/img/tv1.svg
RU KZ
Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

Из 2,5 тысяч придорожных объектов 80% не отвечают требованиям национального стандарта.

16:24 12 Ноябрь 2016 13797

Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

Автор:

Алина Альбекова

Строительство казахстанской части международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» близится к завершению, и в Казахстане, наконец, вспомнили о придорожном сервисе.

Из 2,5 тысяч придорожных объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов, 80% не отвечают требованиям национального стандарта. Об этом буквально на днях на заседании правительства заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

Речь, по-видимому, шла о тех самых стандартах, которые были разработаны компанией «КаздорНИИ» и утверждены в 2014 году, и о которых потом благополучно забыли. Судя по тому, как быстро и хаотично развивался придорожный бизнес в Казахстане, стандартами в стране никто не интересовался, ни сами предприниматели, ни те, кто визировал открытие придорожных точек.

Хотя в документе было четко прописано: «Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами вправе отказать в выдаче согласования на размещение объекта дорожного сервиса, если тот не соответствует требованиям законодательства РК и действующим нормативно-техническим документам. При этом Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами обязан в течение 15 рабочих дней в письменном виде уведомить хозяйствующий субъект о имеющихся нарушениях и предоставить рекомендации по их устранению».

То ли развитие казахстанского туризма и экономические перспективы, связанные с этим, то ли стыд перед интуристами за ужасный сервис заставили государство повернуться лицом к этой сфере, но до конца 2016 года министр по инвестициям и развитию совместно с акиматами намерен провести инвентаризацию всех функционирующих в Казахстане придорожных объектов.

Пойдут ли «негодные» сооружения под снос, пока неизвестно. Во всяком случае, премьер-министр Бакыжан Сагинтаев поручил Женису Касымбеку и акиматам решить вопрос таким образом, чтобы ничего не уничтожалось, не изымалось и бульдозером не сносилось. Он напомнил министру, что эта частная собственность для большинства семей является основным доходом на сегодняшний день. Министр, в свою очередь, обещал внести предложения в правительство о возможности льготного кредитования придорожных объектов для приведения их в надлежащий вид, и совместно с акиматами решить вопросы подведения сетей инженерных коммуникаций к этим объектам.

Так о чем же гласит национальный стандарт?

Согласно этому документу объекты придорожного сервиса делятся на 4 категории: «А», «В», «С» и «D». Каждые 40-50 километров вдоль автомобильной дороги должны размещаться объекты категории «D», куда входят АЗС, благоустроенный туалет и пункты торговли, а через каждые 20-60 километров должны быть объекты категории «C», включающие автостоянки, пункты питания и торговли, а также благоустроенные туалеты. Каждые 80-120 километров вдоль дорог должны располагаться АЗС, мотель, благоустроенный туалет, душевые кабины, пункты торговли, пункты питания, СТО, автомойка, автостоянка, медпункт, и даже место для пикника. Такой придорожный сервис относится к категории «В». Категория «А» включает все тоже самое, только предполагает еще и наличие торгово-развлекательной зоны, и находится на расстоянии 150-240 километров друг от друга. Причем, мотели категории «А» должны быть рассчитаны не менее, чем на 25 номеров, а в категории «В» не менее 10 номеров. Пункты общественного питания категории «А» и «В» должны быть рассчитаны не менее, чем на 40 посадочных мест, в категории «С» не менее 15 посадочных мест. 

«Объекты категории «А» являются многофункциональным комплексом дорожного сервиса, включающим различные виды услуг обслуживания пользователей дорог. Объекты категории «В» предназначены для длительных перерывов на отдых, предлагая широкий спектр услуг объектов дорожного сервиса. Объекты категории «С» и «D» предназначены для кратковременного перерыва на отдых и удовлетворения насущных потребностей пользователей дорог», - говорится в тексте национального стандарта.

