RU KZ
Придорожные туалеты отпугивают туристов

Придорожные туалеты отпугивают туристов

21:19 06 Сентябрь 2016 2996

Придорожные туалеты отпугивают туристов

Автор:

Жанар Сердалина

Фото: Жанар Сердалина

В эксклюзивном интервью порталу abctv.kz директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова рассказала о программе-минимум, необходимой, по ее мнению,  для развития в Казахстане внутреннего и въездного туризма.  

- Рашида Рашидовна, в преддверии Экспо-2017 постоянно говорится о стремлении Казахстана принять как можно больше иностранных туристов. По-вашему мнению, мы готовы к этому?

- Мы уже их принимаем. Но мы принимаем мизерное количество, потому что мы до сих пор никак не расставим приоритеты.

- Какие из них вы назовете в первую очередь?

- Развитие внутреннего въездного туризма должно стать национальной идеей. Во-вторых, туризм – это такой межотраслевой вид экономической деятельности, успех которого зависит не только от хорошей гостиницы и хорошо разработанного турмаршрута. Это зависит от очень многих компонентов – это виза, регистрация, транспортная логистика, трансферы, то есть такси, общественный транспорт. Это целый комплекс проблем и вопросов, которые затрагивают очень большое количество ведомств и секторов экономики.

- По-вашему, где больше всего хромает ситуация?

- Как раз здесь мы и хромаем. Недавно я читала материалы совещания по вопросам развития внутреннего и въездного туризма в России, которое проводил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Вот хороший пример того, как правительство в первую очередь этим должно заниматься, естественно, вкупе с бизнесом.

Говорить о развитии внутреннего и въездного туризма можно очень много. Но сегодня  нужны практические шаги. Нужен некий координационный совет, возглавлять который должно или премьер-министр, или вице-премьер, дабы влиять на все министерства и ведомства. Следующий момент, на мой взгляд, очень важный - рынок сегодня нуждается в государственной поддержке. Бизнес не просит денег, бизнес просит преференции, закрепленные в законодательном порядке. Вот посмотрите – завершается строительство автокоридора Западная Европа-Западный Китай. Великолепная дорога. Но если вы поедете из Алматы в Тараз, в один из самых богатейших городов Казахстана в плане археологии, истории, культуры, то вы увидите реальную реализацию придорожной инфраструктуры. Через каждые пятьсот метров поставлены туалеты и все. Забросили все. Никто их не убирает. Они завалены мусором. Это наше лицо. В туризме мелочей нет. И когда вот этот некий координационный совет по туризму будет разговаривать с акимами и акиматами, где будут подниматься эти самые мелкие вопросы, которые имеют большое значение для туризма, только тогда, возможно, мы к чему-то придем. Нужны налоговые коридоры. Предпринимателям, которые хотят просто построить туристскую инфраструктуру, нужно бесплатно предоставлять землю. Нужны дороги ко всем нашим туристским объектам. У нас отвратительные дороги! С учетом огромных размеров нашей страны нужна легкая авиация, например, вертолеты, которые перевозили бы по воздуху иностранных туристов.

- Для реализации хотя бы половины всего вами сказанного потребуются не только инвестиции из бюджета, но и время. Как вы считаете, сколько времени в Казахстане уйдет для создания нормальной системы развития въездного и внутреннего туризма?

- Наша отрасль – не из тех, где можно сказать, что мы все быстро сделаем. Это отрасль, которая все время находится в развитии. Современные тренды, течения, явления, спрос, регионы, которые становятся очень привлекательными - это очень гибкие процессы. Потребитель тоже все время меняется, как и его предпочтения, поэтому сказать, что мы можем сделать это за пять лет – я не могу. Нам нужно развиваться, но при этом нужны конкретные шаги. Помимо этого, требуется и инфраструктура. Мы всё стремимся к глобальным проектам, мы хотим там санаторий построить, тут курорт мирового значения открыть. Сегодня нужно просто попытаться продавать то, что мы имеем. А мы имеем экологический туризм – это основной турпродукт Казахстана.

- Да, в Казахстане есть красивейшие места. Например, Боровое. Однако ситуация там такова, что из-за бесконтрольных огромных потоков туристов наносится ущерб природе. Просто очень тревожно за будущее этого уникального края.

- Абсолютно согласна с вами. Всевышний подарил нам уникальное место, где хвойные леса, где разбросаны озера. И, конечно, первая задача -  сохранить и развивать цивильный туристский бизнес. То же самое касается  Алаколя - уникальное озеро, но его берега застраиваются абы как. Нужны были генеральные планы застройки этих озер. Озеро Балхаш тоже уникальное - и как место отдыха, и как рекреация. И оно тоже может привлекать туристов, потому что половина озера состоит из соленой воды, половина - из пресной. Слава богу, на Балхаше началось какое-то движение по застройке инфраструктуры. И там же чуть ли не из аэродромных плит построены избушки. Потому что нет элементарного генплана застройки курортной зоны, конкретных требований к предпринимателю – что ты это можешь строить,  а вот это – нет.

Мне бы не хотелось, чтобы из нашего разговора сложилось впечатление, что я хочу все переложить на плечи государства. Понятно, что это требует совместной работы правительства и бизнеса. Но казахстанский туризм, который работает на прием и по внутреннему туризму – это очень маленький бизнес, у которого нет финансовых средств. Въездной туризм был освобожден от НДС, то есть это только мой НДС, со своей прибыли  я имела права не платить государству, но все равно мы платили НДС за гостиницы, за транспорт, мы платили за питание. А сейчас в министерстве финансов ставят вопрос о том, чтобы снять эту льготу, когда весь мир для того, чтобы развить свой собственный въездной туризм, наоборот, дает льготы.       

Жанар Сердалина