Острые моменты обсудили представители бизнеса, государственных органов и заинтересованных организаций на рабочей комиссии по поддержке отечественных производителей на площадке региональной палаты предпринимателей "Атамекен" в Уральске.
"Во многих закупках попадается слово "сертификация", притом что многие товары уже не подпадают под сертификацию. У нас есть декларация, но декларация – это не сертификат, и идет несогласование. Ссылка в госзакупках всегда идет на коды, база которых устарела. Закупщик не имеет права взять условия из головы, он находит номенклатуру, код того товара, который ему нужен. Но недавно мы, местные производители мыла, в этой связи попали в конфликтную ситуацию. В объявлении местного медучреждения было указано "мыло хозяйственное", мы вышли на эту закупку, проверили – код соответствует мылу хозяйственному. Выиграли поставку, а когда привезли это хозяйственное мыло, услышали следующее: "Нам не хозяйственное мыло надо, а антибактериальное. Если бы вы открыли дополнительные характеристики, там написано: "Мыло антисептическое хозяйственного назначения, прозрачное, антибактериальное, в литровых бутылках". Но это совершенно разные продукты, разного назначения. Нам пришлось эту закупку закрыть себе в убыток – купить антисептическое российское мыло, поставить его и никогда об этой закупке больше не вспоминать. Госзакупщик не нашла в кодах КТРУ (каталог товаров, работ и услуг) такого мыла – антибактериального, и его там действительно нет, поэтому отметила ближайший код хозяйственного мыла. Надо обновить базы КТРУ с учетом принятых техрегламентов", – уверена директор KazStepServis Шолпан Утербаева.
Аналогичные факты с поставкой очищенной бутилированной воды, когда в госзакупе указывают код воды водопроводной.
Западноказахстанское социальное предприятие "Шанырак", производящее мягкие модули для детей младшего возраста, и вовсе попало в странную ситуацию. Успешно поставляя продукцию для дошкольных учреждений образования в другие области РК, в своей Западно-Казахстанской не может принять участие в тендерах из-за техспецификации, указанной в госзакупках. Об этом на комиссии рассказал руководитель предприятия Геннадий Франк.
"Предприятия должны быть конкурентно способными при участии государственных, национальных компаний, недропользователей. Зачастую отечественные товаропроизводители не могут принять участие в госзакупках, из-за того что товары не соответствуют запрашиваемой госорганами и организациями технической спецификации товаров, работ и услуг", – говорит заместитель акима Западно-Казахстанской области Игорь Стексов. – Вместе с тем имеются такие проблемы, как отсутствие полноты, информативности и стабильности планов закупок. Необходимы единые подходы, предварительный квалифицированный отбор потенциальных участников, усиление контроля местного содержания. Отдельного внимания требует проблема технической спецификации определенного поставщика в проведении закупок. Существующие документы, как техспецификация и камеральный контроль, работают на портале госзакупок, но не в полной мере. Необходимы меры, исключающие человеческий фактор, автоматизация процессов, проверка предприятий на наличие производственных мощностей и другое".
Тем не менее, местные производители поставляют свои товары по госзакупу.
"По итогам 2016 года закупки госорганов составили около 21 млрд тенге, из них порядка 20% – доля местного содержания, а в товарах это еще меньше – 13%. Закуп национальных компаний составил 7,6 млрд тенге (в регионе), из них доля местного содержания – 31%. Объем закупок недропользователей из сферы нефтегазового сектора составил 338 млрд тенге, доля местного содержания – 51%, но в товарах всего 7%, – информировал и. о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО Руслан Сапаргалиев. – У нас имеется потенциал именно в работе с местными недропользователями, основной закуп сейчас приходится на нефть. Системообразующими предприятиями закуплено товаров почти на 32 млрд тенге, из них 62% – доля местного содержания, в товарах это 53%. С целью увеличения местного содержания ежегодно проводятся различные диалоговые площадки, организуем поездки в дальнее зарубежье и регионы Казахстана. Мы были почти во всех областях нашей страны и в ближайших российских. Отправили каталог товаров производителей ЗКО. На сайтах размещаем номенклатуру, которую выпускают именно наши товаропроизводители".
Предложения об изменениях в сфере госзакупок будут переданы в национальную палату предпринимателей "Атамекен".
Виктория Вольская, Уральск