Внесенные поправки по обложению дополнительным индивидуальным подоходным налогом 10% на дивиденды на более чем 30 тыс. МРП, а также планируемое в 2023 году введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в ЕНПФ, которые будут отчислять работодатели, могут принести дополнительные сложности для бизнеса Казахстана. Об этом было заявлено во время пресс-конференции на площадке Палаты предпринимателей Алматы, передает inbusiness.kz.
Когда налоги растут
По словам председателя Регионального совета Максим Барышева, налог с дивидендов сейчас платят так – если предприниматель владеет компанией менее 3 лет, то при получении дивидендов он платит 5%, если более 3 лет, налог на дивиденды отсутствует. Поправки же увеличат ставку на дивиденды до 10%.
При получении дохода предприниматели уже уплачивают корпоративный подоходный налог по ставке 20% и только после этого распределяют чистую прибыль. Согласно предлагаемым правкам в Налоговый кодекс полученные дивиденды будут снова подлежать обложению. По сути, это двойное налогообложение малого и среднего бизнеса, которому придется платить 30% налога.
"Эта ставка гораздо выше среднемировой. Она ставит предпринимателей Казахстана в менее выгодное положение. Цифры это подтверждают. В Казахстане компаний – экспортеров несырьевых продуктов – 546, а компаний-импортеров более 16 тыс. С таким перекосом экономики мы живем в настоящее время. Я предлагаю перенять опыт стран, которые развивались по модели "догоняющего развития". Это страны, отстававшие в своем развитии, в том числе экономическом и индустриальном, от передовых стран. В короткий срок они задались целью преодолеть это отставание. Это Малайзия, Сингапур, Южная Корея и другие. Ускоренное развитие этих стран получилось благодаря оптимальным налогам", – сказал Максим Барышев.
Он привел в пример Гонконг, где налога на дивиденды нет. Подоходный налог в этом городе взимается только с прибыли, полученной от торговли или профессиональной деятельности, которую вели на территории Гонконга. В Сингапуре налог с дивидендов не платят ни физические, ни юридические лица. Они платят лишь налог на доход на территории страны. Причем ставка в этих странах составляет 16-17%.
"Если мы хотим ускоренного развития "нового Казахстана", то необходимо отменить поправки, вносящие дополнительные налоги, создать понятный Налоговый кодекс и прекратить внесение изменений в Налоговый кодекс как минимум на три года", – считает эксперт.
Вторая проблема, которую он озвучил, – планируемое в 2023 году введение дополнительно 5% обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в ЕНПФ. Он напомнил, что в 2019 году по поручению главы государства сроки введения ОПВР были перенесены на 2023 год.
Введение ОПВР с 1 января 2023 года вкупе с увеличением ставки ОСМС влечет увеличение нагрузки работодателей на фонд оплаты труда (ФОТ) до 41%. На работодателей ложится полностью ответственность за пенсионное обеспечение граждан.
Максим Барышев также отметил шесть налогов и платежей, оплачиваемых бизнесом:
- пенсионные взносы (10%);
- индивидуальный подоходный налог (10%);
- социальный налог (9,5% минус СО);
- социальные отчисления (3,5%);
- отчисления на медстрахование (ОСМС) (3%);
- взносы на медстрахование (ВОСМС) (2%).
"Если добавятся еще обязательные пенсионные взносы работодателя (5%), то нагрузка существенно вырастет именно на добросовестных работодателей, которых такое повышение вынудит выдавать заработную плату в конвертах, искать иные способы оптимизации расходов. В итоге получится обратное действие – повышение на 5% взносов работодателей приведет к оттоку бизнеса в тень. Мое предложение – объединить все налоги и платежи с заработной платы и ставку единого налога с заработной платы сделать не выше 20%. Мировой опыт показывает, что такая ставка является оптимальной для фонда заработной платы", – предложил Максим Барышев.
Что стимулирует теневую экономику
Генеральный директор ТОО "Фирма "Тигрохауд" Жанар Курабаева считает, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс затрагивают и увеличение для всех категорий бизнеса сроков использования товаров при импорте. Для них применен метод зачета по НДС с 3 до 5 лет.
"Данная норма является ухудшающей для субъектов МСБ в сравнении с действующими нормами. Если в настоящее время предприниматель реализует оборудование, приобретенное три года назад, то он не платит налог на добавленную стоимость. При введении предлагаемой нормы на четвертый год он уже должен уплачивать налог на добавленную стоимость. Для многих отраслей вопрос износа оборудования после пяти лет может даже не стоять. Такая норма не только увеличивает налоговую нагрузку, но и препятствует своевременной модернизации оборудования", – отмечает она.
Жанар Курабаева добавила, что выражает солидарность с позицией общественного совета Алматы и просит приостановить принятие указанных поправок. А также провести отдельное заседание рабочих групп или парламентских слушаний с учетом мнения экспертов, бизнес-ассоциаций и представителей государственных органов.
"Считаем, что принятие этих поправок на сегодня недоработано и преждевременно", – добавила спикер.
По мнению партнера адвокатской конторы Sayat Zholshy & Partners Елены Тюрейкиной, отмена налоговой льготы для физических лиц по дивидендам ведет к ухудшению положения физических лиц, поскольку увеличивает налоговое бремя на их доходы, вынуждая искать другие способы налоговой оптимизации своих доходов и стимулирует теневую экономику.
Она отметила, что, предлагая такие важные и социально чувствительные изменения в Налоговый кодекс, инициаторы изменений не приводят убедительных аргументов в их пользу.
"Создается впечатление, что никто даже не проводил хоть какой-то анализ эффекта, который будет достигнут от данных изменений. Наоборот, прослеживается только единственная цель – необходимость пополнения бюджета. Разработчик поправок считает, что отмена льгот по дивидендам и обложение их по единой ставке не несут в себе никаких негативных последствий для бизнеса. Ожидаемый результат от дополнительных поступлений в бюджет был просчитан в размере 150 млрд тенге за первый год после принятия изменений и 300 млрд тенге в каждые последующие четыре года. Откуда взяты данные цифры и как они были рассчитаны, остается загадкой", – поделилась Елена Тюрейкина.
По ее словам, отмена существующих льгот по налогообложению дивидендов ничем не обоснована, значительно ухудшает положение физических лиц, будет стимулировать уход в теневую экономику и повлечет за собой отток инвестиций.
"Будем надеяться, что сенат парламента РК обратит внимание на многочисленные возражения против данных поправок и не допустит отмену существующих льгот по дивидендам", – резюмировала Елена Тюрейкина.
Мария Галушко