Проблема, с которой придется работать – экономист об отсутствии у Казахстана судов в Каспийском бассейне

8869

​На этот вопрос эксперты в очередной раз обратили внимание в свете визита Токаева в Турцию.

Проблема, с которой придется работать – экономист об отсутствии у Казахстана судов в Каспийском бассейне Фото: akorda.kz

Возможные перспективы в виде использования Казахстаном транзитного коридора через Турцию обсуждались в программе "Время говорить" на Atameken Business. Накануне президент Токаев во время встречи со своим турецким коллегой отметил, что товарооборот двух стран вырос на 33% и составил 6,3 млрд долларов

Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.

Данил Москаленко:

 Насколько продуктивно мы сейчас работаем в Турции в плане экономических связей?

Ануар Нуртазин, экономист:

– В Турции экономические связи в прошлый год практически сильно пошли вверх. Товароборот действительно очень сильно пошел вверх.

Данил Москаленко:

 Это не после ковида?

Ануар Нуртазин, экономист:

– Нет. После 24 февраля 2022 года (российско-украинский конфликт.  Прим. ред.), потому что нужны были  альтернативные пути поставки, альтернативные транзитные  коридоры. В первую очередь, Турция фактически явилась тем горизонтальным мостиком, который предложил Казахстану дальнейшее сотрудничество с мировыми экономиками. Конечно, этот мостик очень дорогой - опять-таки, из-за географии, но все равно же он существует и он развивается. Конечно, если сравнивать с теми же титанами в товаробороте с Казахстаном – те же Евросоюз, Россия или Китай, Турция является еще не достаточно большой. Здесь опять-таки речь идет о том, что возможности роста еще не достигнуты.

Данил Москаленко:

 Что-то мешает нашим бизнесменам это реализовывать, проекты? Или это объективная ситуация в связи с новыми реалиями?

Ануар Нуртазин, экономист:

– Экономически, наверное, мало что определяет. Единственное – цена. Цена за транспортировку. География все-таки здесь решает. Это Каспийский бассейн, это перегрузка на ж/д, авто или корабль, соответственно, вторая перегрузка, госграница – одна, вторая. Это Азербайджан, Грузия и, соответственно, Турция. У Казахстана в Каспийском бассейне судов практически нет, разумеется, это та проблема, с которой придется работать. Однако если смотреть объективно, то экономика Турции является не самой стабильной, не самой развитой и испытывает свои тяжелейшие последствия, как кризиса экономического, который произошел в Турции в последние пять лет, так и, разумееется, землетрясения.

Данил Москаленко:

 Давайте политический фактор обсудим. На каком фоне проходит визит президента?

Аман Мамбетали, политолог:

– Ну, фон общий не сильно изменился в геополитическом плане. Единственное, для нас что важно может быть, это обсуждение использования перспектив Транскаспийского транспортного коридора. В прошлом году по всевозможным причинам были блокировки наших ресурсов через КТК. Они существенно сужали поле для маневров для нашего государства.

Данил Москаленко:

 Если в целом посмотреть, вот именно этот визит добавит импульса в наших двусторонних отношениях? Как Вы оцениваете встречу, которая прошла уже?

Аман Мамбетали, политолог:

– На самом деле, как мы понимаем, помимо стандартной вот этой фольклорно-культурной части мероприятия, сейчас уже идут вопросы о серьезных интеграционных маршрутах в плане экономического развития либо логистического, о которых я ранее проговорил.

Данил Москаленко:

 Я бы хотел спросить у Вас, господин Нуртазин. Вот Вы сказали, что были две инициативы, был меморандум, была попытка создания специальной экономической зоны в Туркестане – ТюркСЭЗ. А что нам мешает дальше меморандумов идти? Почему у нас так получается, что хорошие намерения не до конца реализуются?

Ануар Нуртазин, экономист:

– Было гладко на бумаге, да забыли про овраги. Зачастую мы высказываем только намерения, которые в дальнейшем не подтверждаются финансовыми базисами. Каждая сторона на каждом этапе закладывает свои ожидания. И это объективный процесс в любой системе. Здесь в первую очередь надо ставить интересы Казахстана превыше всего и понимать, что создание альтернативных коридоров есть не что иное, как национальная безопасность страны. Наверное, это понимание не у всех принимающих решения лиц имеется.

Другие аргументы спикеров можно посмотреть по ссылке.

Читайте по теме:

Эксперт: Каспий – одно из "узких" мест Транскаспийского коридора

Завершился рабочий визит Токаева в Турцию

Президент РК предложил создать в ОТГ общие силы органов ЧС

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться