Предприниматели ВКО заявили о тяжелом положении в сфере городских автоперевозок

7856

В очередной раз проблема не находит решений.

Предприниматели ВКО заявили о тяжелом положении в сфере городских автоперевозок Фото: Ольга Ушакова

В Усть-Каменогорске в центре внимания вновь оказалась проблема взаимодействия между местными исполнительными органами и бизнесом, работающим в сфере городского пассажирского автотранспорта. Обе стороны обвинили друг друга в нарушении действующего законодательства. Областной и городской акиматы не довольны работой перевозчиков, а те уверены: власть искажает информацию об их финансовом положении и уже поставила предпринимателей на грань выживания.

На днях некоторым автопредприятиям пришлось отменить льготы для пенсионеров старше 70 лет и детей от семи до 15 лет из-за тяжелой, по их данным, финансовой ситуации. Акимат Усть-Каменогорска пообещал расторгнуть с ними договор на общественные перевозки, а глава региона Даниал Ахметов на заседании в областном акимате заявил, что власть имеет неопровержимые 100%-ные доказательства того, что владельцы автобусов в два-четыре раза занижают свой официальный доход. В свою очередь, общественники уверяют, что эта информация не соответствует действительности.

Модернизация ужесточит требования

В двух городах Восточного Казахстана, Семее и Усть-Каменогорске, приступили к модернизации общественного автотранспорта, о которой речь шла уже давно. Правда, практика внесла в планы коррективы. Если первоначально модернизацию предполагали проводить совместно с ЕБРР, то позднее власти не нашли с этим банком необходимый компромисс по ряду вопросов. В Семее модернизация проводится совместно с Банком развития Казахстана, в Усть-Каменогорске также рассматривают такую возможность.

По данным акима Семея Ермака Салимова, в городе провели оптимизацию и утвердили новую маршрутную сеть регулярных городских автомобильных перевозок, из 51 маршрута оставили 45. В том числе 80 автобусов были исключены. Это позволило исключить дублирование маршрутов, увеличить число автобусов среднего класса, полностью исключить маршрутные такси "газели". Была внедрена система мониторинга пассажирских перевозок, которая, как отметил г-н Салимов, позволяет ежедневно отслеживать работу каждого автобуса. За шесть месяцев текущего года средняя регулярность по действующим маршрутам составила 70,8%. Подвижной состав перевозчиков составляет 583 единицы. Из них 78,2% изношены и требуют замены. За счет собственных средств автобусными парками было обновлено 113 автобусов. Все они произведены в Семее.

"На сегодня проект обновления общественного транспорта с "БРК-Лизингом" реализован. Согласно графику, получили 120 автобусов, до 31 июля текущего года остальные 50 получим. Это все автобусы нашего, отечественного производства, реализация автобусов позволит обновить весь подвижной состав на 89% по новой маршрутной сети. Приступаем к конкурсу по закреплению автобусов на новую маршрутную сеть с учетом всех процедур, которые требует закон. 25 августа мы приведем наших новых подрядчиков, 25 августа новая маршрутная сеть с новыми автобусами пойдет по городу", – информировал Ермак Салимов на заседании в акимате ВКО.

Он добавил, что сегодня конкурсные условия более жесткие для потенциальных подрядчиков, власть усилит их ответственность в части регулярности, которая должна быть больше 90%, а также внедрения электронного билетирования. На это Даниал Ахметов заявил, что во всех городах будет введено цифровое билетирование.

"Когда Ермак Бидахметович (аким Семея. – Прим. авт.) начинал, был глубокий анализ. Он показал, что владельцы автобусов от двух до четырех раз снижают поступающий доход. И у нас есть 100% доказательства этого факта. Цифровое билетирование решит ряд вопросов – контроль финансовых потоков и некоторые другие аспекты, о которых не можем громко говорить", – заметил аким.

По данным акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, для реализации программы обновления общественного транспорта были заключены предварительные соглашения с ЕБРР по приобретению 85 автобусов. Заемщиком является ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска", общая стоимость проекта составляет 5 млрд 380 млн тенге.

"Основная задача проекта – обновление парка подвижного состава городского пассажирского транспорта для повышения качества обслуживания пассажиров, – отметил г-н Омар. – Для реализации проекта планируется создать консорциум с существующими частными перевозчиками города, одно из условий – часть доходов от пассажирских перевозок будет направляться в ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска" для исполнения обязательств перед банком. На основании постановления Правительства РК о мерах по усилению господдержки отечественных производителей конкурсная комиссия приняла решение о внесении изменений в техническую спецификацию, ранее разработанную консультантами ЕБРР. Решение комиссии было доведено до ЕБРР. В свою очередь ЕБРР считает, что предлагаемые изменения в тендерной документации не являются приемлемыми для реализации проекта. Банком дан ответ, что предлагаемые изменения конкурсной комиссии не могут быть приняты".

Сейчас в Усть-Каменогорске параллельно в рамках поддержки отечественного производства рассматриваются вопросы реализации проектов по линии Банка развития Казахстана. Здесь также планируют приобрести автобусы большой вместимости до 105 человек, адаптированные для инвалидов.

Страсти между автоперевозчиками и властью, вероятно, накалились настолько сильно, что Союз автоперевозчиков Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанский профсоюз работников предпринимательства на днях провели пресс-конференцию, где призвали акиматы к диалогу, который у них не получается много лет. Также автоперевозчики просят выделять для них субсидирование льготного проезда для пенсионеров старше 70 лет и детей в возрасте от семи до 15 лет.

Более того, они уверили: у исполнительной власти нет доказательств, подтверждающих укрытие дохода со стороны автоперевозчиков. Исследование научно-исследовательского института из города Алматы, на основе чего возникли такие разговоры, касалось не пассажиропотока, а оптимизации маршрутной сети автобусных перевозок в Усть-Каменогорске.

"Исследование проводилось в сентябре прошлого года, когда активировались студенты, школьники. За один день посчитали число пассажиров, входящих и выходящих из всех автобусов на маршрутах Усть-Каменогорска, потом объявили, что у нас в день автобусы перевозят 270 тысяч пассажиров из более 300 тысяч населения Усть-Каменогорска. Что, все одновременно в этот день поехали?" – изумляются общественники.

По словам председателя областного профсоюза работников предпринимательства Галины Казанцевой, для определения пассажиропотока нужны другие параметры исследования. Более того, общественники выразили удивление по поводу того, что на эти исследования из государственной казны выделили большую сумму в 35 млн тенге. 

К социальной напряженности

Председатель Союза автоперевозчиков Усть-Каменогорска Николай Масич рассказал, что сегодняшний тариф на проезд в городских автобусах, который сложился на уровне 90 тенге, не отражает реальных расходов предпринимателей. По его словам, в октябре 2016 года рабочая комиссия по вопросу ценообразования акимата Усть-Каменогорска единогласно приняла решение о том, что усредненный тариф по Усть-Каменогорску составил 176,5 тенге. В конечном итоге тариф был принят на уровне 90 тенге. Этих денег автоперевозчикам хватает только на топливо и зарплату.

"За пределами тарифа у нас остались расходы на смазочные материалы, затраты на автошины, затраты на техобслуживание и ремонт, суммы амортизационных отчислений, накладные расходы, – перечислил Николай Масич. – На сегодня стоимость дизтоплива увеличилась по отношению к расчетам тарифа 2016 года со 115 до 195 тенге за литр, цена на масло – до 29%, автошины- от 20% до 40%, аккумуляторы – от 26% до 38%, запчасти – от 30% до 70%".

Уже сейчас на автопредприятиях не хватает 350 водителей автобусов, около 40% – люди предпенсионного возраста. Ежедневно десять автоперевозчиков Усть-Каменогорска не выпускают на линию по 60-70 автобусов из-за технической неисправности, отсутствия водителей. Автоперевозчикам приходится через коллективные договоры нести дополнительную финансовую нагрузку на предприятия, с тем чтобы привлечь работников, нести затраты по охране труда.

По информации Николая Масича, на уровне акимата ВКО в марте 2018 года принималось решение, что вопросы субсидирования убыточных и низкорентабельных маршрутов, компенсации автоперевозчикам льготного проезда для граждан старше 70 лет и детям от семи до 15 лет будут решены до 1 июля 2018 года. Но этого не произошло.

"Из-за этого перевозчики вынуждены снижать затраты по статьям эксплуатационных расходов, на ремонт и таким образом еще больше усугублять состояние подвижного состава. Из-за этого страдает качество предоставляемых услуг. Регулярность движения на маршрутах снизилась с 92% в 2017 году до 86% в 2018 году. С начала текущего года она опустилась до 81,3%. За июнь составила 78,6%, за июль – 77,8%", – перечислил Николай Масич.

По его данным, регулярность движения будет снижаться и дальше, что приведет к справедливым нареканиям населения, отразится на качестве предоставляемых услуг, как результат – будет расти социальная напряженность.

По словам Николая Масича и Галины Казанцевой, акимат Усть-Каменогорска вообще отказывается от всякого контакта с автоперевозчиками. Такое отношение со стороны властей они называют издевательством. Общественники уверены: акимат Усть-Каменогорска преднамеренно затягивает проведение конкурсных процедур на обслуживание регулярных городских маршрутов, то признает их несостоявшимися, то отменяет их по незначительным поводам. Что касается расторжения договоров с автоперевозчиками, которые отменили льготы, то и здесь, как считает Николай Масич, нет нарушения законодательства со стороны автоперевозчиков. Более того, по его информации, местные исполнительные органы сами нарушают действующее законодательство. Более того, акимат Усть-Каменогорска не имеет права расторгать договор в одностороннем порядке. Общественники призвали власти к диалогу. 

"Надо разговаривать и приходить к компромиссному решению. К этому мы власть призываем. Перевозчики Усть-Каменогорска всегда работали и призывали работать в законодательном поле", – резюмировали они.

Но пока, говорят они, ни у работников, ни у руководителей предприятий нет уверенности в том, что они останутся работать на маршрутной сети Усть-Каменогорска после проведения конкурсов. Банки, в свою очередь, отказываются с ними сотрудничать, так как у перевозчиков нет перспективы работы на маршрутах, нет гарантии получения стабильного дохода.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться