/img/tv1.svg
RU KZ
Предприниматели ВКО заявили о тяжелом положении в сфере городских автоперевозок

Предприниматели ВКО заявили о тяжелом положении в сфере городских автоперевозок

В очередной раз проблема не находит решений.

12:14 21 Июль 2019 4498

Предприниматели ВКО заявили о тяжелом положении в сфере городских автоперевозок

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

В Усть-Каменогорске в центре внимания вновь оказалась проблема взаимодействия между местными исполнительными органами и бизнесом, работающим в сфере городского пассажирского автотранспорта. Обе стороны обвинили друг друга в нарушении действующего законодательства. Областной и городской акиматы не довольны работой перевозчиков, а те уверены: власть искажает информацию об их финансовом положении и уже поставила предпринимателей на грань выживания.

На днях некоторым автопредприятиям пришлось отменить льготы для пенсионеров старше 70 лет и детей от семи до 15 лет из-за тяжелой, по их данным, финансовой ситуации. Акимат Усть-Каменогорска пообещал расторгнуть с ними договор на общественные перевозки, а глава региона Даниал Ахметов на заседании в областном акимате заявил, что власть имеет неопровержимые 100%-ные доказательства того, что владельцы автобусов в два-четыре раза занижают свой официальный доход. В свою очередь, общественники уверяют, что эта информация не соответствует действительности.

Модернизация ужесточит требования

В двух городах Восточного Казахстана, Семее и Усть-Каменогорске, приступили к модернизации общественного автотранспорта, о которой речь шла уже давно. Правда, практика внесла в планы коррективы. Если первоначально модернизацию предполагали проводить совместно с ЕБРР, то позднее власти не нашли с этим банком необходимый компромисс по ряду вопросов. В Семее модернизация проводится совместно с Банком развития Казахстана, в Усть-Каменогорске также рассматривают такую возможность.

По данным акима Семея Ермака Салимова, в городе провели оптимизацию и утвердили новую маршрутную сеть регулярных городских автомобильных перевозок, из 51 маршрута оставили 45. В том числе 80 автобусов были исключены. Это позволило исключить дублирование маршрутов, увеличить число автобусов среднего класса, полностью исключить маршрутные такси «газели». Была внедрена система мониторинга пассажирских перевозок, которая, как отметил г-н Салимов, позволяет ежедневно отслеживать работу каждого автобуса. За шесть месяцев текущего года средняя регулярность по действующим маршрутам составила 70,8%. Подвижной состав перевозчиков составляет 583 единицы. Из них 78,2% изношены и требуют замены. За счет собственных средств автобусными парками было обновлено 113 автобусов. Все они произведены в Семее.

«На сегодня проект обновления общественного транспорта с «БРК-Лизингом» реализован. Согласно графику, получили 120 автобусов, до 31 июля текущего года остальные 50 получим. Это все автобусы нашего, отечественного производства, реализация автобусов позволит обновить весь подвижной состав на 89% по новой маршрутной сети. Приступаем к конкурсу по закреплению автобусов на новую маршрутную сеть с учетом всех процедур, которые требует закон. 25 августа мы приведем наших новых подрядчиков, 25 августа новая маршрутная сеть с новыми автобусами пойдет по городу», – информировал Ермак Салимов на заседании в акимате ВКО.

Он добавил, что сегодня конкурсные условия более жесткие для потенциальных подрядчиков, власть усилит их ответственность в части регулярности, которая должна быть больше 90%, а также внедрения электронного билетирования. На это Даниал Ахметов заявил, что во всех городах будет введено цифровое билетирование.

«Когда Ермак Бидахметович (аким Семея. – Прим. авт.) начинал, был глубокий анализ. Он показал, что владельцы автобусов от двух до четырех раз снижают поступающий доход. И у нас есть 100% доказательства этого факта. Цифровое билетирование решит ряд вопросов – контроль финансовых потоков и некоторые другие аспекты, о которых не можем громко говорить», – заметил аким.

По данным акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, для реализации программы обновления общественного транспорта были заключены предварительные соглашения с ЕБРР по приобретению 85 автобусов. Заемщиком является ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска», общая стоимость проекта составляет 5 млрд 380 млн тенге.

«Основная задача проекта – обновление парка подвижного состава городского пассажирского транспорта для повышения качества обслуживания пассажиров, – отметил г-н Омар. – Для реализации проекта планируется создать консорциум с существующими частными перевозчиками города, одно из условий – часть доходов от пассажирских перевозок будет направляться в ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» для исполнения обязательств перед банком. На основании постановления Правительства РК о мерах по усилению господдержки отечественных производителей конкурсная комиссия приняла решение о внесении изменений в техническую спецификацию, ранее разработанную консультантами ЕБРР. Решение комиссии было доведено до ЕБРР. В свою очередь ЕБРР считает, что предлагаемые изменения в тендерной документации не являются приемлемыми для реализации проекта. Банком дан ответ, что предлагаемые изменения конкурсной комиссии не могут быть приняты».

Сейчас в Усть-Каменогорске параллельно в рамках поддержки отечественного производства рассматриваются вопросы реализации проектов по линии Банка развития Казахстана. Здесь также планируют приобрести автобусы большой вместимости до 105 человек, адаптированные для инвалидов.

Страсти между автоперевозчиками и властью, вероятно, накалились настолько сильно, что Союз автоперевозчиков Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанский профсоюз работников предпринимательства на днях провели пресс-конференцию, где призвали акиматы к диалогу, который у них не получается много лет. Также автоперевозчики просят выделять для них субсидирование льготного проезда для пенсионеров старше 70 лет и детей в возрасте от семи до 15 лет.

Более того, они уверили: у исполнительной власти нет доказательств, подтверждающих укрытие дохода со стороны автоперевозчиков. Исследование научно-исследовательского института из города Алматы, на основе чего возникли такие разговоры, касалось не пассажиропотока, а оптимизации маршрутной сети автобусных перевозок в Усть-Каменогорске.

«Исследование проводилось в сентябре прошлого года, когда активировались студенты, школьники. За один день посчитали число пассажиров, входящих и выходящих из всех автобусов на маршрутах Усть-Каменогорска, потом объявили, что у нас в день автобусы перевозят 270 тысяч пассажиров из более 300 тысяч населения Усть-Каменогорска. Что, все одновременно в этот день поехали?» – изумляются общественники.

По словам председателя областного профсоюза работников предпринимательства Галины Казанцевой, для определения пассажиропотока нужны другие параметры исследования. Более того, общественники выразили удивление по поводу того, что на эти исследования из государственной казны выделили большую сумму в 35 млн тенге. 

К социальной напряженности

Председатель Союза автоперевозчиков Усть-Каменогорска Николай Масич рассказал, что сегодняшний тариф на проезд в городских автобусах, который сложился на уровне 90 тенге, не отражает реальных расходов предпринимателей. По его словам, в октябре 2016 года рабочая комиссия по вопросу ценообразования акимата Усть-Каменогорска единогласно приняла решение о том, что усредненный тариф по Усть-Каменогорску составил 176,5 тенге. В конечном итоге тариф был принят на уровне 90 тенге. Этих денег автоперевозчикам хватает только на топливо и зарплату.

«За пределами тарифа у нас остались расходы на смазочные материалы, затраты на автошины, затраты на техобслуживание и ремонт, суммы амортизационных отчислений, накладные расходы, – перечислил Николай Масич. – На сегодня стоимость дизтоплива увеличилась по отношению к расчетам тарифа 2016 года со 115 до 195 тенге за литр, цена на масло – до 29%, автошины- от 20% до 40%, аккумуляторы – от 26% до 38%, запчасти – от 30% до 70%».

Уже сейчас на автопредприятиях не хватает 350 водителей автобусов, около 40% – люди предпенсионного возраста. Ежедневно десять автоперевозчиков Усть-Каменогорска не выпускают на линию по 60-70 автобусов из-за технической неисправности, отсутствия водителей. Автоперевозчикам приходится через коллективные договоры нести дополнительную финансовую нагрузку на предприятия, с тем чтобы привлечь работников, нести затраты по охране труда.

По информации Николая Масича, на уровне акимата ВКО в марте 2018 года принималось решение, что вопросы субсидирования убыточных и низкорентабельных маршрутов, компенсации автоперевозчикам льготного проезда для граждан старше 70 лет и детям от семи до 15 лет будут решены до 1 июля 2018 года. Но этого не произошло.

«Из-за этого перевозчики вынуждены снижать затраты по статьям эксплуатационных расходов, на ремонт и таким образом еще больше усугублять состояние подвижного состава. Из-за этого страдает качество предоставляемых услуг. Регулярность движения на маршрутах снизилась с 92% в 2017 году до 86% в 2018 году. С начала текущего года она опустилась до 81,3%. За июнь составила 78,6%, за июль – 77,8%», – перечислил Николай Масич.

По его данным, регулярность движения будет снижаться и дальше, что приведет к справедливым нареканиям населения, отразится на качестве предоставляемых услуг, как результат – будет расти социальная напряженность.

По словам Николая Масича и Галины Казанцевой, акимат Усть-Каменогорска вообще отказывается от всякого контакта с автоперевозчиками. Такое отношение со стороны властей они называют издевательством. Общественники уверены: акимат Усть-Каменогорска преднамеренно затягивает проведение конкурсных процедур на обслуживание регулярных городских маршрутов, то признает их несостоявшимися, то отменяет их по незначительным поводам. Что касается расторжения договоров с автоперевозчиками, которые отменили льготы, то и здесь, как считает Николай Масич, нет нарушения законодательства со стороны автоперевозчиков. Более того, по его информации, местные исполнительные органы сами нарушают действующее законодательство. Более того, акимат Усть-Каменогорска не имеет права расторгать договор в одностороннем порядке. Общественники призвали власти к диалогу. 

«Надо разговаривать и приходить к компромиссному решению. К этому мы власть призываем. Перевозчики Усть-Каменогорска всегда работали и призывали работать в законодательном поле», – резюмировали они.

Но пока, говорят они, ни у работников, ни у руководителей предприятий нет уверенности в том, что они останутся работать на маршрутной сети Усть-Каменогорска после проведения конкурсов. Банки, в свою очередь, отказываются с ними сотрудничать, так как у перевозчиков нет перспективы работы на маршрутах, нет гарантии получения стабильного дохода.

Ольга Ушакова

В ВКО по программе переселения из трудоизбыточных регионов похитили 25 млн тенге

22 Октябрь 2020 19:06 949

Участники программы получали деньги, но не проживали и не трудоустраивались на месте прибытия.

Факты присвоения бюджетных денег в рамках государственной программы «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»» выявили сотрудники департамента экономических расследований по Восточно-Казастанской области и прокуратуры области в ходе оперативно-розыскных мероприятий «Қазына».

Так, в Глубоковском районе ВКО директор одного из предприятий, представив фиктивные данные по трудоустройству и переселению граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, похитил бюджетные деньги в сумме 6,8 млн тенге. На самом деле переселенцы фактически на территории ВКО не проживали, трудовую деятельность не осуществляли.

Аналогичный факт, но уже на сумму 13,4 млн тенге, установлен в Уланском районе.

«По вышеуказанным фактам зарегистрированы досудебные расследования по ст. 189, 190 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества и мошенничество). В настоящее время проводятся следственные действия», – сообщили в областном департаменте экономических расследований.

Еще один факт выявлен в Тарбагатайском районе, где участниками программы и должностными лицами Центра занятости населения акимата похитили, по предварительным данным, порядка 4,5 млн тенге.

«Установлено, что в 2019 году четыре участника программы переселения – жители Туркестанской области, не имея намерения переселиться в ВКО, предоставили в Центр занятости Тарбагатайского района фиктивные документы, а именно договоры намерения о приобретении жилых домов в Тарбагатайском районе. Однако владельцы жилых домов, от чьего имени были оформлены нотариальные договоры намерения о купле-продаже, отрицают факт реализации своего имущества», – информируют в ДЭР по ВКО.

