Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов перечислил меры, которые помогут стабилизировать ситуацию на рынке ГСМ, передает inbusiness.kz.
Рекорд по дизтопливу
По данным директора департамента транспортировки и переработки нефти министерства энергетики РК Бауыржана Салимгереева, в этом году ожидается рекордное производство дизтоплива – 4,9 млн тонн. Вместе с тем это нивелируется параллельным ростом потребления этого вида топлива в стране. Пик пришелся на август. И причиной тому в минэнерго называют сезонное увеличение транзитных грузовых перевозок. Кроме того, в Казахстане дизтопливо стоит дешевле, чем в других странах. Именно это обстоятельство давит на рынок, наш ГСМ уходит в соседние страны. Ситуацию обостряет плановый ремонт Павлодарского НПЗ, запланированный на 1 октября.
Поэтому сейчас в ведомстве прорабатывают вопрос импорта недостающего объема из России. По прошлым договоренностям, наша страна может завезти до 530 тыс. тонн ГСМ из соседнего государства, на сегодня уже использована квота в 145 тыс. тонн. До конца года есть возможность поставки 385 тыс. тонн.
Минэнерго продлевает запрет
В целом, отмечают в минэнерго, рынок нефтепродуктов всегда отличался волатильностью. Наиболее лучшим механизмом для его устойчивости является биржевая торговля. В IV квартале планируется запустить биржевые торги дизтопливом. Кроме того, подготовлен приказ по 6-месячному запрету на вывоз дизтоплива и отдельных видов нефтепродуктов автотранспортом. Он не распространяется на вывоз смазочных масел и на случай вывоза в бензобаках автотранспорта.
Эксперт Олжас Байдильдинов со ссылкой на GlobalPetrolPrices.com привел цены на дизтопливо в разных странах. Так, в Азербайджане оно стоит 201 тенге за литр, в Афганистане – 259, Кыргызстане – 261 тенге, в ОАЭ – 276, в России – 287 тенге, Беларуси – 356, Узбекистане – 359. В Казахстане – 189 тенге.
Объем перетоков в соседние страны, по разным оценкам, составляет 500-800 тыс. тенге в год. Плановый ремонт НПЗ приведет к возможному дефициту дизтоплива. По остальным видам нефтепродуктов ситуация стабильная, основные работы по уборке завершены, льготные объемы поставлены, говорит он.
"Объемы возможного дефицита дизтоплива невелики, и ситуация стабилизируется в начале ноября по мере выхода завода с ремонтных работ", – считает эксперт.
По его словам, разрыв в ценах с той же Россией составляет 70-100 тенге. Импортировать будет дорого. Эксперт предлагает несколько мер для выравнивания рынка. Одна из них – это реализация ГСМ иностранным авто подороже.
"В других странах товары для нерезидентов продаются дороже, чем для резидентов. Такая же ситуация была бы применима и к автотранспорту, который ездит в Казахстане. Это легковые авто, которые зарегистрированы в Кыргызстане, Армении, России. Это и грузовой транспорт, который проходит транзитом", – говорит он.
Также важно установление лимита на заправку "в одни руки". По его словам, в некоторых регионах АЗС уже к этому приступили. Кроме того, необходимы гибкие меры акиматов по снижению объемов потребления ГСМ.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!