/img/tv1.svg
RU KZ
Президент Казахстана утвердил Административный процедурно-процессуальный кодекс

Президент Казахстана утвердил Административный процедурно-процессуальный кодекс

Кодекс состоит из двух основных частей – это административные процедуры и административное судопроизводство.

18:10 29 Июнь 2020 2665

Президент Казахстана утвердил Административный процедурно-процессуальный кодекс

Автор:

Президент Казахстана подписал принятый парламентом Административный процедурно-процессуальный кодекс республики, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу главы государства в понедельник.

Кодекс состоит из двух основных частей – это административные процедуры и административное судопроизводство, сказал министр юстиции Марат Бекетаев, представляя ранее проект кодекса в сенате.

В части регулирования административных процедур в кодексе предлагается закрепить понятие "административный орган".

"Внедряются новые принципы защиты физических лиц от возможных злоупотреблений со стороны субъектов власти. Например, принцип приоритета прав обязывает правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан", – сказал тогда министр.

Кроме того, законом закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие "обратную связь" при принятии органами власти управленческих решений в отношении граждан.

Кодексом вводится особый порядок отмены правовых решений.

"Документом вводится институт обязательного досудебного обжалования споров, за исключением отдельных категорий споров. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке до двадцати дней. Данный институт позволяет быстро решать вопросы граждан, сэкономить время и судебные расходы", – добавил он.

Вместе с этим в части административного судопроизводства кодексом также предусматриваются ряд положений.

Так, главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств.

"На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно", – отмечал глава минюста.

Документом вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов.

В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий – до 100 МРП – как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

Президент также подписал сопутствующий Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан".

Основной целью документа является приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов с положениями кодекса, а также устранение правовых пробелов и коллизий.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Сертификат преткновения

Костанайские чиновники массово подают иски на поставщиков за непредоставление сертификатов о происхождении товаров, хотя в других регионах число таких исков стремится к нулю.

18 Сентябрь 2020 10:59 1568

Верховный суд изучил состояние дел по итогам восьми месяцев работы в 2020 году. Результаты показали, что именно в Костанайской области почти в два раза выросло количество исков по признанию участников госзакупок недобросовестными поставщиками за непредоставление сертификатов о происхождения товаров. В то время как во всех регионах Казахстана наблюдается снижение числа подобных дел.

По данным, озвученным судьями Костанайской области, уже отклонено более 300 исков из этой категории. Объясняют такую практику тем, что сама тенденция роста числа исков из-за отсутствия сертификатов – неблагоприятное явление, которое ведет к загруженности судебной системы. К тому же такой поток неоправданных, по мнению судей, исков влечет нерациональное использование ресурсов, времени и потенциала госорганов. В качестве обоснования своей позиции судьи приводят несколько аргументов.

Во-первых, согласно ст. 56 Кодекса по таможенному регулированию «Подтверждение происхождения товаров и документы о происхождении товаров», документами о происхождении товара являются декларация либо сертификат о происхождении. По мнению судей, декларация приравнивается к сертификату, и обязательная сертификация даже по казахстанскому законодательству не предусмотрена.

Во-вторых, Казахстан находится в карантине, вызванном пандемией. Как отмечают судьи, с юридической точки зрения введение режима чрезвычайного положения является форс-мажором.

«В соответствии со своими конституционными полномочиями Верховный суд принял разъяснение по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением ЧП. Оно утверждено решением пленарного заседания Верховного суда республики от 6 мая 2020 года. В чем кардинальное изменение судебной практики, которая ранее имела место? В документе сказано, что есть запрет на предъявление иска о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок и взыскание штрафных санкций распространяется и на договоры, заключенные в соответствии с законодательством о госзакупках, по которым неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком договорных обязательств было вызвано введением ЧП. Не на период ЧП, а вызвано его введением. То есть это те карантинные меры, которые до настоящего времени имеют место. Поэтому общая установка судебной практики будет направлена на то, чтобы такие иски не принимались в производство судов», – озвучил позицию судей и. о. председателя судебной коллегии по гражданским делам Костанайского областного суда Сергей Нуров.

То есть если единственный недостаток товара в том, что поставщик не смог предоставить сертификат о происхождении, но сам товар поставлен своевременно, претензий по качеству и количеству нет, то суд будет отказывать в рассмотрении иска.

Поведение представителей заказчиков в судах говорит о том, что они прекрасно понимают: иски им не выиграть. По словам судей, сложилась практика, когда представители заказчиков просят рассмотреть дело без их участия. В итоге приходится оправдываться поставщикам, а это нередко ИП и мелкие ТОО. Последние говорят, что стоимость сертификата несоразмерна той цене, которая установлена договором.

Например, Затобольская ТЭК предъявила иск к ТОО «Канццентр». Предметом договора была закупка стержней для ручек на 487,2 тенге. Отсутствие сертификата о происхождении товара стало причиной иска с требованием признать поставщика недобросовестным участником госзакупок. Аналогичный случай произошел с ИП Юркова, у которого поликлиника № 2 Костаная приобрела канцелярские ручки на 1320 тенге. Стоимость оформления сертификатов о происхождении товаров по этим договорам в разы превысила бы сумму договора госзакупок. Практика сложилась так, что оформление сертификатов происхождения выгодно крупным оптовикам с суммами договоров, исчисляющихся миллионами тенге.

При этом товар заказчики принимают, подписывают все документы, их устраивает качество и количество товара. Иски подают исключительно из-за отсутствия сертификата о происхождении товара. Цель – обезопасить себя на случай будущих проверок.