При этом, инициативным предпринимателям, владельцам объектов дорожного сервиса категории «А», «В» и «С» не запрещается открывать сувенирные рынки, площадки отдыха, места для стоянки легковых автомобилей с прицепами, или, так называемые, автокемперы, пункты обогрева, игровые площадки для детей, пункты обмена валюты и банкоматы, пункты медпомощи или трассовый медико-спасательный пункт.

Рекомендуемая площадь для придорожного сервиса категории «А» составляет свыше 7 Га, для «В» - от 5 до 7 Га, для «С» - до 3 Га, а для «D» - до 2 Га. Среди множества требований значатся: освещение территории и предусмотренные подходы к объектам, применение знаков сервиса и информационных указателей с названием объекта, видимым даже в темное время суток, размещение у въезда на территорию объекта схемы проезда, стоянки и выезда, обеспечение чистоты туалетов, а в зонах с дефицитом воды допускается использование биотуалетов.

В документе упоминается и о санитарно-гигиеническом состоянии: «На всех объектах придорожного сервиса рекомендуется производить влажную уборку полов не менее двух раз в день и по мере загрязнения. Содержание помещений дорожного сервиса должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенической безопасности, предъявляемым к общественным помещениям».

Более того, стандарты предполагают наличие у придорожных объектов специально обозначенных парковочных мест для автомобиля, управляемого лицом с повышенными потребностями, а также наличие сооружений для доступа в здание и беспрепятственного передвижения внутри здания.

Кто ответит за придорожный сервис?

Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожно-транспортной инфраструктуры, логистики и авиаперевозок» № 363-V от 27 октября 2015 года, полномочиями по развитию дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения наделена компания «КазАвтоЖол», основной функцией которой до этого дня было строительство дороги.

Более того, в законе сказано, что национальный оператор отныне вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законами РК, не только в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также организации платного движения на них, но и для развития объектов дорожного сервиса.

По данным компании, на сегодняшний день уже разработаны и согласованы с местными исполнительными органами схемы перспективного расположения объектов сервиса, а также программа развития дорожного сервиса до 2020 года. Также проводятся переговоры с сетевыми АЗС, пунктами питания, местными и иностранными инвесторами, и другими операторами дорожного сервиса.

«Разработан сетевой контракт по строительству и развитию объектов сервиса, включающий в себя обязательства всех заинтересованных сторон, таких как областные акиматы, Национальная палата предпринимателей, ФРП «Даму» и АО «НК «ҚазАвтоЖол». В текущем году общество планирует подписать сетевые контракты с заинтересованными предпринимателями по пяти областям вдоль международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Это позволит увеличить транзитный потенциал международного коридора, создать новые рабочие места, поднять деловую активность в регионах, оказать всестороннюю поддержку бизнесу для развития объектов сервиса, а также окажет мультипликативный эффект на развитие автодорожной отрасли в целом», говорится на сайте «КазАвтоЖол».

Сколько стоит «дорожный» бизнес?

Фонд «Даму» еще в 2010 году составил бизнес-план на строительство придорожного сервиса, включающего в себя мотель с 4 одноместными, 6 двухместными номерами и 3 двухместными номерами-люкс с душем и туалетом, а также кафе, магазин, автостоянку и шиномонтажную мастерскую. Ввиду того, что наличие санузла в стандартных номерах не было предусмотрено бизнес планом, при мотеле должны были быть организованы платный душ и прачечная, которыми смогут воспользоваться не только постояльцы, но и проезжие пассажиры. Также проектом была предусмотрена охраняемая стоянка, имеющая ограждение и видеонаблюдение, на 12 грузовых автомобилей и 15 легковых. Площадь земельного участка, отводимого под пункт придорожного сервиса, рассчитывалась на 2 тыс. кв. м.

Общие затраты на создание, оборудование и оснащение такого пункта придорожного сервиса составляли на тот период более 33 млн тенге. В том числе были учтены постройка мотеля и кафе, пункта шиномонтажа и автостоянки, оснащение мотеля, оснащение кафе и магазина, оснащение пункта охраны, стоянки и шиномонтажа, коммуникационную инфраструктуру, и даже непредвиденные расходы.

Стоит учесть, что с 2010 года в стране прошло две девальвации, а значит и сумма затрат на открытие придорожного бизнеса увеличилась в два, а то и в три раза.

Алина Альбекова

Аблай Мырзахметов – о состоянии бизнеса и антикризисных мерах

25 Сентябрь 2020 11:19 6688

Глава НПП «Атамекен» выступил на брифинге СЦК.  

По данным спикера, в 80% случаев бизнес соблюдает санитарные нормы, предписанные врачами. На сегодня важно не допустить повторного локдауна, иначе потери экономики будут куда более серьезными.

«Мы будем настаивать, что на 100%-ную остановку нельзя уходить, это приведет к банкротству. Уже запаса прочности ни у кого нет», – говорит он.

Однако в случае еще одного жесткого карантина бизнес прежними мерами поддержки уже не обойдется.

«Простая отсрочка (кредитов) уже не поможет. Считаю, что действенным будет применить опыт США, а также России, где под 0%, максимум 2% выдают кредит бизнесу на год-полтора», – говорит он. В случае если бизнес сохранит 80% штата, ему списываются долги. Но это опять-таки зависит от возможностей бюджета страны, как и повышение социальной выплаты в 42 500 тенге, выплачиваемой казахстанцам, потерявшим доход. По мнению главы НПП, это разовое пособие можно было увеличить с учетом девальвации до 55-60 тысяч тенге.

По данным НПП, более 800 тыс. предпринимателей в первую очередь из сферы услуг пострадали. Пока сказать точно, сколько из них закрылись, нельзя.

«Я уже пример приводил, ресторанам разрешили работать с 17 августа, но при этом с ограничением численности посетителей. Любой хозяин бизнеса понимает, можно ли при такой численности и проходимости окупить свои затраты. Тем не менее он отапливает помещение, держит официантов и поваров, закупает продукты. Понятно, что это накладно, и уже 15% или 20% бизнеса до сих пор не начали  свою деятельность, хотя разрешение уже есть. Поэтому статистику по закрытию бизнеса, я думаю, мы увидим в октябре», – говорит спикер.

По его словам, больше всего доходы упали у кинотеатров.

«Буквально вчера сообщили, что руководство Kinopark рассматривает полную приостановку работы. Сильно пострадали аттракционы и фуд-корты, в целом это 15-20% общепита, которые не в состоянии окупить себя», – говорит  он.

В НПП также обеспокоены ситуацией вокруг частных школ и детсадов.

«Мы  обратились к премьер-министру, чтобы было подушевое финансирование, потому что они сейчас не могут платно оказывать свои услуги из-за ограничений и дежурных классов. Госзаказ там тоже пересчитан. Очень не хотелось бы, чтобы эта сфера перестала существовать», – отметил Аблай Мырзахметов.

Также он ответил и на вопросы по цифровой платформе Qoldau. По словам спикера, она преследовала благую цель – сделать процесс сельхозсубсидирования  прозрачным и легким. Но, к сожалению, реформа была проведена быстро и некачественно. С 2019 года фермеры стали жаловаться на отсутствие Интернета, внедрение платности и несовершенство системы. В НПП предложили сделать эту госуслугу за счет бюджета, освободив мелких фермеров от платы, а также снизить расходы за счет перехода на другие информационные системы госорганов. Поскольку тарифы «Транстелекома», чьими провайдерскими услугами пользуется система, недешевы. Решение по этому вопросу будет найдено до 15 октября.

Также председатель правления Нацпалаты проинформировал, что в период пандемии НПП сократила свои расходы на 20% и после предстоящего съезда 29 октября планирует продолжить оптимизацию затрат.

В настоящее время НПП совместно с бизнес-сообществом участвует в  рабочих группах правительства по реализации поручений президента по следующим среднесрочным мерам: внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, ревизия  Налогового кодекса, снижение доли государства в экономике, создание единого реестра ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с применением единой системы сертификации, увеличение местного содержания, подготовка до конца 2021 года госпрограммы АПК на пять лет и др.

