Премьер засомневался в результативности программы развития АПК

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
7504

Промежуточные результаты реализации новой программы развития АПК рассмотрели в правительстве.

Премьер засомневался в результативности программы развития АПК

Промежуточные результаты реализации новой программы развития агропромышленного комплекса стали предметом рассмотрения на заседании правительства. Несмотря на то, что времени прошло всего ничего (программа была утверждена в конце прошлого года), определенные результаты уже есть. По оценке министерства сельского хозяйства, они свидетельствуют об успехе. А вот премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, отметив правильность направления, усомнился, стоят ли затраты ожидаемого результата.

Прогресс пошел

Первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов, докладывая о результатах, подчеркнул, что в стране проводится "действенная диверсификация посевных площадей". Что показывают завершающиеся сейчас весенние полевые работы. По состоянию на 30 мая весенний сев завершен на 87% площадей, при этом, несмотря на позднюю весну, темпы уже на уровне прошлого года, а по отдельным регионам выше, чем в 2016 году. В частности, Актюбинская, Восточно-Казахстанская и Кызылординская области ведут посевные работы опережающими в сравнении с прошлым годом темпами.

В результате расширяются площади востребованных культур на 932 тыс. га. Так, площади масличных увеличены на 100 тыс. га, кормовых – на 582 тыс. га, зернофуражных – на 235 тыс. га, площади кукурузы на зерно увеличены на 8 тыс. га, сахарной свеклы – на 7 тыс. га.

Вице-министр также отметил, что в последние годы наблюдается ежегодное снижение качества зерна. Так, в 2011 году объем зерна 1-3-го классов составлял 88%, в 2016 году – 45%, при этом увеличилось, наоборот, зерно более низкого качества – 4-5-го классов, с 10% в 2011 году до 41% в 2016 году.

"Учитывая это, приняты следующие меры: восстановлено субсидирование оригинальных и элитных семян, а также семян первой репродукции приоритетных культур и гибридов первого поколения без применения минимальных норм. На субсидирование семеноводства удалось предусмотреть 7,7 млрд тенге, что в 3,2 раза больше, чем в 2016 году (2,4 млрд тенге). При этом акиматами вначале было выделено 3,7 млрд тенге, что на 56% меньше требуемых средств. По итогам проведенной работы с акиматами дополнительно выделено 4 млрд тенге, притом в рамках того же бюджета за счет пересмотра приоритетов. Это позволило увеличить посев качественными семенами в два раза в текущем году. Предусматривается ввести законодательную норму, обязывающую товаропроизводителей использовать качественные семена, и адмответственность за несоблюдение этих требований", – проинформировал господин Айтуганов.

Притяжение проблем

Впрочем, решение одних вопросов выявляет новые проблемы. К примеру, на протяжении многих лет поднимался вопрос о необходимости более активного применения удобрений. Не секрет, что землю необходимо подкармливать для получения хорошего урожая, и многие чиновники и представители агронауки уже давно бьют тревогу: земля "изнашивается", теряя свое плодородие.

Кайрат Айтуганов с гордостью сообщил, что в результате изменения подходов к субсидированию удобрений объемы их применения удалось увеличить. На субсидирование удобрений выделено 13 млрд тенге, что на 2 млрд тенге больше чем в 2016 году (11,1 млрд тенге). В результате резко увеличено применение удобрений: заявлено 407 тыс. тонн, что в 1,5 раза больше, чем в 2016 году (261 тыс. тонн).

"Внесение удобрений впервые за последние несколько лет достигает 14% от потребности. Это хороший рост. Ранее внесение удобрений было в среднем не более 10%. При этом возрос ассортимент субсидируемых удобрений с 85 в 2016 году до 161 в 2017 году", – подчеркнул вице-министр.

Однако востребованность удобрений спровоцировала новую проблему – сегодня заводы по их производству полностью загружены. При этом им сложно выдерживать график своевременного обеспечения поставок необходимого объема удобрений.

"В этой связи министерству по инвестициям и развитию и акиматам совместно с заводами целесообразно приступить к организации складов по хранению удобрений в регионах и начать производство удобрений до начала весенних полевых работ, – попросил вице-министр. – А министерство сельского хозяйства в свою очередь готово организовать подачу заявок на 2018 год уже к 1 ноября текущего года".

На необходимость решения именно логистических вопросов указывают и сельхозпроизводители. Глава агрофирмы "Родина" Иван Сауэр призвал чиновников смелее идти на поддержку отечественных товаропроизводителей.

"Потому что это главный аргумент по сдерживанию роста цен как на удобрения, так и на средства защиты растений, и субсидировать с тем, чтобы часть этих денег шла именно на развитие логистической инфраструктуры, с чем мы в этом году столкнулись. Если сейчас каким-то образом удалось закрыть проблему обеспечения и доставки удобрений по регионам, то в случае роста при этом подходе мы ощутим серьезные проблемы", – объяснил он.

Хватит ли денег на всех

При этом у самих фермеров в отношении чиновников как раз есть опасения. Как признался господин Сауэр, сегодня "есть обеспокоенность у бизнеса в том, что имеется недостаток средств по субсидированию ставки финансирования".

"Есть опасения, что это будет либо затянуто, либо не хватит средств. И вот тот положительный момент, который мы имеем, активность инвестирования в АПК более 26%, надо сохранить. Это во многом благодаря тому, что существуют правила по инвестсубсидиям. И бизнес очень сильно переживает, чтобы это все было сохранено", – заявил он.

В качестве примера обоснованности опасений сельхозпроизводитель привел прошлый год, когда на выдачу инвестсубсидий поступило больше заявок, чем было предусмотрено денег.

"Мы столкнулись с тем фактом, что очень много средств не хватило, и многие заявки были отклонены без рассмотрения. Поэтому опасения есть", – объяснил фермер.

В минсельхозе, впрочем, призывают не опасаться. Кайрат Айтуганов рассказал, что в результате принятых мер и новых механизмов субсидирования только за январь-апрель 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года увеличилось производство сливочного масла на 8,9%, твердого сыра – на 10,3%, мясных и мясорастительных консервов – на 6,7%, молока обработанного – на 6,4%, растительного масла – на 10,6%, комбинированных кормов – на 18,2%.

Более того, напомнил вице-министр, были существенно изменены критерии субсидирования, которые позволили увеличить охват получателей субсидий. Что в конечном итоге отразится на увеличении объемов продукции. Например, по говядине если раньше субсидии получали 175 хозяйств, то сегодня охват 522, или 100%; по молоку в 2 раза – с 269 до 532 хозяйств; по баранине в 1,3 раза – со 180 до 234; по шерсти в 3,6 раза – с 50 до 180 хозяйств. При этом растут и объемы производства, правда, здесь учитывается и вовлеченность мелких крестьянских и ЛПХ в товарное производство. За четыре месяца 2017 года производство говядины выросло на 4,1% (с 116,8 тыс. тонн до 121,6 тыс. тонн); мяса птицы – на 9,2% (с 50,7 тыс. тонн до 55,4 тыс. тонн); молока – на 3,3%, (с 1299,5 тыс. тонн до 1342,4 тыс. тонн).

Идем правильно, но с чем?

Результаты, как заметил глава правительства, показывают правильность выбранного направления. Однако Бакытжан Сагинтаев усомнился, верные ли показатели своей результативности заложил минсельхоз в программу.

"Если по вашей программе посмотреть, по программе развития АПК, экспорт баранины и говядины к 2021 году вырастает всего на 10%. Тогда для чего все усилия, если ничего не будем экспортировать практически? То есть подготовительная работа будет идти, что ли, в течение этих пяти лет? Или какие-то мы меры можем принять?" – удивился премьер.

При этом, напомнил он, проводится большая работа с Китаем по продвижению экспорта мяса, также продукция животноводства продвигается на Россию, Иран, интерес проявляют страны Персидского залива.

Министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов поспешил заверить, что целевые индикаторы в программе уже пересмотрены в сторону увеличения, в частности, по переработке запланирован ежегодный рост на уровне 9%. Однако проблема все же есть, правда, не в количестве, а в качестве.

"Мы видим какую проблему? Вроде казалось, что поголовье животных у нас достаточное и мы можем смело экспортировать любой объем, который будет запрашиваться рынками. Но ситуация немного иная: при таком поголовье качество мяса, требования к которому предъявляют экспортные рынки, оставляет желать лучшего. Одно дело − вал, другое дело – качество, поэтому соответствие тем качествам, которые предъявляются экспортными рынками, это большой вопрос", – объяснил он.

Минсельхоз решение этого вопроса видит в мониторинге качества через аккредитованные региональные ветеринарные лаборатории. Премьер на это согласно кивнул.

Другая проблема – сельхозмашиностроение. Главу правительства удивил тот факт, что имеющиеся в стране производства никак не могут подняться на конкурентный уровень, а сельхозтехника закупается в лизинг у зарубежных производителей. Министр заверил: проблема известна, и уже решается.

"Есть наметки, чтобы уже в текущем году начать производство техники малой механизации. Что касается крупной техники, с крупными нашими партнерами – "Гомсельмаш" и "Россельмаш" – подписаны соответствующие контракты по увеличению локализации и доведении ее в Казахстане до 50-60%. И мы уже планируем в текущем году выйти на производство отдельных видов малой механизации", – пообещал он.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться