/img/tv1.svg
RU KZ
При взлете самолет «хвостом» дважды коснулся взлетной полосы – Роман Скляр

При взлете самолет «хвостом» дважды коснулся взлетной полосы – Роман Скляр

Предварительными причинами называют ошибку пилота или техническое состояние самолета.

14:47 27 Декабрь 2019 5854

При взлете самолет «хвостом» дважды коснулся взлетной полосы – Роман Скляр

Автор:

Майра Медеубаева

Названы предварительные причины крушения самолета авиакомпании Bek Air.

«Как нам доложили, при взлете самолет дважды коснулся хвостовой частью взлетно-посадочной полосы. По предварительной версии, либо это ошибка пилота, или техническое состояние. Экспертиза определит. Взлетная полоса в идеальном состоянии. Коэффициент сцепления – 0,5. То есть полностью соответствовала всем необходимым требованиями. Борт был обработан противообледенительной жидкостью», – проинформировал Роман Скляр на брифинге в Алматы.

На вопрос журналистов о том, что авиакомпания Bek Air долгое время находилась под санкциями США и не могла получить запчасти, вице-премьер Роман Скляр прокомментировал, что данная информация будет выясняться. Точной информации пока нет.

Касательно компенсации семьям погибших вице-премьер сообщил, что это будет позже известно.

«Граждане, которые погибли, проживали в различных областях, поэтому правительство определит порядок данной компенсации. Никто не останется без внимания», – прокомментировал чиновник.

По его словам, дата выпуска воздушного судна – 1996 год, сертификат летной годности был продлен в мае текущего года. Данное воздушное судно зарегистрировано в казахстанском реестре 26 августа 2016 года. Всего в авиакомпании Bek Air 10 воздушных судов, девять воздушных судов с действующим сертификатом летной годности. Комитетом гражданской авиации деятельность компании приостановлена до выяснения всех обстоятельств.

По состоянию на 14:40 в результате происшествия погибло 12 человек, восемь из них – на месте происшествия, двое – в больнице и двое – в аэропорту Алматы. 18 человек находятся в тяжелом состоянии.

Майра Медеубаева

Крушение Ан-28: версия с обстрелом пока вызывает вопросы в суде

На заседании Илийского районного суда Алматинской области были представлены фрагменты «обстрелянного» самолета. Но прокурор усомнился в том, что это останки оборудования Ан-28.

18 Сентябрь 2020 16:08 143

В суде обсуждают версию обстрела с земли. Inbusiness.kz следит за процессом, этот репортаж со второго слушания.

Напомним, что 3 октября 2017 года через 12 минут после взлета исчез с радаров самолет малой авиации Ан-28 авиакомпании East Wing. Он выполнял полет по оказанию медицинской помощи по маршруту Алматы – Шымкент. На борту находились пять человек. Позже самолет санавиации обнаружили горящим под Алматы. Все пять человек погибли на месте. На скамье подсудимых – руководитель авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют в «нарушении правил безопасности или эксплуатации воздушного транспорта» и «допуске к управлению воздушным судном лица, не имеющего права управления».

Неучтенный вещдок

На судебное разбирательство, которое состоялось 17 сентября, участники со стороны обвиняемого принесли кислородные баллоны воздушного судна, предположительно обстрелянные пулями. Увесистые металлические предметы можно было взять в руки, осмотреть повреждения, углубления и даже просунуть пальцы в образовавшиеся отверстия. Собственно, из-за этих отверстий члены экспертной комиссии по расследованию и отозвали свои подписи. Изначально они не рассматривали возможность внешнего воздействия на самолет, но доказательства от East Wing заставили их изменить свое мнение.

В качестве эксперта на заседание был приглашен профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии МВД РК Аджимарат Исаев. Профессор буквально пустил «по кругу» разрушенные кислородные баллоны, указывая на следы разрушений, не отраженных в экспертном исследовании.

«На поверхности видно попадание посторонних предметов. Есть следы скольжения, углубления на корпусе. Обмотка баллонов разорвана. Кроме того, я нашел два повреждения округлой формы, шириной 1,5-2 см на фюзеляже. Скорее всего, к детонации и разгерметизации привел удар снаряда. Жизненного пространства в кабине Ан-28 не так много. Оторванные части металлического корпуса баллона могли нанести телесные повреждения пилотам», – пояснил он.

При этом уточнил, что пока нельзя утверждать, что это огнестрел. Для подтверждения версии нужна дополнительная экспертиза, а именно спектральный анализ фрагментов.

«Обычно при попадании пули возникают так называемые следы обтирания. Это частички масла и копоти, которые появляются при обтирании снаряда о поверхность. Но так как самолет горел, то и все следы обтирания пропали в огне. Единственное, что могло сохраниться, так это частички меди или свинца, которые может показать спектральный анализ», – сказал профессор.

В ответ гособвинитель Главной транспортной прокуратуры Алматинской области Малик Давлетов сообщил, что происшествие произошло 3 октября 2017 года в 18 часов 35 минут. По его данным, в этот день на Илийском полигоне специальные учения производились с 9 до 13 часов. После этого никаких выстрелов не было.  

Прокурора возмутил сам факт того, что фрагмент самолета занесли в зал суда.

«Кто вам предоставил этот фрагмент? Все останки самолета переданы на ответ-хранение и их нельзя трогать без разрешения органов», – заметил он.

Участники заседания со стороны Масалитина стали уверять, что именно эти фрагменты не являются вещдоками. В ходе экспертизы они не были описаны, об этих фрагментах ничего не сказано в отчете. Но прокурор был непреклонен. Он считает, что обвиняемый мог так любой баллон принести и показать. Пока не будет доказательств того, что это действительно фрагмент Ан-28, о дополнительной экспертизе не может быть и речи.

Бракованный самописец

На заседание суда также был приглашен председатель экспертной комиссии Нурлан Жумасултанов. По его мнению, «черный ящик» мог дать более ясную картину произошедшего, но лента в самописце оказалась бракованной.

«Когда произошла катастрофа, мы были на месте на следующий день. Самописец вывезли в Москву, пытались расшифровать. Обычно лента в аппарате пишет порядка 120 часов. Но в данном «черном ящике» лента оказалась короткой, установлена была неправильно. Поэтому информация не записалась», – сообщил Жумасултанов.

У любого транспортного средства при проектировании выстраивается математическая модель, так сказать прогноз поведения машины. После неудачи с расшифровкой «черного ящика», эксперты решили воссоздать ситуацию через моделирование. Для этого они обратились в конструкторское бюро Антонова, которое находится в Киеве. Антонову была предоставлена запись с локаторов, как самолет шел в сторону Шымкента, по какой траектории падал. По расчётам сотрудников КБ, у самолета возникли технические неполадки с одним из двигателей, потом был перезапуск второго двигателя. Но, как заметил Жумасултанов, такой самолет может взлетать и садиться на одном двигателе, и планировать с выключенными двигателями с высоты в тысячу метров более одиннадцати километров.

«В отчете КБ было много оборотов «вероятно», «возможно», «скорее всего». Этот документ не может быть материалом для обвинения, – считает Нурлан Жумасултанов, – К тому же, когда мы делали осмотр, пришли к выводу, что двигатели работали. На них были намотаны линии электропередач, значит они вращались».

По словам председателя экспертной комиссии, анализ фрагментов воздушного судна, проведенный East Wing, может дать новый импульс в расследовании дела. Только вот сочтут ли «обстрелянные» кислородные баллоны доказательством?

Для справки:

16-20 октября 2017 года на Илийском полигоне проходил один из этапов стратегических учений ОДКБ, получивший название «Нерушимое братство-2017». В совместных операциях приняли участие военнослужащие из всех стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности – России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.  

Римма Гахова, Алматы


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Самолет санавиации обстреляли? Другая версия катастрофы под Алматы

Кто обстрелял самолет санитарной авиации под Алматы, выполнявший рейс из Алматы в Шымкент, и виновен в гибели пятерых человек? В суде обсуждают версию обстрела с земли.

16 Сентябрь 2020 09:35 18123

Фото: informburo.kz

Авиакатастрофа Ан-28, в результате которой погибли пять человек, могла произойти по вине военных, которые проводили учебные стрельбы на полигоне «Илийский». С начала сентября эту версию рассматривает Илийский районный суд Алматинская области. Восемь из девяти членов комиссии по расследованию обстоятельств крушения Ан-28 отозвали свои подписи под финальным отчетом. Сейчас они считают, что необходимо дополнительное расследование. Под документом остается одна подпись – эксперт МАК Борис Горюнов свою подпись не отзывал. Inbusiness.kz – о ключевых моментах другой версии авиакатастрофы.

О том, как проводилось расследование

Вечером 3 октября 2017 года самолет малой авиции через 12 минут после взлета пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время выяснилось, что на его борту находились известные врачи. Акушер-гинеколог Талгат Патсаев и врач-реаниматолог Жанибек Артыкбаев летели в Шымкент, чтобы оказать помощь роженице. Вместе с ними погибли двое пилотов и авиатехник.

