DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Приватизация уперлась в «длинный» cash

Приватизация уперлась в «длинный» cash

Разгосударствление экономики требует квазигосударственного финансирования.

08 Декабрь 2016 16:28 9652

Приватизация уперлась в «длинный» cash

Автор:

Арман Джакуб

Фото: palata.kz

На ход приватизации государственных и квазигосударственных активов наибольшее влияние оказывает дефицит долгосрочного финансирования. Соответствующее мнение в ходе расширенного заседания Президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП) с участием премьер-министра озвучил председатель объединения, Тимур Кулибаев.

«Хотя поручение главы государства есть, процесс [приватизации] еще обороты не набрал. (…) Когда мы говорим о приватизации, самый большой стопор - это финансирование приватизации. Понятно, что требуется участие банков, но в банках нет длинной ликвидности. Это раз. Второе – ставка рефинансирования очень высокая. Соответственно не приватизация, ни долгосрочные контракты, ни инвестиционная деятельность в таких условиях невозможна», - подчеркнул председатель Президиума НПП.

Его слова стали продолжением доклада зампредседателя правления НПП Нуржана Альтаева, который в своем докладе подвел основные итоги деятельности объединения за 2016 год и озвучившего планы на следующий год.

«Сейчас по итогам [текущего года] все еще более 50% ВВП по размерам - активы квазигосударственного сектора. Это оценка международных институтов. К сожалению, доля государства уменьшилась лишь на 0,3% ВВП», - подчеркнул г-н Альтаев. При этом президентом Казахстана перед правительством поставлен план к 2020 году снизить долю участия государства в экономике до 15%.

По мнению Тимура Кулибаева, внутри страны есть «на сегодня один источник длинных денег – АО НУХ «Байтерек», обратившись к присутствовавшему премьер-министру РК Бахытжану Сагинтаеву с просьбой организовать встречу по этому вопросу с участием всех заинтересованных сторон.

«Фонд [в данный момент] по понятным причинам больше ориентируется на квазигосударственный сектор. И у частного сектора доступа к длинным ресурсам сегодня нет», - констатировал он.

В НПП также озвучили ряд других мер в части форсирования процесса приватизации в стране. В частности, предложено проработать «унифицированный посекторальный подход, включающий четкие критерии разгосударствления». Другим вектором должно стать пересмотр и сокращение видов деятельности госпредприятий. Важным драйвером должны стать также упрощение процедуры в рамках проектов ГЧП, а также дальнейшая проработка практики долгосрочных контрактов и заказов.

По словам Нуржана Альтаева, созданные в регионах комиссии по обеспечению казахстанского содержания способствовали заключению договоров на сумму 261 млрд тенге в рамках госзакупа, а также договоров закупок на 993 млрд тенге в квазигосударственном секторе.

«Внедрен механизм предварительного обсуждения проектов и тендерной документации в целях осуществления прозрачности. Внедрен институт независимых отраслевых экспертов, которые будут участвовать при разработке проектов тендерной документации по 8-ми секторам экономики. Пищевая, торговля, машиностроение, обрабатывающие и другие отрасли. За период совместной работы НПП и ФНБ «Самрук-Казына» с 1 августа 2014 по 1 декабря 2016 при содействии НПП заключено более 1000 долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями на сумму 500 млрд тенге», - добавил зампредправления НПП.

Как отметил в свою очередь Тимур Кулибаев, закупки квазигоссектора «в общем-то регулируются [только] внутренними правилами, и никакой законодательной основы нет». При этом объемы закупок квазигосударственного сектора в 1,5 раза превышают государственные закупки, акцентировал глава Президиума НПП.

«У нас очень хорошие примеры есть по локализации производства за счет долгосрочных контрактов. Я думаю, что этот опыт нам необходимо закреплять. Все наши предприятия крутятся вокруг государственного и квазигосударственного секторов. Бахытжан Абдирович [Сагинтаев, премьер-министр] ваше поручение было. Аскар Узакбаевич [Мамин, первый вице-премьер] несколько совещаний провел. По госзакупкам мы выйдем с предложением с учетом изменений в законодательстве, чтобы повысить ответственность работников квазигоссектора. Предложения по корпоративным процедурам, чтобы у правительства и бизнес сообщества было ясное понимание как нам проводить вопросы по закупкам», - подытожил Тимур Кулибаев.

Арман Джакуб

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

В палате прокомментировали создание реестра предприятий.

27 Апрель 2020 19:49 2200

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

Минэкономики должно внести ясность с черновым вариантом перечня системообразующих предприятий, ранее распространявшегося в социальных сетях. Об этом сегодня в ходе прямого эфира на телеканале ATAMEKEN BUSINES сказал председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. По его мнению, министерству необходимо разобраться и экспертам, готовившим из своих рабочих материалов черновой вариант, следует дать пояснения. В том числе объяснить, что это рабочий вариант, а не конечный документ, сказал глава НПП.
В тоже время он отметил, что системообразующие крупные предприятия есть и нельзя отрицать их роль, они формируют до 80% бюджета, налоговых отчислений и обеспечивают около 600 тысяч рабочих мест. Поэтому к ним также должны быть применены определенные антикризисные меры. Но, при этом, подчеркнул Аблай Мырзахметов, необходимо определить критерии и принципы отбора предприятий, чтобы это не вызывало недовольства и вопросов.
Напомним, сегодня минэкономики распространило сообщение, в котором говорится, что совместно с профильными комитетами НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциациями продолжается работа по формированию реестра. В частности, после детального обсуждения с бизнес-сообществом и отраслевыми министерствами будет сформирован предварительный реестр и внесен на утверждение госкомиссии по модернизации экономики.
Саян Абаев

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Почему внедрение наилучших доступных техник в деятельность промышленных предприятий может стать невыгодным для казахстанского бизнеса, обсудили в ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

04 Декабрь 2019 19:07 3944

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Критическими в новой редакции Экологического кодекса станут вопросы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и меры экономического стимулирования, сообщает atameken.kz

«Мы неоднократно поднимали данные вопросы, потому как затраты на внедрение НДТ, прописанных в проекте кодекса, напрямую касаются нефтяного, горно-металлургического и энергетического секторов, что приведет к дополнительным затратам, которые никак не учтены экономическим блоком Правительства в редакции проекта кодекса», – отметил исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов.

При разработке нового кодекса министерством не были проведены расчеты по экономическому эффекту после внедрения НДТ. Кроме того, Правительство предложило исключить действующие меры стимулирования и льготы для недропользователей, что приведет к дополнительным затратам и поставит бизнес в сложное положение.

Ассоциации получили перечень преференций, которые планируется отменить. Список включает корректировки совокупного дохода, вычетов, уменьшение налогооблагаемого дохода, отмену нулевой ставки НДС, поддержку внедрения НДПИ.

«Наиболее важная налоговая льгота – отмена льготных ставок по НДПИ при поставке или передаче нефти на внутренний рынок. Мы совместно с компаниями, не работающими в рамках соглашения о разделе продукции, провели расчеты. В среднем отмена льгот по поставке нефти приведет к увеличению сумм по оплате НДПИ на 10%. Также данная поправка увеличит стоимость нефтепродуктов в среднем на восемь тенге за литр», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации KAZENERGY Нурлан Джанекенов.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт подчеркнул, что Нацпалата обратилась на имя первого заместителя Премьер-министра РК Алихана Смаилова о необходимости включения в проект кодекса стимулирующих мер для внедрения НДТ, которые также не были учтены.

«Вопрос серьезный. Никто не посчитал, как данные меры скажутся на экономике, наши предложения и замечания рассмотрели и не учли. Полагаю, что необходимо ассоциации совместно с коллегами из горно-металлургического сектора и энергетиками подготовить свои позиции и рассказать о проблемах председателю правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Ахметжану Есимову», – подчеркнул председатель комитета Данияр Абулгазин.

Также в ходе совещания Рустем Кабжанов остановился на текущих проблемах реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ) посредством электронных торговых площадок. В настоящее время доля СНГ, реализуемая на электронных площадках, увеличилась до 15%. Однако 85% газа заводы пока вынуждены продавать по регулируемой Министерством энергетики цене.

Отметим, что с 1 марта 2020 года долю СНГ, реализуемого на ЭТП, планируется увеличить до 25%.

«Конечная цель реформы – формирование общего оптового рынка страны, где будет рыночно сбалансированная цепочка ценообразования, способствующая расширению не только внутреннего потребления СНГ, но и росту инвестиционной возможности производителей. Пока же заводы остаются в минусе, прибыль уходит не недропользователю, а перекупщику. Сегодня на рынке порядка 300 компаний занимаются СНГ. Как правило, это небольшие предприятия занимающиеся перепродажей газа и имеющие небольшой капитал», – рассказал Рустем Кабжанов.

Текущий порядок торговли в рамках региональных площадок показывает, что внутри страны ценовые индексы достигают разницы в 60%. В качестве решения KAZENERGY предлагает параллельно с увеличением доли электронной торговли подготовить план и механизм объединения региональных рынков для выравнивания диспропорции цен. Также на временной основе создать институт гарантирующих поставщиков для самостоятельных АГЗС и устранить законодательную коллизию между требованиями и возможностью проверки в отношении электронных площадок.

«Необходимо включить в них опцию в отношении графика и порядка проведения мониторинга двойного встречного аукциона в режиме реального времени, чтобы избежать ценовых сговоров. К сожалению, сейчас в связи с юридическими коллизиями есть возможность по сговору. Об этом ассоциация говорила, хотим эти моменты исключить», – сказал спикер.

В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев отметил, что не первый год предлагает отпустить цены для заводов.

«Вместо этого поставьте предельную стоимость, чтобы не росла цена на пистолете. Но завод поставит ту цену, которая позволит нерадивым перекупщикам уйти с рынка», – предложил Алик Айдарбаев.

Завершая совещание, Данияр Абулгазин отметил, что Министерству энергетики РК необходимо тщательно изучить возможные механизмы регулирования рынка сжиженного газа. Так как, если отпустить оптовую цену на СНГ, поднимется розничная.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: