/img/tv1.svg
RU KZ
Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

15:48 20 Май 2020 10892

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Автор:

Алексей Никоноров

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров

Купить автомобиль онлайн в Казахстане – какие есть преимущества

Карантин диктует новые правила авторитейла.

24 Август 2020 14:01 22641

Казахстанские автодилеры активно развивают онлайн-продажи автомобилей. Отчасти данная тенденция связана с карантинными ограничениями, продолжающимися уже полгода, однако это один из современных мировых трендов в авторитейле. Впрочем, отечественные дилеры заверяют, что не собираются и в дальнейшем отказываться от этого направления. А вот насколько удобна покупка автомобиля онлайн-клиентам? Давайте попробуем разобраться.

Надо сказать, что переход авторитейла в интернет-пространство – процесс гораздо более глобальный, чем кажется на первый взгляд. Интернет-магазины появились относительно недавно. Однако на сегодняшний день их услугами пользуются миллионы людей.

Тем временем мировой авторитейл более 100 лет работал по привычной схеме: покупатель посещает несколько автосалонов, общается с консультантами, останавливает свой выбор на какой-либо модели, проходит тест-драйв и, наконец, приобретает свое персональное средство передвижения.

В то время как психологи отмечают, что для миллениалов или поколения Y (условно социологи относят к ним людей, родившихся с 1981 по 1996 год) покупки онлайн зачастую гораздо предпочтительнее, чем «живое» общение с продавцом. Да и время свое миллениалы, особенно жители мегаполисов, привыкли экономить. А ведь на данный момент они составляют самую многочисленную целевую аудиторию автосалонов.

И все больше европейских и заокеанских покупателей начинают задумываться о том, что автомобиль через Интернет купить не сложнее, чем кроссовки. Потому что одежда может и не подойти. Она более индивидуальна. А вот автомобиль, купленный вами онлайн, ничем не будет отличаться от точно такого же, купленного в автосалоне. За исключением, конечно же, цвета и комплектации. Но в любом случае покупатель гарантированно получает то, что ожидает.

Не было бы счастья…

Автодилеры по всему миру начали осваивать просторы Всемирной паутины за несколько лет до COVID-19. По данным международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, в прошлом году глобально через Интернет было реализовано 825 тыс. новых автомобилей, что более чем на 30% больше, чем годом ранее. Правда, в целом доля автомобильных онлайн-продаж на мировом авторынке пока мизерна – она занимает менее 1%. Но цифровой авторынок, пусть и медленно, но неуклонно растет.

Казахстанские авторитейлеры, возможно, и не планировали такой скорый переход к электронным продажам, но ситуация сложилась так, что осваивать их пришлось в текущем году в рекордные сроки.

– Мы и раньше задумывались о переходе в цифровое пространство. Пандемия коронавируса, безусловно, ускорила эту трансформацию. Нам пришлось в срочном порядке пересмотреть бизнес-процессы и увеличить инвестиции в области digital-маркетинга, адаптировав практически все сайты наших дилерских центров под онлайн-продажи, – отмечает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.

Впрочем, Динара, как многие представители автосалонов, уверена, что полный переход на дистанционную продажу в Казахстане пока маловероятен. Причина – наш менталитет. Однако онлайн-покупки продолжились в казахстанских автосалонах даже после снятия основных карантинных ограничений.

Глас народа

– Я принципиально не хотел брать автомобиль в кредит, – говорит клиент одного из автосалонов Ренат. – И возможность купить автомобиль онлайн меня обрадовала, прежде всего потому, что начало ЧС совпало с ростом курса доллара. И, когда решение, какое авто покупать, было принято, а на руках есть вся необходимая сумма, автосалоны закрываются на неопределенный срок. И что будет с ценами, когда они откроются, тоже неясно. Надо ли говорить, как я расстроился. Во-первых, к этому моменту уже продал свой старый автомобиль и, если бы цены поднялись, мне пришлось бы на время стать пешеходом. Что при моей работе совсем некомфортно. Да и настроился уже на покупку. Честно говоря, зашел на сайт одной из автомобильных компаний просто посмотреть, не поднялись ли уже цены. И увидел, что авто можно купить онлайн. Конечно, сразу решил оформить покупку. Правда, внести всю сумму оказалось невозможно – только предоплату. И с оформлением пришлось подождать. Но я получил самое главное – запланированный автомобиль по запланированной цене.

Что касается дальнейших онлайн-покупок, Ренат затрудняется ответить. В ближайшие годы менять авто он не планирует, а дальше будет видно.

А вот один из клиентов алматинского салона рассказал, что на онлайн-покупку автомобиля его подвигла отнюдь не экономия времени, а желание получить машину к определенной дате.

– Это был подарок. Знаете, говорят, ложка к обеду дорога. Понятно, что можно рассказать, что планируешь подарить, а сам подарок купить позже. Но… На тот момент никто точно не знал, когда закончится ЧС. Поэтому я решился на покупку онлайн. И, в общем-то, как и планировал, сделал это заранее. По большому счету, единственная накладка, которая возникла, – на тот момент было невозможно поставить автомобиль на учет. Но, в конце концов, все получилось сделать вовремя, – рассказал Тимур.

