RU KZ
Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

16:24 12 Ноябрь 2016 15327

Придорожные деньги. Возьми, если сможешь!

Автор:

Алина Альбекова

Из 2,5 тысяч придорожных объектов 80% не отвечают требованиям национального стандарта.

Строительство казахстанской части международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» близится к завершению, и в Казахстане, наконец, вспомнили о придорожном сервисе.

Из 2,5 тысяч придорожных объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов, 80% не отвечают требованиям национального стандарта. Об этом буквально на днях на заседании правительства заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

Речь, по-видимому, шла о тех самых стандартах, которые были разработаны компанией «КаздорНИИ» и утверждены в 2014 году, и о которых потом благополучно забыли. Судя по тому, как быстро и хаотично развивался придорожный бизнес в Казахстане, стандартами в стране никто не интересовался, ни сами предприниматели, ни те, кто визировал открытие придорожных точек.

Хотя в документе было четко прописано: «Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами вправе отказать в выдаче согласования на размещение объекта дорожного сервиса, если тот не соответствует требованиям законодательства РК и действующим нормативно-техническим документам. При этом Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами обязан в течение 15 рабочих дней в письменном виде уведомить хозяйствующий субъект о имеющихся нарушениях и предоставить рекомендации по их устранению».

То ли развитие казахстанского туризма и экономические перспективы, связанные с этим, то ли стыд перед интуристами за ужасный сервис заставили государство повернуться лицом к этой сфере, но до конца 2016 года министр по инвестициям и развитию совместно с акиматами намерен провести инвентаризацию всех функционирующих в Казахстане придорожных объектов.

Пойдут ли «негодные» сооружения под снос, пока неизвестно. Во всяком случае, премьер-министр Бакыжан Сагинтаев поручил Женису Касымбеку и акиматам решить вопрос таким образом, чтобы ничего не уничтожалось, не изымалось и бульдозером не сносилось. Он напомнил министру, что эта частная собственность для большинства семей является основным доходом на сегодняшний день. Министр, в свою очередь, обещал внести предложения в правительство о возможности льготного кредитования придорожных объектов для приведения их в надлежащий вид, и совместно с акиматами решить вопросы подведения сетей инженерных коммуникаций к этим объектам.

Так о чем же гласит национальный стандарт?

Согласно этому документу объекты придорожного сервиса делятся на 4 категории: «А», «В», «С» и «D». Каждые 40-50 километров вдоль автомобильной дороги должны размещаться объекты категории «D», куда входят АЗС, благоустроенный туалет и пункты торговли, а через каждые 20-60 километров должны быть объекты категории «C», включающие автостоянки, пункты питания и торговли, а также благоустроенные туалеты. Каждые 80-120 километров вдоль дорог должны располагаться АЗС, мотель, благоустроенный туалет, душевые кабины, пункты торговли, пункты питания, СТО, автомойка, автостоянка, медпункт, и даже место для пикника. Такой придорожный сервис относится к категории «В». Категория «А» включает все тоже самое, только предполагает еще и наличие торгово-развлекательной зоны, и находится на расстоянии 150-240 километров друг от друга. Причем, мотели категории «А» должны быть рассчитаны не менее, чем на 25 номеров, а в категории «В» не менее 10 номеров. Пункты общественного питания категории «А» и «В» должны быть рассчитаны не менее, чем на 40 посадочных мест, в категории «С» не менее 15 посадочных мест. 

«Объекты категории «А» являются многофункциональным комплексом дорожного сервиса, включающим различные виды услуг обслуживания пользователей дорог. Объекты категории «В» предназначены для длительных перерывов на отдых, предлагая широкий спектр услуг объектов дорожного сервиса. Объекты категории «С» и «D» предназначены для кратковременного перерыва на отдых и удовлетворения насущных потребностей пользователей дорог», - говорится в тексте национального стандарта.

При этом, инициативным предпринимателям, владельцам объектов дорожного сервиса категории «А», «В» и «С» не запрещается открывать сувенирные рынки, площадки отдыха, места для стоянки легковых автомобилей с прицепами, или, так называемые, автокемперы, пункты обогрева, игровые площадки для детей, пункты обмена валюты и банкоматы, пункты медпомощи или трассовый медико-спасательный пункт.

Рекомендуемая площадь для придорожного сервиса категории «А» составляет свыше 7 Га, для «В» - от 5 до 7 Га, для «С» - до 3 Га, а для «D» - до 2 Га. Среди множества требований значатся: освещение территории и предусмотренные подходы к объектам, применение знаков сервиса и информационных указателей с названием объекта, видимым даже в темное время суток, размещение у въезда на территорию объекта схемы проезда, стоянки и выезда, обеспечение чистоты туалетов, а в зонах с дефицитом воды допускается использование биотуалетов.

В документе упоминается и о санитарно-гигиеническом состоянии: «На всех объектах придорожного сервиса рекомендуется производить влажную уборку полов не менее двух раз в день и по мере загрязнения. Содержание помещений дорожного сервиса должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенической безопасности, предъявляемым к общественным помещениям».

Более того, стандарты предполагают наличие у придорожных объектов специально обозначенных парковочных мест для автомобиля, управляемого лицом с повышенными потребностями, а также наличие сооружений для доступа в здание и беспрепятственного передвижения внутри здания.

Кто ответит за придорожный сервис?

Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожно-транспортной инфраструктуры, логистики и авиаперевозок» № 363-V от 27 октября 2015 года, полномочиями по развитию дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения наделена компания «КазАвтоЖол», основной функцией которой до этого дня было строительство дороги.

Более того, в законе сказано, что национальный оператор отныне вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законами РК, не только в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также организации платного движения на них, но и для развития объектов дорожного сервиса.

По данным компании, на сегодняшний день уже разработаны и согласованы с местными исполнительными органами схемы перспективного расположения объектов сервиса, а также программа развития дорожного сервиса до 2020 года. Также проводятся переговоры с сетевыми АЗС, пунктами питания, местными и иностранными инвесторами, и другими операторами дорожного сервиса.

«Разработан сетевой контракт по строительству и развитию объектов сервиса, включающий в себя обязательства всех заинтересованных сторон, таких как областные акиматы, Национальная палата предпринимателей, ФРП «Даму» и АО «НК «ҚазАвтоЖол». В текущем году общество планирует подписать сетевые контракты с заинтересованными предпринимателями по пяти областям вдоль международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Это позволит увеличить транзитный потенциал международного коридора, создать новые рабочие места, поднять деловую активность в регионах, оказать всестороннюю поддержку бизнесу для развития объектов сервиса, а также окажет мультипликативный эффект на развитие автодорожной отрасли в целом», говорится на сайте «КазАвтоЖол».

Сколько стоит «дорожный» бизнес?

Фонд «Даму» еще в 2010 году составил бизнес-план на строительство придорожного сервиса, включающего в себя мотель с 4 одноместными, 6 двухместными номерами и 3 двухместными номерами-люкс с душем и туалетом, а также кафе, магазин, автостоянку и шиномонтажную мастерскую. Ввиду того, что наличие санузла в стандартных номерах не было предусмотрено бизнес планом, при мотеле должны были быть организованы платный душ и прачечная, которыми смогут воспользоваться не только постояльцы, но и проезжие пассажиры. Также проектом была предусмотрена охраняемая стоянка, имеющая ограждение и видеонаблюдение, на 12 грузовых автомобилей и 15 легковых. Площадь земельного участка, отводимого под пункт придорожного сервиса, рассчитывалась на 2 тыс. кв. м.

Общие затраты на создание, оборудование и оснащение такого пункта придорожного сервиса составляли на тот период более 33 млн тенге. В том числе были учтены постройка мотеля и кафе, пункта шиномонтажа и автостоянки, оснащение мотеля, оснащение кафе и магазина, оснащение пункта охраны, стоянки и шиномонтажа, коммуникационную инфраструктуру, и даже непредвиденные расходы.

Стоит учесть, что с 2010 года в стране прошло две девальвации, а значит и сумма затрат на открытие придорожного бизнеса увеличилась в два, а то и в три раза.

Алина Альбекова