Казахстанские переработчики зерна продолжают возмущаться решением об исключении их продукции из перечня товаров, получающих компенсацию части затрат при транспортировке за рубеж. И удивляются, чем вообще руководствовались чиновники, расставляя экспортные приоритеты, передает inbusiness.kz.
О нововведении, оставившем мукомолов без единственного, по сути, реально работавшего механизма поддержки, мы уже рассказывали ранее. Напомним, зернопереработчики не нашли себя в новом перечне товаров, подлежащих возмещению части затрат при экспорте. И это при масштабах производства, которые, даже несмотря на кризис в отрасли, остаются внушительными и задевают множество других сфер. Но угоднее оказались крышки для унитазов, экзотические соки и бамбуковые коврики. Все то, что если и делается в Казахстане, то в микроскопических объемах.
В Союзе зернопереработчиков Казахстана понимают, что экспорт муки занимал внушительную часть бюджета при субсидировании транспортировки вывозимых товаров и, убрав отрасль из перечня, чиновники просто сэкономили. Продукцию мукомолья перевели в категорию товаров низкого уровня передела, сделав данный фактор основанием для такого решения. Хотя, отмечают представители сферы, и здесь они видят вполне сознательное допущение.
"По понятиям методики расчета перечня приоритетных товаров мука по своим характеристикам подходит под товары среднего уровня передела – готовые товары невысокой технологической сложности или полуготовые товары (промежуточные товары), являющиеся результатом многостадийной переработки исходных материалов. Муку можно определить как товар среднего уровня передела, учитывая многостадийную технологическую схему производства муки", – объясняет председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков Евгений Ган.
Стадий насчитывается шесть. Тут и первичная очистка зерна пшеницы от всевозможных примесей, и очистка поверхностных слоев, гидротермическая обработка массы, измельчение по стадиям готовности, поэтапная сортировка дробленой фракции, деление полученной муки по сортам с помощью сит. Как готовый продукт мука используется в качестве панировки и кляра, а также в виде добавки к соусам. Как полуготовый – для выпечки хлеба, изготовления кондитерских изделий.
То есть простым данное направление может показаться только тем, кто в мукомолье ничего не понимает. Но чиновники апеллируют индексом сложности товара Product Complexity Index, который оценивает разнообразие и сложность производственных процессов. Вот только действительно сложные продукты с высоким значением PCI могут производить лишь несколько стран в мире. А учитывая то, что Казахстан в рейтинге Product Complexity Index занимает 81-е место среди 150 стран, вошедших в список, то опираться на такую методику проблематично. Здесь более подходят индексы экономической сложности. Например, индекс COI, отражающий уровень сложности диверсификации для страны.
"Индекс COI отражает обилие смежных производственных продуктов, которые основаны на тех же производственных мощностях или технологиях, которые присутствуют в текущем производстве. Например, наращивание производства комбикормов – это низкий уровень сложности для нашего производства и путь быстрого достижения увеличения доходов экономики Казахстана, а выпуск замороженного апельсинового сока хотя бы до 5 тыс. тонн в год займет неизвестное количество времени", – считает Евгений Ган.
Но самый главный, по мнению эксперта, показатель для определения перечня приоритетных товаров в реальной экономической ситуации нашей страны – индекс RCA, то есть выявленное сравнительное преимущество. Он указывает на преимущества или недостатки страны в экспорте определенного товара.
"Для расчета приоритетных товаров по RCA используют определение Балассы, в котором говорится, что страна является эффективным экспортером продукта, если она экспортирует больше своей "справедливой доли" или доли, по крайней мере, равной в общем объеме мировой или региональной торговли, которую представляет этот продукт", – отмечает председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков РК.
И вот как выглядят расчеты данного индекса на примере муки за 2021 год. Так, объемы экспорта муки в регионы Центральной Азии и Афганистан составил 3 млн тонн. Сумма – 1,2 млрд долларов, что составило 0,12% от общего экспорта всех промышленных товаров. Казахстан вывез за рубеж 2 млн тонн муки на 800 млн долларов, что составляет 2,85% от общего объема экспорта обработанной продукции из нашей республики.
"Разделив 2,85 %/ на 0,12%, мы получаем показатель RCA в размере 23,8. Данный итог означает, что Казахстан экспортирует в 23,8 раза больше своей "справедливой доли экспорта муки", поэтому можно сказать, что мы имеем большое выявленное сравнительное преимущество в экспорте данной продукции", – резюмирует Евгений Ган.
Казахстанские мукомолы убеждены, что при составлении перечня приоритетных товаров надо учитывать реальное состояние дел в стране. Опираясь на международные индексы, оценить положение экономики, навыки общества, а также применить подходящие расчеты по производственным мощностям и оценить уровень знания современных технологий в производстве товаров. Но ничего подобного сделано не было – от зернопереработчиков просто решили избавиться как от балласта, считают представители отрасли.
Скандал только набирает обороты. Мукомолам представители профильных министерств обещают, возможно, пересмотреть свое решение и вернуть муку в перечень, вот только ясности здесь никакой по сей день не наблюдается. А время играет против экспортеров: они не знают, закладывать ли потерянную субсидию на возмещение части затрат в стоимость товара или нет. А значит, куда выигрышнее для покупателей будут смотреться конкуренты, у которых есть четкое видение цен на сезон и понимание того, как работать дальше.