Возвратом к государственной монополии, разделением рынка экспертизы и лоббированием заинтересованных лиц называют участники Палаты экспертных организаций проект приказа МИИР, которым сокращается объем экспертных работ, осуществляемый частными экспертными организациями, более чем в два раза (на 56%), сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Горячо обсуждали данный документ сегодня в НПП "Атамекен" представители заинтересованных госорганов, экспертных организаций с регионов страны.
Проект приказа, который вынесен на обсуждение, переводит в технически сложные проекты, а следовательно, под монопольную юрисдикцию государственной экспертной организации, РГП "Госэкспертиза", даже склады и овощехранилища и практически все жилищное строительство – дома свыше трех этажей.
В итоге в распоряжении частной экспертизы остаются мелкие объекты, объемы работ снижаются и люди рискуют остаться без работы.
Напомним, что в 2014 году государство призвало экспертов создавать институт негосударственной экспертизы, чтобы реформировать и повысить эффективность сферы экспертизы проектов строительства в соответствии с практикой развитых стран. Тогда специалисты взяли кредиты, купили офисы, программное обеспечение, привлекли профессионалов.
Сейчас, как утверждают в Палате экспертных организаций, происходит обратная ситуация. Вопреки поручениям президента страны по демонополизации строительной отрасли все идет к монополизации экспертной деятельности и фактической ликвидации института негосударственной экспертизы.
Если это произойдет, без работы останутся более 2 тысяч человек – экспертов и сопутствующих работе специалистов.
"Уполномоченный орган берет на себя полномочия по отмене государственных программ, осуществляемых руководством страны с 2015 года в направлении разгосударствления экономики, и фактически ставит под сомнение работу целой отрасли, которая создавалась в течение 8 предыдущих лет", – говорит Бирлик Ережепов, председатель правления Палаты экспертных организаций.
По его словам, комитет строительства МИИР самоустранился от регулирования рынка экспертизы строительных проектов, не решает существующие проблемы и не дает полномочий Палате экспертных организаций, как профессиональному объединению строительных экспертов, навести порядок в отрасли через институт саморегулирования.
Отмечено, что действующий электронный формат получения аттестатов и аккредитаций экспертов сделал систему аттестации экспертных организаций формальной.
В такой системе нет контакта с получателем лицензии или аккредитации. Невозможно установить действительный квалификационный уровень претендента: работал специалист или только числился в экспертной организации, добавил Ережепов.
По мнению представителей экспертных организаций, сегодня учредителем организации, осуществляющей экспертизу строительных проектов, может стать любой гражданин, не имеющий никакого понятия об экспертной деятельности. К примеру, пенсионер, врач, учитель, безработный может за час зарегистрировать фирму по экспертизе строительных проектов.
Более того, нет ограничений по количеству аттестатов, получаемых одним экспертом. Так, легкость прохождения аттестации привела к тому, что некоторые эксперты имеют по 5-7 аттестатов: по архитектуре, конструкциям, водоснабжению и канализации, отоплению, сметным работам и так далее.
"Палата экспертных организаций своими письмами неоднократно обращала внимание компетентных органов, что количество выдаваемых квалификационных сертификатов на экспертизу не может быть больше двух, и то по смежным специальностям: отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, электричество и слаботочные сети. Наличие более двух квалификаций превращает процесс экспертизы в фарс", – говорит Ережепов.
Также он утверждает, что отсутствует полноценный государственный контроль за экспертными организациями.
Государство практически не контролирует деятельность экспертных организаций, потому что в существующей законодательной базе у него таких полномочий нет. Нет права полноценно осуществлять контрольные функции рынка экспертизы строительных проектов на базе саморегулирования и у Палаты экспертных организаций.
Падение производства строителей на 10%, связанное с удорожанием стройматериалов и другими негативными факторами, в прошлом году и плюс этот приказ создаст еще большую сложность для строительного сектора, говорят региональные представители.
"Наше сообщество строителей было возмущено этим приказом, поскольку перед строительным сезоном закладывается такая бомба, которая может вызвать эффект узкого горлышка. Получается, все экспертные проекты должны пройти экспертизу в Госэкспертизе. Соответственно, это будет наплыв и повлечет за собой задержку выхода проектов, затем это отразится на сроках ввода. Цепочка пойдет дальше – остановятся объекты, производство и предполагаю, что масса людей останутся на улице. В масштабах страны это отразится на ВВП, так как строительство является драйвером экономики", – говорит Касымхан Сакимов, региональный представитель Палаты экспертных организаций по Костанайской области.
Между тем МИИР апеллирует свое решение тем, что крайне плохо проводятся экспертизы, например, когда заключение выдается буквально за 2-3 дня. Хотя в самой Госэкспертизе, по мнению представителей экспертных организаций, есть перерасход больших средств, когда рушатся объекты.
"Наши специалисты ничем не отличаются от специалистов Госэкспертизы. Просто в обществе есть мнение, что это неподражаемый авторитет, а частная экспертиза, наоборот, вызывает недоверие. Однако наши специалисты решают вопросы оперативно в то время как с Госэкспертизой не решишь быстро. Все строители, когда узнали, что им грозит госмонополия, и имея многострадальный опыт общения с ними, были, мягко говоря, шокированы этим", – отмечает Сакимов.
О причинах принятого решения рассказал Бакытжан Жунисбеков, заместитель председателя комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР РК:
"В первую очередь, причины заключаются в ответственности тех исполнителей, которые задействованы в данных работах. Это проектирование, экспертиза проектов, строительство. В соответствии с этим порядком распределяется и уровень трех категорий лицензий, который предусмотрен и в проектировании, и в строительстве".
По его словам, редакция приказа 2015 года предусматривала те поправки по перечню технически несложных объектов, которые сейчас предлагаются. Но эта новая редакция немного шире. Это увеличение требований по квалификации, по опыту, наличию техники и трудовых ресурсов как для проектировщиков, так и для строителей.
"В первую очередь, проект направлен на то, чтобы те объекты, которые перейдут в разряд технически сложных, их работы по этим объектам выполнялись уже опытными работниками. Когда, как на сегодняшний день, третью категорию можно получить вообще без опыта работы при наличии материальных и трудовых ресурсов. На данный момент действуют 70 тыс. лицензий, по факту же работают втрое меньше, остальные бездействуют", – подчеркнул Жунисбеков.
Основными нарушениями среди частных экспертных организаций он назвал проведение в кратчайшие сроки экспертизы, некомплектность проектно-сметной документации, которая зашла на экспертизу, но получила положительное заключение, отсутствие анализа проекта и другое. Вся эта система будет пересматриваться с внедрением сертификации, заверил представитель МИИР.
Госэкспертиза сейчас построила свою работу полностью на цифровой платформе. Весь алгоритм, начиная с получения заявки на проведение экспертизы проекта, кончая выдачей по заключению проекта, оцифрован. После внедрения всех этих изменений государство начнет набирать экспертов, так как имеющиеся эксперты не смогут справиться с объемом работы. При этом стоимость экспертизы никак не поменяется, резюмировал замглавы комитета строительства и ЖКХ МИИР РК.
Читайте по теме:
Распределение земельных участков в Астане проходит непрозрачно – МИИР РК
У каких застройщиков могут возникнуть финансовые проблемы
В Казахстане стали мало строить жилье, квартир на всех не хватает