Пресс-служба "АМТ" не подтвердила и не опровергла эту информацию, однако аbctv.kz стало известно об этом из своих источников. В распространенном ранее, 17 января пресс-релизе компании сообщалось, что шахтеры – работники подземных групп получили 30% повышение.
К такой прибавке к жалованью рабочие "АМТ" шли больше года. И этот путь был настолько непредсказуем, что он требует отдельного пересказа.
Следует отметить, что противостояние казахстанского коллектива предприятия с иностранной администрацией началось сразу после назначения в октябре 2016 года на должность директора по персоналу Анны Адом, работавшей до этого в украинском подразделении компании – "АрселорМиттал Кривой Рог".
Первым делом новый HR-директор уволила почти весь казахстанский менеджмент компании уровней N-1 и N-2, оставив только двух производственников.
(Кстати, сейчас в Темиртау идет уголовный процесс по обвинению Анны Адом в незаконном увольнении директора рудного департамента "АМТ" Юрия Паламаря. Впервые обвинение предъявлено не по гражданскому, а по статье 152 Уголовного кодекса РК).
На места уволенных казахстанцев в большинстве своем прибыл "трудовой десант" из Украины.
Затем Анна Адом взялась за профсоюзы. Шахтерский "Коргау" и металлургический "Жактау" еще в январе 2017 года, в начале переговоров о заключении нового коллективного договора, делали заявления в духе "не отдадим ни пяди врагу". Тем более что действовавший на том момент коллективный договор между металлургами и "АМТ" был признан лучшим в республике. Однако эту "боевую раскраску" профсоюзные лидеры смыли достаточно быстро, перестав даже давать в прессу текущую информацию о ходе переговоров.
Когда 18 мая 2017 года "Работникам ArcelorMittal в Украине была повышена зарплата от 25% до 70%", лидеры "Жактау" и "Коргау" никак не обозначили своей позиции и не сделали никаких заявлений.
И лишь спустя два с половиной месяца, 1 августа, состоялась самая странная за всю историю "АрселорМиттал Темиртау" профсоюзная конференция.
Только после того, как на ней уже выступили профлидеры, включая главу отраслевого профсоюза "Казпрофметалл" Асылбека Нуралина, исполнительного директора "АМТ" Вадима Басина, и даже некоторая часть представителей трудовых коллективов, сидящие в зале металлурги и шахтеры начали осознавать, что что-то идет не так.
Оказалось, что ни Марат Миргаязов ("Коргау"), ни Виктор Щетинин ("Жактау"), ни даже первая пятерка из более чем десятка выступающих не только не сослались на опыт и достижения своих украинских коллег, но и не озвучили никакой конкретики: требуем повысить зарплату, например, на 15%, 20% или 50%. Все выступавшие требовали "просто повышения".
Но, когда последние выходившие к трибуне из зала работники компании стали требовать тридцатипроцентного роста зарплат, а делегаты конференции их поддержали бурными аплодисментами, к микрофону опять вышел председатель профсоюза металлургов "Жактау" Виктор Щетинин:
"Я вам честно скажу: я не сторонник того, чтобы мы в решении конференции записывали 10%, 20%, 30%, 50%, 150%. Надо смотреть на вещи реально. Давайте сразу на берегу договоримся, чтобы потом нас в предательстве или пособничестве не обвиняли. Понятно, что на 30% оклады и тарифы никто не увеличит. Вот поверьте мне – хоть костьми ляжем. Надо отдать полномочия для решения этого трудового спора комиссии по ведению переговоров, чтобы она в процессе переговоров с работодателем находила взаимные решения. Давайте дадим полномочия этой комиссии".
Но под давлением делегатов профлидеры вынуждены были вписать в итоговый документ конференции требование к администрации о повышении заработной платы всем сотрудникам на 30%.
После конференции "АрселорМиттал Темиртау" объявил профсоюзам "войну". В середине августа Анна Адом, встретившись с руководителями подразделений комбината и директорами шахт, потребовала от них выйти из профсоюза. В разговоре она настоятельно рекомендовала им определиться и ответить на вопрос, с кем они будут в случае открытого противостояния между администрацией и представителями работников. Также началась агитационная кампания с призывом к рабочим выходить из профсоюзов "Жактау" и "Коргау" и переходить в аффилированный профсоюз "Бирлик", созданный некоторое время назад для инженерно-технических работников компании.
Следствием этих и последующих шагов Анны Адом (в том числе неподписание 1 сентября нового коллективного договора, издания приказа № 922 об изменении условий труда) и стало "открытое противостояние" – декабрьская забастовка шахтеров "АрселорМиттал Темиртау", которую профсоюзные лидеры проспали.
11 декабря 2017 года группа работников четырех шахт угольного департамента "АМТ" отказалась покидать свои рабочие места после окончания смены, требуя стопроцентного повышения зарплаты. Позже к бастующим присоединились остальные шахты "АрселорМиттал Темиртау". Профсоюз "Жактау" свои требования об участии в процессе обсуждения повышения зарплат выставил только тогда, когда переговоры между бастующими шахтерами и администрацией уже шли.
Результатом четырехдневной забастовки стало повышение заработной платы работникам подземных групп угольного департамента на 30% с 1 января 2018 года. В пресс-релизе "АМТ" также сообщалось, что "для поверхностных работников угольного департамента, работников ТОО "Оркен" и стального департамента, а также прочих вспомогательных функций стального департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" будет произведено повышение до 30% в соответствии с грейдовой системой. Вопрос по повышению заработной платы работникам стального департамента, работникам поверхностных групп угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" будет рассмотрен и решен до 26 января 2018 года".
Кстати, пересчетом зарплат казахстанских шахтеров и металлургов с декабря прошлого года занимались сотрудники отдела труда и заработной платы украинского "АрселорМиттал Кривой Рог".
Однако к 26 января вопрос с металлургами решен не был.
30 января среди работников стального департамента распространилась информация о достигнутых договоренностях по проценту повышения зарплаты для работников основных цехов в следующих пропорциях.
Причем ежегодная индексация тарифных ставок и окладов на величину инфляции, которая в 2017 году составила 7,1%, (а в начале года выплачивается ее половина – 3,55%), уже заложена в этот процент.
Кроме того, за работниками стального департамента "АрселорМиттал Темиртау" сохраняется 13-я зарплата.
Несмотря на достигнутые во вторник, 30 января, договоренности, в среду, 31 января, корпоративная газета "Металлург" и профсоюзная "Магнитка плюс" выходят без этой информации.
По все видимости, профсоюзы и руководство "АМТ" приберегли ее для красивого оглашения на прошедшем 31 января в Астане подписании генерального соглашения между правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профсоюзов на 2018-2020 годы.
31 января глобальный ArcelorMittal опубликовал итоги работы корпорации за 2017 год. В сообщении говорится, что операционный доход компании за 2017 год составил 5,4 миллиарда долларов (+30,6% к прошлому году). EBITDA выросла на 34,4%, до 8,4 миллиарда долларов.
Чистая прибыль за 2017 год возросла в 2,5 раза – до 4,6 миллиарда долларов по сравнению с 1,8 миллиарда долларов в 2016 году.
Олег И. Гусев