После поступления на расчетные счета денежных средств за добровольное переселение они вопреки требованиям программы переселения уехали обратно на прежние места жительства в Туркестанскую область.

По данному факту зарегистрировано досудебное расследование по ст. 189 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества). Ведется следствие.

Цифры по переселенцам

Отметим, что после утверждения региональной квоты приема оралманов и переселенцев этим вопросом занимаются местные органы занятости. В ВКО это областное управление координации и социальных программ.

По данным официального сайта управления, для  повышения мобильности трудовых ресурсов в 2020 году до области доведена квота на 610 человек (287 семей), из них: переселенцев – 460 человек (230 семей), оралманов – 150 человек (57 семей). За полгода в регион переселено 130 семей (343 человека), из них 73 семьи (171 человек) переселенцев из Алматы, Нур-Султана, Шымкента, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской областей. Из переселившихся более 500 человек трудоустроены на постоянную работу всего 56 человек, на социальные места, молодежную практику, общественные работы – двое, 13 отмечены как занимающиеся предпринимательской деятельностью.

К слову, по программе переселенцам предусматриваются субсидии на переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья, оплат коммунальных услуг в течение года. Также субсидирование оплаты труда переселенцев, обучение и переквалификация.

Жанар Асылханова, ВКО

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Главу «социального» управления в ВКО опять подвел аягозский интернат

04 Октябрь 2020 08:42 12885

За что руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Жасулан Сарсебаев может получить строгий выговор от акима ВКО.

На заседании совета по этике при департаменте агентства по делам госслужбы по ВКО рассмотрели деятельность руководителя «самого социального» управления Восточного Казахстана Жасулана Сарсебаева. Поводом для проверок стало письменное обращение руководителя филиала первого республиканского антикоррупционного медиацентра Елены Березинской-Абиловой. Она обратила внимание на ряд негативных публикаций в СМИ по поводу, возможно, незаконно завышенных премий некоторых работников и руководства управления в период ЧП, текучки кадров и попросила департамент провести внешний анализ коррупционных рисков.

Кстати говоря, деятельность управления координации занятости и социальных программ Восточного Казахстана и его подведомственных подразделений в последние месяцы не раз становилась объектом жесткой критики со стороны общественности и СМИ. В прошлом году на всю страну прогремел скандал о якобы имевшем место сексуальном насилии воспитанников аягозского детского центра оказания специальных социальных услуг, которое впоследствии не подтвердилось, но прежний руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Ержан Ошакбаев лишился кресла. Как оказалось, деятельность его преемника Жасулана Сарсебаева тоже не столь безупречна.

Куда уходят кадры

За последние полгода работники в социальном ведомстве меняются настолько часто, что этот показатель превысил установленный администрацией президента РК индикатор более чем в четыре раза! И это притом, что работа управления, по словам общественника Ануарбека Мухтарханова, всегда была стабильной, там подолгу трудились опытные кадры.

«В 2019 году уровень частоты сменяемости кадров составил 13,5% и превысил установленный индикатор почти в два раза. По состоянию на 5 августа 2020 года количество уволившихся составило 18 человек, – прозвучала информация на заседании совета по этике. – При этом частота сменяемости составила 32,4%, превысив установленный индикатор более чем в четыре раза».

Между тем департаменту агентства по делам госслужбы по ВКО пока не удалось провести анкетирование по поводу морально-психологического климата, поскольку многие сотрудники управления находились на «удаленке». Изучение так называемых выходных интервью показало лишь, что основная часть уволенных перешла в частный сектор. И только один уволившийся сотрудник назвал причиной низкую заработную плату. Тем не менее никаких нарушений законодательства со стороны руководства управления в вопросах текучки не выявлено.

Сам Жасулан Сарсебаев уверен, что частая сменяемость работников в его ведомстве обусловлена объективным фактором. Нагрузка у них по линии начисления адресной социальной помощи (АСП) увеличилась в 25 раз по сравнению с 2018 годом.