Айгуль Тулекбаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Тимур Кулибаев: меры господдержки нужно направить на восстановление пострадавших секторов бизнеса

22 Сентябрь 2020 14:14 3738

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.  

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.

Во встречах приняли участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана. Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопросы налогообложения и защиты собственного рынка и др.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным», – подчеркнул председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Предприниматели из разных регионов Казахстана озвучили проблемные вопросы, которые препятствуют восстановлению бизнеса.

Директор ТЦ CITY Shopping Center Николай Чабаненко из Актюбинской области:

«На сегодняшний день растет напряженность среди арендаторов торговых домов, так как на 40% сократилось время работы. Растет недовольство, потому как проходит сезон торговли товарами, закупленными и не реализованными весенними товарами. На закуп зимних товаров нет оборотных средств у арендаторов. На сегодняшний день в 135 торговых объектах заняты 8,5 тыс. торгующих. Просим рассмотреть вопрос разрешения работы для объектов торговли».

Также алматинские бизнесмены пожаловались, что отдельные виды бизнеса все еще остаются под запретом, при этом в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в период режима ЧП и карантина не включены столовые в школах, боулинги, компьютерные клубы и др.

ОКЭД указанных видов деятельности не включены в число наиболее пострадавших отраслей экономики (Постановление правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»).

Следовательно, данные отрасли экономики не получили льготы от государства в виде освобождения от налогов и социальных платежей в фонд оплаты труда.

«Предприниматели не могут работать, а значит, выплачивать заработную плату и оплачивать обязательные платежи, в том числе и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. В связи с чем заболевшие сотрудники, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск, не могут получить медицинскую помощь из-за отсутствия платежей в данный фонд во время приостановления деятельности предприятия. Им предлагают оплачивать все медицинские услуги самостоятельно, но у неработающих людей нет на это средств», – отметил генеральный директор ТОО Izo-Market KМ Константин Босиков (Алматы).

С существенными проблемами сталкиваются предприниматели, специализирующиеся на пассажирских перевозках. 

«Перевозчики сегодня испытывают финансовые затруднения. Это связано с тем, что деятельность общественного транспорта тоже была приостановлена актами государственных органов, доходов нет. Предлагаем поддержать возможные меры: внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс для предоставления налоговых льгот в виде освобождения по налогу на транспортные средства», – отметила директор ТОО «Дана-Дель» Бахыткуль Токтыбаева (Жамбылская область).

Предприниматели подчеркивают, что ограничение по количеству посетителей практически остановило деятельность таких объектов общественного питания, как банкетные залы.

«Знаем, что общественное мнение разделилось по вопросу широкого развития услуг по проведению банкетов. Но дело в том, что данная категория предпринимателей на самом деле оказалась в безвыходном финансовом положении. Есть коллективы, обязательства по кредитам. Работать по своему направлению нельзя уже на протяжении полугода, дополнительный кредит на изменение вида деятельности уже не выдадут. Следует ожидать ареста имущества и выставления на продажу. Действующие антикризисные меры для данной категории предпринимателей недостаточны», – отметила руководитель Ассоциации предприятий общественного питания Ляна Турсынова.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» участвуют в разработке и дополнении плана дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях. В данный план включена отсрочка по налогам и социальным платежам для субъектов МСП до конца текущего года, норма по неначислению процентов по отсроченным кредитам субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства за период отсрочки, по освобождению до конца 2020 года субъектов МСП от платы за аренду объектов госимущества и имущества субъектов квазигоссектора.

Вопрос компенсации оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, будет вынесен на очередное заседание госкомиссии по восстановлению экономического роста. Также эксперты НПП «Атамекен» активно участвуют в рабочей группе по разработке условий по субсидированию процентной ставки, озвученной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в рамках послания от 1 сентября 2020 г.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом в мае 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО.  Вопросы, которые озвучил бизнес сегодня, будут решаться в таком же формате. Часть ваших предложений была включена коллегами в план дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, часть после анализа будет включена в ближайшее время», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram!