Проблемные посредники "Ауыл Аманаты": почему до сельчан не доходят льготные микрокредиты?

3006

Итоги финансирования за 2023 год показывают сложившийся дисбаланс в микрокредитовании регионов по направлениям вкупе с рядом других нерешенных вопросов.

Проблемные посредники "Ауыл Аманаты": почему до сельчан не доходят льготные микрокредиты? Фото: inbusiness.kz

Второй год в Казахстане работает проект "Ауыл аманаты" в целях повышения уровня жизни сельского населения, создания производств и рабочих мест в селах. Об итогах и проблемах в осуществлении проекта inbusiness.kz узнавал у партии АNANAT и в минсельхозе РК.

Напомним, что для реализации проекта "Ауыл аманаты" создан проектный офис с участием представителей министерств сельского хозяйства, цифрового развития и аэрокосмической промышленности, партии AMANAT и местных исполнительных органов.

Как сообщили на запрос inbusiness.kz в проектном офисе, за период существования "Ауыл аманаты" проведен скрининг 2260 сельских округов в 166 районах и 16 малых городах страны на базе разработанной анкеты скрининга. Сбор данных проходил непосредственно при участии акимов сельских округов, отделов и управлений сельского хозяйства.

По итогам скрининга разработана интерактивная карта сельских округов и определены специализации сельских округов. С учетом результатов местных исполнительных органов подготовлены предложения по микрокредитованию жителей сел и малых городов на 2024 год. По данным минсельхоза РК, на микрокредитование в 2023 году выделены 100 млрд тенге, из которых освоено 74,8 млрд тенге, выдано более 12 тыс. микрокредитов. Создано более 12 тыс. новых рабочих мест.

В структуре выданных средств:

  • 83,3%, или 59,5 млрд тенге, выданы на животноводство (10,07 тыс. микрокредитов);
  • 9%, или 6,7 млрд тенге, выданы на несельскохозяйственные виды бизнеса и оптовую и розничную торговлю (1,1 тыс. микрокредитов);
  • 5,5%, или 4,1 млрд тенге, выданы на приобретение техники и оборудования (398 микрокредитов);
  • 4,6%, или 3,3 млрд тенге, выданы на растениеводство (556 микрокредитов);
  • 1%, или 681 млн тенге, выданы на пополнение оборотных средств для СПК.

За три месяца 2024 года выдано 1,1 тыс. микрокредитов на сумму 7,6 млрд тенге, создано более 2 тыс. новых рабочих мест. В 2024 году предусмотрены 100 млрд тенге на выдачу более 14 тыс. микрокредитов.

Касательно проблемных вопросов отмечено, что итоги финансирования за 2023 год показывают сложившийся дисбаланс в микрокредитовании регионов по направлениям. Так, в пяти из 17 регионов доля выданных микрокредитов на животноводство составила свыше 90% от всех средств. В 14 из 17 регионов доля выданных микрокредитов на растениеводство составила не более 5%. При этом в двух регионах не было выдано ни одного микрокредита на растениеводство (Абайская, Улытауская области).

Имеются случаи, когда в одном сельском округе выдается один-два микрокредита, что несущественно повлияло на повышение доходов местного населения. В связи с этим в рамках проработки планов по микрокредитованию на 2024 год с учетом результатов скрининга и специализации сельских округов проектный офис определил следующие показатели:

1) Сокращена доля планируемых к выделению средств на животноводство в среднем с 76% до 57%.

2) Увеличена доля планируемых к выделению средств на растениеводство в среднем с 3% до 13,5%.

3) Увеличена доля планируемых к выделению средств на несельскохозяйственные виды бизнеса и торговлю в среднем с 12% до 29,5%.

4) Проведена сверка и актуализация данных скрининга по сельским округам с актуальными государственными базами данных и иными административными источниками информации (корректировка данных через сервис "Рабочее место акима сельского округа").

5) Внедрена "пилотность" сельских округов в 6 из 17 регионов. С целью достижения эффективного результата в выбранном регионе средства будут выделены определенным сельским округам с учетом выявленной специализации. Так, местными исполнительными органами на 2024 финансовый год отобраны шесть областей:

  • Туркестанская – 62 из 168 сельских округов;
  • Акмолинская – 126 из 225 сельских округов;
  • Костанайская – 175 из 193 сельских округов;
  • Карагандинская – 124 из 156 сельских округов;
  • Павлодарская – 108 из 126 сельских округов;
  • СКО – 100 из 184 сельских округов.

Правительству предложено выстроить экосистему мер поддержки личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и кооперативов в рамках проекта. Это включает развитие сети учебных центров ЛПХ.

Например, в одном из таких центров Меркенского района Жамбылской области держатели ЛПХ обучаются различным навыкам производства продукции. К числу таких курсов относятся в том числе: умение выбрать районированные сорта семян и рассад, готовить почву, вносить нужные удобрения, использовать парник или теплицу, капельное орошение, осуществлять сбор урожая, его упаковку, фасовку и дальнейший сбыт под контролем опытных агрономов. Это, по мнению организаторов, позволит участникам проекта гарантировать успешность вложенных кредитных средств, а государству возврат льготных кредитов.

Тем не менее остаются нерешенными следующие вопросы:

  1. Отсутствие единых операторов в регионах по закупу скота (репродукторов, племенных хозяйств, откормочных площадок). Ввиду отсутствия четких требований к качеству приобретаемого скота в отдельных случаях это может привести к нецелевому использованию бюджетных средств и осуществлению фиктивных сделок по закупу скота.
  2. Отсутствие машинно-тракторных станций и доступной сельхозтехники, которая необходима для обслуживания участников проекта, для снижения их затрат на возделывание земель в рамках кооперации.
  3. Отсутствие единых операторов в регионах по закупу высококачественных семян, рассады, многолетних насаждений, средств защиты растений (опытные станции, хозяйства, использующие семена класса элит, дистрибьютеры и поставщики средств защиты) вынуждает участников проекта приобретать некачественные семена. Кроме того, они не в полной мере используют средства защиты, необходимые для эффективного выращивания продукции.
  4. Отсутствие упрощенной процедуры сертификации происхождения производимой продукции не позволяет участникам проекта реализовывать свою продукцию в торговых сетях. Они вынуждены продавать свою продукцию на рынках, что сужает их рынки сбыта, ограничивает возможности, не позволяет развивать единый зонтичный бренд "Ауылда жасалған".
  5. Отсутствие возможности ставить в залог поступающее оборудование или сельхозтехнику в качестве софинансирования с целью увеличения залогового обеспечения.
  6. Отсутствие обязательства по страхованию скота, выращиваемой продукции, используемого оборудования или техники от возможного падежа, порчи или потери имущества. Это позволило бы снизить риски невозврата кредитов как для заемщика, так и бюджетного администратора.
  7. Отсутствие типовых, "франшизных" или "упакованных под ключ" мини-проектов для участников проекта с учетом определенной специализации в районах и сельских округах снижает скорость принятия решений кредитными менеджерами СПК.

"Собрав все меры поддержки для ЛПХ (агрообучение, выделение земли, семян, рассады, обеспечение поливной водой, необходимой техникой, микрокредитование, помощь в оформлении требуемых бумаг и сертификация, переработка, сбыт продукции) в "одно окно", государство обеспечит единый учет и контроль за эффективностью расходования средств", – считают в проектном офисе.

Как утверждают в минсельхозе, несмотря на проблемы, есть и успешные кейсы. В 2023 году профинансированы более 12 тыс. проектов разного направления. В том числе получатели микрокредитов приобрели необходимую технику для производства пескоблоков, мини-тракторов, автодомов, прицепов-скотовозов. Успешно реализуются проекты по томатному цеху, птицеферма, по производству полуфабрикатов, теплицы и другие.

Ранее мы писали о том, что закредитованность и отсутствие питьевой воды стали ключевыми проблемами на селе, где каждый пятый кредит в дефолте.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться