Такие мнения были высказаны в программе "Время говорить" на Atameken Business. Эксперты обсуждали возможные сценарии развития ситуации в США, где на прошлых выходных рухнул один из устойчивых банков – Silicon Valley Bank. Конечно же, в ходе дискуссии затронули и вероятность влияния на экономику Казахстана в случае развития полномасштабного кризиса в Америке.
Inbusiness приводит текстовую версию фрагмента дискуссии.
Данил Москаленко:
– Как из Казахстана смотреть на все эти большие события? Почему большие, потому что Америку нельзя игнорировать, даже в финансовом поле.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Тем более нельзя игнорировать в финансово-экономическом поле. Это, как-никак, первая экономика мира. Здесь нужно понимать на самом деле, что буквально больше недели назад здесь же, в этой студии, мы обсуждали, что у США именно с долларом большие проблемы, в том числе лихорадит по покупательной способности, по курсу. И это не тот доллар, который был 10 лет назад. Если же говорить, что произошло, то это очень интересный случай. И интересен он тем, что мы наступили фактически на те же грабли второй раз. Более того, мы знаем, что Silicon Valley Bank проходил и аудиторские отчеты, и ранжировался, получал самые высокие рейтинги, буквально пять лет подряд Forbes USA включал его в топ лучших банков США..
Данил Москаленко:
– Он пух от денег, я почитал отчетность. Он рос просто как на дрожжах.
Ануар Нуртазин, экономист:
– И он был напрямую связан с венчурными капиталистами, а если говорить прямо, он был связан с IT-сектором. То, что мы предрекали, несколько лет назад говорили: тот кризис, который перешел в манифестированную фазу 2008 года, он фактически не был разрешен. Потому что делали только то, что закидывали проблему деньгами. То есть США включали станок, печатали столько, сколько влезет.
Данил Москаленко:
– Давайте поговорим с Натальей. Как Вы оцениваете ситуацию? Не является ли это предвестником большого финансового кризиса?
Наталья Роменская, советник председателя правления АО "Евразийский банк":
– На мой взгляд, то, что произошло, в первую очередь говорит о том, что в Америке традиционно очень сильно верят в свое государство, верят в бонды, верят в трежерис (государственные долговые ценные бумаги. – Прим. ред.), и поэтому кризис ликвидности случился из-за того,что отсутствовала деверсификация. Диверсификация отсутствовала в части инвестирования свободных средств банка. Если копнуть глубже, что произошло, все свободные средства банк (SVB. – Прим. ред.) инвестировал в трежерис. В трежерис он инвестировал тогда, когда ключевая ставка была на самом историческом минимуме. Но это одна часть проблемы, а вторая часть проблемы – что из-за повышения ставки, соответственно, инвесторы стали более осторожными и стали меньше инвестировать в стартапы. Стартапам понадобились деньги, а деньги все лежали практически в одном банке. И вторая часть проблемы – она как раз в том и заключается, что банк был нацелен на одну целевую аудиторию. Если применительно к Казахстану, здесь не возникает ситуации, когда банки все деньги инвестировали в какую-то одну бумагу.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Все-таки я бы сконцентрировался здесь на США. Почему это важно – потому что на сегодняшний день мы ориентируемся на США, и мы условно, так сложилось, все ориентируемся на доллар.
Данил Москаленко:
– К нам готов подключиться Андрей Чеботарев. Он на связи. Здравствуйте. Ваше видение вот этих событий? Я знаю, что Вы уже пишете о неком резком падении, о неком банковском кризисе.
Андрей Чеботарев, финансовый аналитик:
– Вполне возможно, что мы видим начало банковского кризиса в США, потому что сейчас идет распродажа финансового сектора. Часть банков продаются с дисконтом 20%, 30%, 40%, 55%, 60%. Возможно, это временная коррекция, но в 2008 году начиналось ровно так же. Для Казахстана плюс в том, что, в отличие от 2008 года, наши больше не берут "короткий" доллар там, раздавая здесь. В случае полномасштабного кризиса нас это затронет меньше, но приятного будет мало. Да, действительно, интересно поведение крипты, которая, наоборот, в моменте растет 10-13%, показывая, что она как бы может быть защитным активом. Те, кто сейчас выводит деньги из банков, мы, скорее всего, сейчас будем видеть, что люди будут забирать свои деньги с депозитов, с текущих счетов.
Данил Москаленко:
– Давайте зачитаем сообщения телезрителей. "Что будет с долларом?" "Один доллар равно 600 тенге?"
Ануар Нуртазин, экономист:
– Нет, нет. Не нужно вот так сразу говорить, что доллар рухнет или, наоборот, супер укрепится. То есть здесь нужно понимать, что до нас все это доходит второй-третьей волной. Во-первых, мы еще не можем говорить, что обвал продолжится дальше. То есть если они (США. – Прим. ред.) действительно включат печатный станок на максимум и зальют рынок деньгами, то, соответственно, говорить о каком-то суперобвале не придется.
Полная версия программы "Время говорить" доступна по ссылке.
Читайте по теме:
Акции американских банков обвалились после речи Байдена
Банкротство банков в США: доллар дешевеет к евро
Четыре американских банка потеряли 52 млрд долларов стоимости за день