Всего через сутки после крушения стала обсуждаться версия технической неисправности. Самолет сделал два круга и попытался приземлиться в поле. Экипаж на связь не выходил, не сообщил об аварийной ситуации. При снижении легкий двухмоторный лайнер задел линии электропередачи и загорелся. В то же время блогер Денис Кривошеев, ссылаясь на анонимный источник, сообщил о том, что ранее у этого самолета уже горел двигатель. Разбившийся самолет принадлежал авиаперевозчику East Wing.

Через месяц СМИ облетела новость – черный ящик разбившегося самолета не сохранил никаких данных. Сообщалось, что самописцы Ан-28 были сильно повреждены (позже стали утверждать, что они были просто отключены).

Причину авиакатастрофы пришлось устанавливать по изучению обломков, обследованию тел погибших, заключениям судебно-медицинской экспертизы, данным диспетчера и пр. К расследованию подключились специалисты из Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Расследование затягивалось… Спустя год вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр сообщил журналистам, что совместно с МАК по разбившемуся самолету санавиации проводятся сложные технические экспертизы.

Через три года, после многочисленных экспертиз, дело дошло до суда, но тут же члены экспертной комиссии, отчет которых лег в основу уголовного дела, потребовали дополнительного расследования и отозвали свои подписи.

«Да, отозвали подписи. Что дальше? Не знаю. Я болею, не могу сейчас комментировать», – сказал в телефонном разговоре с корреспондентом inbusiness.kz член комиссии Борис Балмачев.

Другое расследование

На данный момент официальная версия причины падения самолета – нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и ошибка пилотов. На скамье подсудимых – президент авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса (часть 3 статьи 344 и часть 4 статьи 359).

Но дело о крушении лайнера санитарной авиации, возможно, пойдет на новый круг. Экспертная комиссия требует нового расследования обстоятельств падения самолета.

«При расследовании авиационного происшествия версия о внешнем воздействии на воздушное судно Ан-28 бортовой номер UP -A2807 не рассматривалась и была исключена, так как комиссия по расследованию располагала информацией, что учебные стрельбы на полигоне «Илийский» к моменту авиакатастрофы были завершены, однако которая, согласно представленным АО East Wing доказательствам, может оказаться недостоверной», – говорится в коллективном письме восьми членов комиссии на имя министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова.

Эксперт МАК Борис Горюнов свою подпись не отзывал, Борис Балмачев отозвал подпись «с оговоркой» (это написано выше подписи Балмачева. – Прим. ред.).

Обосновывая предложение проверить версию, что самолет был обстрелян, эксперты ссылаются на письмо East Wing, где приведены доказательства, что выводы комиссии могут быть ошибочны, а авиакомпания в свою очередь на заключения трех экспертов: Николая Колесникова, Рахимжана Абдукаримова и Аджимарата Исаева.

Ветеран казахстанской авиации Дмитрий Душимов в разговоре с inbusiness.kz возмутился тем, что отверстия от пуль не могли заметить раньше, что расследование было проведено халатно.

«Надеюсь, что правда восторжествует», – сказал ветеран.

Расследование причин крушения

Согласно заключению специалиста Колесникова, «отсутствие фрагментов стекла в раме правого лобового окна кабины экипажа, излом щетки стеклоочистителя правого окна, отсутствие повреждений на задней ветви рамы правого блистера и следов остаточной деформации на верхнем и нижнем фрагментах рамы лобового окна, локальные размеры излома стойки свидетельствуют о том, что данные повреждения могли образоваться в процессе полета самолета при столкновении с каким-либо объек­том, имеющим незначительные размеры, но имеющим достаточную проч­ность. Указанные повреждения могли послужить причиной излома лобового стекла и его выпадения в кабину пилотов».

Исаев в своем заключении пишет следующее:

«Разрушение баллонов кислородного оборудования кабины произошло в результате внешнего ударно-скользящего воздействия постороннего предмета и последующего взрыва кислорода. (…) На поверхности фрагмента фюзеляжа, расположенного слева за кабиной, имеются два сквозных повреждения круглой формы диаметром 1 см, образованных в результате ударного действия с наружной стороны фюзеляжа предметом, имеющим цилиндрическую либо круглую форму, в направлении снизу-вверх-слева-направо под острым углом около 60 градусов к длине фюзеляжа самолета».

В выводах Абдукаримова говорится, что на момент возгорания воздушного судна пилоты были уже мертвы.

В общем, по новой версии самолет обстреляли с земли автоматно-пулеметной очередью, в результате оставлено шесть сквозных повреждений круглой формы. Самолет во время обстрела летел на высоте 2100 метров.

Inbusiness.kz направил запрос в пресс-службу минобороны Казахстана.

Катерина Клеменкова


Подпишитесь на наш канал Telegram!