Более того, отказы судов в рассмотрении подобных исков родили новую тенденцию. Как рассказали в специализированном межрайонном экономическом суде (СМЭС) Костанайской области, заказчики стали отказывать в приемке товаров без сертификации и одновременно подавать иски о расторжении договора и признании поставщика недобросовестным. При такой постановке вопроса суд будет вынужден удовлетворять иски госорганов. Однако у этой медали, по словам судей, есть и другая сторона: множество мелких компаний попадут в списки недобросовестных участников госзакупок. Это значит лишь то, что на рынок области зайдут поставщики из других регионов страны. Как результат местный бизнес потеряет доход, а бюджет – налоги.

«С внесением изменений в Закон «О госзакупках» с 1 января 2020 года заказчики могут не подавать иски на поставщиков в случае добросовестного исполнения, добровольной выплаты неустойки и т. д. Однако у нас данная норма, к сожалению, игнорируется. В судах участвуют сами госучреждения, школы, больницы, и они говорят: «Да, норма введена, но мы боимся контролирующих органов, потому что норма шаткая и может быть использована против нас. Лучше пусть суд вынесет окончательное решение», – озвучила позицию госорганов судья СМЭС Костанайской области Айнур Касымханова.

В ответ на претензии судей в управлении госзакупок Костанайской области отметили, что норма, которая обязывает заказчиков требовать с поставщиков сертификат о происхождении товара на товары иностранного происхождения, имеется в типовом договоре в пункте 5.1. правил осуществления госзакупок, которые датированы 11.12.2015 года № 648. То есть предметом договора является поставка товара, и к этому обязательству должны быть приложены соответствующие документы, в том числе сертификат о происхождении товара. При этом в 2005 году было издано постановление правительства Казахстана, которое утверждало перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В этом постановлении было два приложения: перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень товаров, для которых могут быть предусмотрены декларации о соответствии товара. 11 июня 2020 года это постановление утратило силу. То есть сегодня в Казахстане нет нормативно-правового акта, который регулирует сферу обязательной сертификации. Однако в рамках типовых договоров, заключаемых по результатам госзакупок, такое требование по-прежнему имеется.

«Я категорически не согласна с тем, чтобы идти с иском каждый раз. Но нужно, чтобы контролирующие органы признали нецелесообразность применения этой нормы, хотя она и имеет юридическую силу. К административной ответственности в области финансов и бюджета привлекают по истечении двух месяцев со дня обнаружения нарушения. То есть контролирующий орган выходит на проверку раз в два или три года и у него будет право на составление протокола по ст. 207 Адмкодекса», – пояснила позицию всех заказчиков области руководитель управления госзакупок Оксана Кочкурова.

Речь о штрафе в размере 50 МРП, или 138 тыс тенге.

В ревизионной комиссии Костанайской области подтвердили наличие таких рисков и подчеркнули, что «раз норма предусмотрена в законодательстве, мы просто обязаны эту норму контролировать». Именно эта формулировка и позиция контролирующих органов гонит заказчиков в суды.

В качестве альтернативного решения в Палате предпринимателей Костанайской области предложили требовать сертификаты происхождения, в случае если сумма договора госзакупок превышает 500 МРП. Однако это требует внесения изменений в НПА.

В минфине, по словам руководителя управления госзакупок Костанайской области Оксаны Кочкуровой, этот вопрос поднимают уже не первый год. И акимат региона направлял соответствующие предложения, озвучивал их совместно с Палатой предпринимателей на различных диалоговых площадках. Сегодня многие специалисты действительно считают применение нормы об обязательном предоставлении сертификатов происхождения нецелесообразной. Однако из типового договора этот пункт так и не убрали. Обнадеживает то, что сегодня минфин готовит пакет документов, по результатам рассмотрения и утверждения которых вопрос с предоставлениением сертификатов должны решить.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Глава государства принял премьер-министра Аскара Мамина

Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет Аскара Мамина об итогах социально-экономического развития страны за январь-август текущего года.

15 Сентябрь 2020 15:11 2402

Фото: akorda.kz

Премьер-министр доложил, что за восемь месяцев в обрабатывающей промышленности обеспечен рост на 3,3%, из них в машиностроении – на 16,3%, в том числе автомобилестроении – на 51,8%, а также фармацевтике – на 34,1%, легкой промышленности – на 11%, химической промышленности – на 3,1% и производстве готовых металлических изделий – на 18,8%.

В 2020 году в рамках карты индустриализации запланирован ввод 206 проектов на общую сумму 996 млрд тг. Это позволит увеличить объем производства на 1,3 трлн тг, экспорта – на 325 млрд тг, создать порядка 19 тысяч новых рабочих мест.

Объемы строительства увеличились на 6,5%, ввод жилья – на 6,4% или порядка 8,1 млн кв. м. С начала года построена 71 тысяча единиц жилищ, что на 8,6% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

В сельском хозяйстве обеспечен устойчивый рост на 4,9%, объем производства продуктов питания вырос на 3,6%.

Аскар Мамин отметил, что принятые меры позволили стабилизировать рост цен на социально значимые товары на уровне 4,4%, что в два раза ниже прошлогодних показателей (8,7%).

С начала года мерами содействия занятости в рамках государственных программ охвачено 847 тысячи человек, что на 82,1% превышает показатели прошлого года.

По итогам встречи глава государства указал на важность реализации мер по обеспечению занятости населения, поддержке субъектов предпринимательства, внедрению новых технологий в производственные процессы, стабилизации эпидемиологической ситуации и поэтапному смягчению карантинных требований.


Подпишитесь на наш канал Telegram!