«Более 100 тыс. дел нам было необходимо рассматривать. На получение 42 500 тенге подавали заявки 450 тыс. граждан, причем выгрузка данных производилась только после 23:00-24:00, и по закону мы не имели права ни одного дня задерживать рассмотрение заявлений. Люди работали в две смены, и мы не должны были в период ЧП допустить сбоев. Не все выдерживали этот темп работы», – заметил он.

Кроме того, в пик пандемии в управлении и подведомственных организациях из 137 сотрудников заболели 32 человека, что еще больше усилило нагрузку на тех, кто продолжал работу.

Тем не менее руководитель департамента агентства по делам госслужбы по ВКО Жанна Каболдакызы отметила, что сейчас в «социальном» управлении с частотой сменяемости кадров сложилась тревожная ситуация. В настоящее время здесь имеется 13 вакансий, то есть 35% от общей численности. Если не принять меры, то цифры негативно отразятся, по ее словам, на показателях всей области.

Размер имеет значение

По поводу большого размера премий руководству управления, оказания материальной помощи работникам на Совете по этике также заметили, что и здесь не было нарушений законодательства. Вопрос, скорее, этический. Как заметил глава антикоррупционной службы по ВКО Жалмагамбет Нагашбайулы, Жасулан Сарсебаев должен был сам отказаться от большой премии, ведь и оклад у него выше, чем у обычных сотрудников. К слову, размер премий на совете по этике не озвучивался.

Также Жасулана Сарсебаева упрекнули в слабой работе по профилактике коррупции. В деятельности дисциплинарной комиссии и уполномоченного по этике руководимого им управления тоже нашли изъяны. Все это не потянуло на серьезные взыскания.

«Вы переписку ведете с журналистом»

Но все же на совете по этике вынесли решение – рекомендовать акиму ВКО Даниалу Ахметову объявить строгий выговор Жасулану Сарсебаеву за… переписку с журналистом одного из республиканских изданий в мессенджере WhatApp. Точней, за предоставление представителю прессы недостоверной информации! При переписке представительница прессы задала главе социального ведомства вопрос, связанный с Аягозским детским центром оказания специальных социальных услуг, или, как его еще называют, интернатом. Она спросила, по инициативе ли управления был расторгнут договор с экс-директором Аягозского интерната Нурлана Кантаева? И Жасулан Сарсебаев ответил «да». Этот утвердительный ответ может обернуться для него «строгачом». Ведь на самом деле Нурлан Кантаев после двух дисциплинарных взысканий, вероятно, опасаясь возможных увольнений по статье, подал заявление «по собственному желанию».

«В ваших действиях усматриваем нарушения этического кодекса, потому что вы прекрасно знали, что ведете переписку с журналистом», – обратилась к Жасулану Сарсебаеву Жанна Кабдолдакызы.

Тот попытался оправдаться, что не понял тогда вопроса журналиста, закрутился на работе, но совет по этике был неумолим и в подавляющем большинстве проголосовал за то, чтобы вынести соответствующую рекомендацию главе региона об объявлении г-ну Сарсебаеву строго выговора.

Также в адрес самого управления координации занятости и социальных программ направят полтора десятка рекомендаций по стабилизации ситуации в коллективе, постоянному изучению психоэмоционального климата, антикоррупционной профилактике.

По словам общественницы Елены Березинской-Абиловой, департамент агентства по делам госслужбы по ВКО по их запросу провел большую работу.

«Они посмотрели коррупционные риски, как работает система с уполномоченным по этике областного акимата, дали большое число рекомендаций, и в то же время указали меру ответственности этого руководителя, – заметила Елена Березинская-Абилова. – Не хочу сказать, что Жаслан Бирликович (Сарсебаев – прим. авт.) слабый руководитель, но в этот период, связанный с пандемией, очевидно, органы государственной власти не могут работать в антикризисном менеджменте. Именно отсутствие риск-менеджмента привело к таким последствиям».

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!