась непосредственного приема документов. По словам одного из выступающих, у него отказались принимать документы в электронном виде. В то время как по всей стране вводят различные новые цифровые услуги, в данном случае документы просят в бумажном виде. Что автоматически ставит под сомнение прозрачность всей процедуры, потому как «нужная» бумажка всегда может затеряться.

Гарантии ничего не гарантируют

Много вопросов у предпринимателей по гарантированию, еще одному направления программы «Дорожная карта бизнеса – 2025». Оказывается, банки второго уровня далеко не всегда принимают гарантии фонда «Даму» в полном объеме. По словам одного из предпринимателей, с августа прошлого года он пытается взять кредит в одном из банков. Проблема в том, что финансовое учреждение приняло гарантии фонда только в размере 100 тыс. тенге вместо привычных 50% от общего объема займа. Параллельно с этим банк потребовал от бизнесмена залогов на 30 млн тенге, притом что он претендовал на кредит в размере 8-10 млн тенге.

«В конце концов, я от этого банка ушел. Но они потратили мои четыре месяца. Каждый день какая-то беготня, макулатуру только собираю. В другой банк пришел – та же история. Как определить, в каком банке принимают ваши гарантии?» – возмутился один из предпринимателей.

Как отметил Рустам Касимов, заместитель директора павлодарского филиала фонда «Даму», с одной стороны, все банки второго уровня гарантии фонда принимают, однако параллельно с этим у каждого финансового учреждения существует собственная залоговая политика. Фонд же работает в соответствии с невмешательством во внутренние процедуры банков. А потому сказать, что банк должен принять гарантии в размере 45% или 50% от суммы займа, они не могут.

Всего в 2020 году в Павлодарской области по государственной программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» выделено 3,7 миллиарда тенге, что на 50% больше бюджета прошлого года. Государственная программа действует по четырем направлениям. Из них на субсидирование предусмотрено 2,13 миллиарда тенге, на подведение инфраструктуры – 1,3 миллиарда тенге, гарантирование – 150 миллионов тенге и 83 миллиона будут направлены на государственные гранты.

Руслан Логинов

Как чувствует себя казахстанский бизнес в настоящее время

Вопросы последствий кризиса прозвучали на Kazakhstan Growth Forum.

23 Сентябрь 2020 21:06 2086

Сегодня в ходе Kazakhstan Growth Forum форума председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал о текущем состоянии бизнеса. В начале своего выступления он напомнил, что казахстанские власти прогнозировали, что во время пандемии падение ВВП страны составит порядка 1%, международные организации оценивали в 2,7-3%.

«По итогам восьми месяцев мы видим падение на уровне 3%, в сфере услуг падение составило 6,1%. В основном это касается как раз-таки тех сфер, которые были серьезно поддержаны во время пандемии. Рост производства произошел на уровне 1,7%, в строительстве он составил 6,5%, в сельском хозяйстве – 4,9%, в обрабатывающей промышленности – 3,3%», – рассказал глава Нацпалаты.

По данным НПП, в сфере развлечений падение составило более 60%, торжеств, банкетных залов – более 70%, это дает понимание того, в каком критическом состоянии оказалась сфера услуг. Так, по данным главы НПП, бизнес пережил два уровня ограничений – чрезвычайное положение с середины марта до середины мая, в этот период НПП получила более 55 тысяч обращений от предпринимателей. Если посмотреть на структуру обращений, то можно выделить пять основных проблем, с которыми столкнулись предприниматели: налоговые послабления, финансовые меры поддержки, форс-мажорные обстоятельства, отсрочки по арендной плате, проблемы со сбытом, проблемы с поставками импортного сырья.

Далее, продолжил Аблай Мырзахметов, во второй период карантина, после снятия ЧП – с июня до конца августа, поступило более 20 тысяч обращений от предпринимателей. Опросы показали, что из 1,3 млн действующих субъектов бизнеса порядка 800 тысяч зарегистрированы в форме ИП, которые заняты в сфере услуг. Кроме того, Нацпалата самостоятельно провела опрос порядка 70 тысяч субъектов МСБ. Более половины опрошенных на тот момент поднимали вопросы, связанные с ужесточением санитарных норм: установка санитайзеров, социальное дистанцирование. На второй строчке проблемных вопросов расположилась отсрочка по кредитам и налогам, продолжались вопросы по форс-мажору, по сбыту.

«В целом вся ситуация с пандемией породила кризис спроса и сейчас для нас главное – это понять размер кризиса спроса. Какие сектора, какие виды бизнеса его переживают, все ли приняты меры, позволяющие решить этот вопрос. Понятно, что полностью решить вопрос восстановления спроса будет тяжело, и, скорее всего, невозможно, но нужно понимать последствия и то, как стимулировать спрос в этих условиях», – подчеркнул Аблай Мырзахметов.

Также, по его словам, много вопросов ставилось по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда. Как известно, МНЭ признало всего 29 отраслей.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Саян Абаев

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Избранные регсоветы. Открытый разговор о проблемах бизнеса

Около 100 предложений по развитию бизнеса уже озвучили новые члены регсоветов.

17 Сентябрь 2020 14:09 2501

На этой неделе проходят онлайн-встречи главы Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Кулибаева с предпринимателями, сообщил на своей странице в Facebook заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Эльдар Жумагазиев:

«Во вторник и среду председатель президиума НПП пообщался с бизнесменами – новыми членами региональных советов Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Атырауской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской, Актюбинской, Мангистауской и Кзылординской областей.

Во встречах приняли участие порядка 300 членов регсоветов.

Как вы знаете недавно завершились выборы в Региональные советы.

Обновленные составы проявили высокую активность. Более половины вопросов бизнеса задавали вновь избранные члены.

Среди наиболее актуальных – последствия карантина. Предприниматели обеспокоены действующими ограничениями, вопросами налогообложения и дополнительной нагрузки по соблюдению санитарных норм.  

Наболевшими для представителей бизнеса также являются инструменты поддержки. В этом году завершается Программа субсидирования заготовительных организаций, а с 1 октября устанавливается обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары не только при отгрузке и транспортировке подакцизных товаров (алкоголь, табак, нефтепродукты), но и при ее реализации.

Сельхозтоваропроизводители просят отменить утильсбор на сельскохозяйственную технику, а машиностроители решить вопросы закупок недропользователей и АО «ФНБ «Самрук-Казына». Товаропроизводители просят поддержать отечественную продукцию на прилавках крупных торговых сетей.

Уверен, высокая активность будет и на следующих встречах с предпринимателями Шымкента, Алматинской, Туркестанской, Жамбылской областей, городов Нур-Султана и Алматы.

По итогам сформируем пул предложений и будем содействовать в организации встречи премьер-министра с региональным бизнесом. Кроме этого, на съезде «Атамекена» с участием правительства, озвучим данные проблемы и постараемся найти на них ответы.

Будем благодарны, если вы направите свои вопросы (напишите в комментариях), будем их озвучивать в ходе намеченных встреч.

Хочу напомнить, что по итогам такого конструктивного диалога в мае, после ЧП, 41 проблемный вопрос из 84, поднимаемых бизнесом, были поддержаны Госкомиссией по восстановлению экономического роста. ЭТО:

  • Рефинансирование (займов, выданных банками с 4-х до 8 лет).
  • Предоставление отсрочки по банковским займам.
  • Продление деятельности РИЦ «Кызылорда».
  • Снижение до конца года размера платежей по аренде госимущества.
  • Смягчение залоговой политики «КазАгро».
  • Ускоренное предоставление отсрочки по уплате налогов.
  • Размещение гос. образовательного заказа на период действия карантинных мер.
  • Подходы по финансированию науки с учетом потребности бизнеса.
  • Механизмы распределения грантов в соответствии с потребностью работодателей (в пилотном режиме).
  • Закрепление в Стандарте управления закупочной деятельностью АО «ФНБ «Самрук-Казына»:

- встречных обязательств;
- требования к проектировщикам;
- ускоренная оплата ОТП (за 5 раб. дней).

БЛИЗКИ К РЕШЕНИЮ:

  • Продление сроков модернизации универсальных рынков до 2023 года (на рассмотрении в АП).
  • Вопрос снятия запрета на вывоз мяса замороженной баранины из РК в КНР.
  • Включение отечественных предприятий в реестр предприятий, имеющих право экспорта замороженной говядины в КНР.
  • Принятие методики подушевого финансирования с учетом нововведений в Законе «О статусе педагога».
  • Актуализация сборников сметных цен
  • Установление штрафных мер к подрядчику за неприменение отечественных материалов в рамках государственных закупок.

ПОКА НЕ РЕШЕНЫ:

  • Снижение стоимости использования ИС «Qoldau.
  • Введение ограничений для подведомственных организаций госорганов и субъектов квазигоссектора на осуществление IT-функций по государственному заказу.
  • Обеспечение публикаций краткосрочных и среднесрочных планов закупок недропользователей (в частности, недропользователей).

Тем не менее мы продолжаем работу по решению данных проблем!»


Подпишитесь на наш канал Telegram!