Представители зарубежных фармкомпаний подписали меморандумы с СК "Фармация"

Ирина Дорохова Ирина Дорохова
7754

Теперь госкомпания сможет закупать у производителей лекарства напрямую, минуя посредников. 

Представители зарубежных фармкомпаний подписали меморандумы с СК "Фармация"

Глава Ассоциации международных фармпроизводителей в РК Вячеслав Локшин напомнил Минздраву, что надо поменять ценовую политику (это должно повысить инвестиционную привлекательность отрасли) и начать проводить клинические испытания в казахстанских медучреждениях. Самих же производителей больше интересовало, как сложится регулирование отрасли в рамках ЕАЭС, но эти вопросы на круглом столе не обсуждались.

Подписать меморандумы между СК "Фармация" и главами представительств зарубежных компаний было главной целью круглого стола "Общий рынок обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках ЕАЭС. Стратегия развития системы единой дистрибуции Республики Казахстан", который прошел в Алматы. Всего было подписано шесть таких меморандумов (список компаний см. ниже). Смысл их – покупать лекарства и изделия медицинского назначения у производителей напрямую, минуя посредников.

Предправления СК "Фармация" Нуржан Алибаев отчитался о работе местного фармрынка за несколько лет и рассказал о возможностях для участников рынка в будущем (например, подача документов в электронном формате). По его данным, доля местных производителей составляет 23% в деньгах и 75% в натуральном выражении.

"Проблемную" часть разговора взял на себя Вячеслав Локшин. По его словам, сделать Казахстан инвестиционно привлекательным для международных фармкомпания нельзя  без расширения фармацевтического рынка страны, без более прозрачной системы регистрации, сертификации, оценки качества. "Очень сильный шаг – создание национального формуляра на основе доказательной медицины, но отсутствуют правовые механизмы попадания в этот список новых лекарственных препаратов", – привел он пример и предложил передать право утверждать новые лекарства не чиновникам департамента, а группе специалистов от производителей, от национального комитета регистрации лекарств.

Второй способ сделать отрасль привлекательнее – продление контрактов и прямые контракты. В настоящее время договоры с местными производителями продлеваются на три года (с семи до десяти лет), новые сразу будут заключаться на десять лет. Однако участники рынка позже в кулуарах признали, что такая схема хороша для стабильной ситуации, а при двукратной девальвации стабильность контрактов (и, следовательно, цен) оборачивается для них рисками резкого снижения доходности.

"Международные (как и местные) фармкомпании сделали подвиг: они поставили в этом году лекарства по ценам 2015 года.  Мы получили благодарность от министерства здравоохранения, но надо думать, как быть дальше. Должна быть какая-то законодательная поправка. Та, которая говорит о 15%, не решает вопроса с двукратной девальвацией. Значит, нужно подумать о наценке, посмотреть референтные цены в странах, которые наиболее близки Казахстану. Но хотелось бы, чтобы вопросы ценообразования решались прозрачно, чтобы завтра некоторые западные производители не ушли, как сегодня из Азербайджана, прекращая поставлять товары по ценам, которые едва покрывают затраты на производство", – намекнул Вячеслав Локшин.

Уйдут ли компании, уже вложившие в строительство десятки миллионов долларов (турецкая компания "АБДИ Ибрагим" признала, что вложила $40 млн), неизвестно, но новых привлечь, вероятно, будет сложно. По словам гендиректора ТОО "Рош Казахстан" Георгия Рамишвили, только для того, чтобы принять решение о том, можно или нет локализовать производство в той или иной стране, требуется 2-3 года (оценить компоненты, качество GMP). На технологические доработки требуется еще несколько лет. "Что же касается завода по производству биологических продуктов, то в Казахстане на данный момент это невозможно, так как такой завод стоит несколько сот миллионов долларов, и производства, которое могло бы производить подобные лекарства, в Казахстане не существует". В России, по его словам, подобный процесс был запущен.

Еще один ценовой вопрос – это генерики. "Есть мировая практика: он должен стоить 60-70% от стоимости оригинального препарата. В Казахстане они продаются по цене в 95% от стоимости оригинального препарата, а пациенты лишаются качественного препарата", – напомнил господин Локшин.

"Что касается цен: цены оригиналов и генериков мы уже неоднократно обсуждали на рабочих группах. Предусмотрено, что будет градация по стоимости, и сейчас с включением в национальный казахстанский формуляр, если на тендер по закупкам будут заходить оригинал и генерик, выше определенной цены закупка производиться не будет. Соответственно, здесь уже будет задел, когда генерик невозможно будет закупать по цене оригинала. Второй момент – мы делаем градации и определяем, какая должна быть скидка при появлении первого генерика – по-моему, если не ошибаюсь, 30% и далее. То же касается биосимиляров", – ответил ему вице-министр Минздрава РК Алексей Цой.

Проблему цен генериков и оригинальных препаратов сами участники рынка считают надуманной: "Когда есть только оригинал, то он стоит 70 долларов  за упаковку. Когда появляется первый генерик, цена падает до 35 долларов, когда появляется второй – она падает еще ниже, и оригинал отходит на второй план, а насмерть бьются генерики. А в конце уже упаковка, которую покупает государство, стоит два доллара, и то в тендерах может участвовать оригинал", – объяснил представитель одной из зарубежных компаний в частной беседе.

Впрочем, гораздо больше их сейчас интересует не столько внутренний рынок Казахстана, а то, каким именно будет регулирование отрасли в рамках ЕАЭС. Сроки создания единого фармрынка уже сорваны – по изначальному плану, он должен был заработать с 1 января 2016 года. Фактический запуск более реален в 2018 году. "Все пострадали от кризиса. И от того, насколько правильно будут сформулированы правила функционирования фармрынка в ЕАЭС, будет зависеть самочувствие всей отрасли", – объяснил глава представительства "Ле Лаборатуар Сервье С.А.С. в РК" Олег Негуляев.

Единый рынок обсуждался на круглом столе – но не регулирование, а возможности, которые могут появиться.

Среди возможностей, которые, гипотетически, может использовать Казахстан благодаря расширению рынка – клинические испытания. "Мы предложили правила, которые действительно привлекут сюда международные исследования. Но важно, чтобы клиники были  к этому готовы, чтобы они принимали и не боялись этого. Потому что это деньги, новые препараты. И нужно проводить исследования не только четвертой фазы (зарегистрированных препаратов), но и третьей и второй фазы, потому что это привлекает пациентов из других стран", – объяснил Вячеслав Локшин. Такие исследования, по его мнению, можно проводить в сфере онкологии и транспланталогии. Алексей Цой с ним согласился: "Мы будем ориентировать все наши институты, клинические центры на то, что непременный атрибут научной деятельности – проведение клинических исследований. Если их не будет – медицинская организация потеряет статус национальной и научной. Если эти исследования будут грамотными, хорошо оформленными, будут удобными для фармкомпаний, я думаю, этот рынок может и из России к нам перейти, и из других стран. Рынок большой и над ним надо работать".

Ирина Дорохова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться