Сегодня в Шымкенте судья Абсаттар Шахидинов несколько часов зачитывал приговор 38 подсудимым по знаменитому делу РЭО. 25 человек на скамье подсудимых – полицейские, все обвинялись во взяточничестве, подделке документов, участии в организованной преступной группе, легализации нечестно добытых средств – всего восемь статей уголовного кодекса. Уголовное дело состояло из 1534 томов.
За решеткой останутся 15 человек, 23 вышли из зала суда с минимальным сроками наказания. Максимальный срок – 11 лет лишения свободы – получил бывший начальник РЭО Артыкбек Жаппаров. Он и его подчиненные, кроме этого, лишены всех воинских званий.
"Жаппаров, как руководитель отдела, в его отделе производилась незаконная регистрация автосредств, выдача водительских удостоверений. В течение длительного срока – с 2012 по 2016 год. Хотя Жаппаров был назначен на эту должность 17 мая 2014 года, но до этого он работал начальником Управления дорожной полиции. Суд пришел к выводу, хотя Жаппаров и не давал непосредственно указание незаконно регистрировать, выдавать удостоверения, но сам факт организации им дачи взятки сотрудникам Антикоррупционной службы, и неоднократно, и в суде было установлено по телефонным записям, что они тесно взаимодействовали. Суд пришел к такому выводу, что Жаппаров непосредственно принимал участие в группе, а руководители межрайонных отделений, они сами тоже производили незаконные регистрации автотранспорта, выдавали удостоверения", – рассказал журналистам судья СМУС Абсаттар Шахидинов.
Судья также объяснил схему, по которой полицейские легализовали незаконно ввезенные в Казахстан автомобили. Оказалось, купленные за границей автомобили разбирали и ввозили в страну как запчасти, затем с помощью полицейских превращая их в авто с документами.
"Неустановленные и установленные лица доставляли запасные части в основном из Литовской республики. Закупали автомобиль грузовой, и там же разбирали, есть специальные места, оплачивали 100-200 евро, и люди разбирают. Потом ж.-д. транспортом или автомобильным отправляли эти запчасти в Казахстан и оформляли груз как запчасти. Потом груз прибывает в Шымкент, проходит таможенную очистку, и через время они производят сборку этих средств. Что делать – документов нету? Поэтому они по всему Казахстану ищут техпаспорта для машин именно этой марки. Обращаются к известным и неизвестным лицам – посредникам. Через время на привезенный автотранспорт оформляется документ по техпаспорту, купленному где-то. Указывается, что в связи с заменой рамы или шасси выдается новый техпаспорт. Таким образом, данный автомобиль приобретает легальный характер. А на самом деле техпаспорта эти от автомашин, вывезенных за пределы, в Афганистан, в Эмираты проданы. Есть такие, которые вообще пришли в негодность от пожара, ДТП и так далее. Но техпаспорта находились в свободном обращении, цены разные – и три тысячи долларов, две тысячи долларов", – отметил судья.
Следствие предоставило суду только четыре эпизода: один – регистрация машины за 1 млн 050 тысяч тенге, и четыре эпизода незаконной выдачи водительских удостоверений, их стоимость варьируется от 12 тыс. до 41 тыс. тенге.
Процесс шел более года, более трех месяцев писался приговор, который уже признан адвокатами беспрецедентным.
"В принципе, на грани справедливости. Максимальный срок – 11 лет – Жаппарову, по 10 лет пятерым, одному – восемь лет. Остальным – от четырех до шести лет лишения свободы. 23 человека освобождены с применением наказания в виде ограничения свободы. Все подсудимые оправданы в части участия в преступной организации, семерым оставили организованную группу. Во-первых, дел по преступной организации у нас в республике практически не было – это первое дело. Это дело было очень ажиотажное, общественность знала про него. Оно стояло на особом контроле Генеральной прокуратуры и Агентства по противодействию коррупции. С учетом этого было мнение, что суд не решится на такие кардинальные приговоры", – поделился представитель защиты Сапар Амиртаев.
При этом адвокат отметил, что, учитывая, что с большинства было снято обвинение по 262-й статье "Создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в них, совершенные лицом с использованием своего служебного положения", из-за которой, как ранее объясняли следователи Генпрокуратуры, подозреваемые и находились под арестом, они могут подать гражданский иск за незаконный арест и незаконное обвинение уже на прокуроров.
Согласно приговору, было отказано в удовлетворении иска Департамента госдоходов, а это 2,7 млрд тенге, так как дело было приостановлено за отсутствием установленных лиц, совершивших экономическую контрабанду, пояснил судья.
Из-за огромного количества фигурантов дело рассматривалось более года, процесс проходил в открытом режиме, однако подсудимые настояли на запрете съемки. В ходе предварительного слушания защитники подали ходатайства о нарушениях в ходе следствия, многие из которых в итоге были судом учтены.
14 июля 2016 года аресты прошли во всех отделениях РЭО Шымкента и тогда еще Южно-Казахстанской области. Задержали 15 офицеров Управления административной полиции, казалось, что это были все, кто связан с выдачей водительских удостоверений и автомобильных номеров. Большую спецоперацию провели столичные силовики под руководством сотрудников Национального бюро по противодействию коррупции. Очевидцы облавы рассказывали, что деньги выбрасывали прямо из окон, а один из полицейских чинов заперся в кабинете и стал сжигать компрометирующие его документы и дензнаки. Чтобы вскрыть дверь, прибегли к помощи сотрудников ЧС. Тогда же шесть офицеров попытались вручить взятку сотрудникам антикоррупционного ведомства за общее покровительство. Отсюда появилась статья "Дача взятки". Позже число арестованных стало расти, а в антикоррупционном ведомстве сообщили, что в ходе обысков, проведенных по месту жительства обвиняемых в коррупции офицеров, нашли печати и государственные регистрационные номерные знаки РЭО ДВД Алматинской, Кызылординской, Жамбылской, Мангистауской областей и даже Российской Федерации. Выявили факты незаконной выдачи водительских удостоверений на право вождения автомобиля без фактического прохождения тестирования на знание правил дорожного движения. Еще в начале следствия начальника областного РЭО Артыкбека Жаппарова обвинили в организации и руководстве преступной группой.
Мира Бахытова, Шымкент