Правда он не уверен, что будет пользоваться этой услугой и дальше:

– Я уже не в том возрасте, когда меняешь свои привычки. Вот сыну – он и подал идею купить автомобиль онлайн – это все нравится. А я лучше по старинке – приеду в автосалон, посмотрю. Да и потом, мне нравится туда приезжать. Для меня это отдых.

Станислав и Виктор не покупали автомобили, но заказывали онлайн запчасти в другом салоне.

Станислав после оплаты получил возможность забрать их в другом, более удобном с точки зрения расположения салоне одной группы компаний. Однако, по большому счету, он придерживается мнения, что онлайн-покупки имеют смысл только в том случае, если заказ доставят на дом. В противном случае, если все равно остается необходимость ехать в автосалон, почему бы и не оплатить все там же.

Виктор уверен, что возможность купить запчасти онлайн у официального дилера необходима:

– Я предпочитаю покупать только оригинальные запчасти. Соответственно, покупаю их только у официального дилера. Поскольку я ежедневно проезжаю мимо автосалона, то для меня не имеет особого значения, оплатить запчасти онлайн или на месте. В противном случае – только онлайн. Представьте ситуацию: необходимой вам детали нет на складе. Чтобы ее для вас заказали, надо внести предоплату. Это логично. Так вот, если есть возможность оплатить онлайн – оплатил и жди, когда она придет. Если нет – придется ехать в автосалон. С учетом того, что он расположен практически на выезде из города, это время. А ведь потом еще раз уже за запчастью ехать придется.

Гульжан за свое новую авто внесла предоплату во время карантина:

– Я присмотрела эту машину еще до карантина. Потом появилась необходимая сумма, и я решила не ждать окончания ЧП, а оформить покупку онлайн. Мне прислали ссылку, пройдя по которой я оплатила задаток за машину. Здесь не возникло никаких проблем. Уже после карантина я приехала в салон, оплатила остаток суммы и забрала автомобиль.

В дальнейшем Гульжан не исключает возможности, что вновь приобретет автомобиль через Интернет:

– Если я уже точно буду знать, какую машину хочу, то почему бы не оформить покупку онлайн? И, если при этом мне привезут ее домой с документами и номерами, будет вообще замечательно. Другое дело, что, если я еще не определилась с автомобилем, здесь, конечно, лучше приехать лично и посмотреть варианты вживую.

Ержан свой внедорожник также купил во время карантина.

– Я уже не первый раз покупаю автомобиль в этом дилерском центре. Уже есть доверие к компании. Поэтому, раз уж запланировал покупку, зачем ее откладывать? Онлайн так онлайн. И это оказалось очень удобно. Через Интернет все оплатил, приехал – машина уже готова. Сел и уехал. Не надо ничего ждать. Если дальше можно будет покупать машины онлайн – буду покупать. Очень время экономит, – рассказал Ержан.

Алексей во время карантина только забронировал свой автомобиль класса люкс. Забирал он его уже позже. Однако возможность купить авто через Интернет его заинтересовала.

– Недавно меняли машину отцу. Родители живут не в Алматы. В результате пол-отпуска мотались по автосалонам. Плюс свою машину он поторопился продать и несколько месяцев ждал, пока я приеду, чтобы со мной посоветоваться. А ведь как все было бы просто: зашел на сайт, выбрал город, выбрал модель, оплатил – и машину бы привезли на дом с документами, страховкой и всем прочим. Можно даже попросить бантик завязать. И уже от подарка не откажешься – все оформлено. И мне спокойнее. И время можем провести с большей пользой, – отмечает Алексей.

Дамиру тоже не удалось купить автомобиль во время карантина. Правда, по той простой причине, что на время ЧП были приостановлены выдачи кредитов. Поэтому свой автомобиль он забрал только в июне:

– Для этого мне пришлось ехать из Павлодара в Нур-Султан. Тут уж так получилось. Однако если в будущем у меня будет возможность все оформить онлайн, так, чтобы мне привезли машину домой, я, конечно, этим воспользуюсь. Пусть даже придется доплатить за транспортировку в другой город. Это все равно обойдется дешевле. Да и мне не надо будет тратить время на поездку.

Промежуточные итоги

Как показал наш опрос, большинство покупателей заинтересованы возможностью и преимуществами покупки авто через Интернет. Более того, ряд автосалонов отметили, что после смягчения весеннего карантина вернулись не только офлайн-продажи, но и доля онлайн-продаж выросла на 3-5%. Что подтверждает тот факт, что казахстанцы готовы покупать автомобили через Интернет даже тогда, когда автосалоны открыты.

Директор диджитал-подразделения дилерской группы Orbis Auto Марат Кокенов считает такой интерес более чем закономерным:

«Казахстанский покупатель отреагировал весьма положительно на данный формат, объясню почему. В первую очередь, на нашем рынке уже существуют все инструменты для использования формата онлайн-обслуживания. Изо дня в день наши граждане используют мессенджеры, видеозвонки, смотрят видеообзоры на популярных площадках и, конечно же, пользуются онлайн-банкингом и/или безналичной формой платы за товары и услуги. Во-вторых, наши дилерские центры оперативно отреагировали на текущую ситуацию в Казахстане, да и в мире в целом. И услуга появилась именно тогда, когда она была необходима. И, наконец, не стоит забывать про солидный плюс в виде кешбэка».

К слову, многие проблемы, с которыми столкнулись наши герои, уже решены. Например, во время ЧС не было возможности поставить автомобиль на учет, так же как и внести оплату полностью – существовали банковские ограничения при онлайн-оплатах.

На сегодняшний день многие автодилеры уже отработали все эти вопросы. Соответственно, онлайн уже можно выбрать новый автомобиль или автомобиль с пробегом, оценить свой автомобиль для программы Trade-In, получить кредитный расчет на желаемых условиях, внести за автомобиль предоплату либо полностью оплатить автомобиль и поставить его на первичный учет.

Да, казахстанцы более консервативны, чем те же европейцы или американцы. Для нас покупка автомобиля – это ритуал. Однако, как выяснилось, там, где консерватизм конкурирует с комфортом… мы готовы выбирать комфорт. И, похоже, онлайн-продажи в нашей стране будут и дальше расти!

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новые мощности «Азия Авто» начнут работу в 2021 году

Расторжение соглашения о промсборке между холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и министерством индустрии и инфраструктурного развития стало, без преувеличения, самым громким событием первой половины года в отечественном машиностроении. Заочный диалог между ведомством и крупнейшим автопроизводителем республики сопровождался обильным потоком информационного шума. О том, как сегодня развивается строительство усть-каменогорского автопромышленного кластера, рассказал генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.

22 Август 2020 08:35 24533

Ержан Оразбекович, какова ситуация на площадке проекта сегодня?

Активно ведем строительно-монтажные работы. В июле утвержден обновленный инвестиционный график. Он позволит ускорить процесс строительства и ввести в эксплуатацию мощности первой очереди в 2021 году. Речь о выпуске 50 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации выше 50%. Уже на этом этапе наши производственные площади будут расширены до 93 тыс. кв. м.

При этом конвейер «АЗИЯ АВТО» продолжит работу?

Разумеется. В более интенсивном режиме. Строящиеся цеха сварки и окраски кузова будут встроены в производственную цепочку. Но ключевым его звеном останутся действующие мощности автосборочного завода «АЗИЯ АВТО». Основным продуктом на новых производственных мощностях станет бюджетный автомобиль B-класса, ориентированный на массовый спрос. При этом действующий конвейер «АЗИЯ АВТО» сохранит традиционно обширный портфель брендов и моделей.

Рынок сбыта – ЕАЭС?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» располагает наиболее разветвленной сетью автоцентров на локальном рынке и является единственной казахстанской компанией, владеющей инфраструктурой сбыта и сервиса на территории РФ. Действующая сеть компании насчитывает 43 автоцентра в 31 городе России и Казахстана. Ее возможности достаточны для осуществления продаж и обслуживания автомобилей усть-каменогорского производства – в том числе на этапе после запуска новых мощностей. Перспективы дальнейшего развития товаропроводящей сети предопределит динамика восстановления отрасли.

Каков объем инвестиций в новые мощности на сегодняшний день?

$76 млн.

Эта сумма включает госфинансирование? Или речь только о ресурсах компании?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» последовательно осуществляет инвестиции в новые производственные мощности, пользуясь лишь собственными ресурсами и кредитами частных банков-партнеров. Будучи эффективным, коммерчески успешным бизнесом, наша группа реинвестирует прибыль в создание производств с нуля и их последующее технологическое развитие.

Строящиеся мощности сварки и окраски кузова не стали исключением. Их создание ведется за счет собственных средств холдинга. Государственные институты развития и связанные с ними структуры не выступали в качестве источников финансирования проекта.

Однако без государственной поддержки проект вряд ли мог быть нанесен на карту важнейших объектов индустриализации Казахстана. Именно преференции, предусмотренные законодательством ЕАЭС в формате соглашений о промышленной сборке, позволили направить ресурсы ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» на финансирование строительства новых мощностей и предложить потребителю более доступную стоимость автомобилей усть-каменогорской сборки. Кроме того, в рамках программы «ДКБ-2020» правительством Казахстана была оказана помощь в создании необходимых инженерных коммуникаций нашей производственной площадки.

Иными словами, инструменты поддержки, обеспеченные государством в рамках проекта, трудно переоценить.

И, вероятно, главный вопрос: планируете ли вы заключать новое соглашение о промышленной сборке с министерством индустрии и инфраструктурного развития? Недавние поправки в Предпринимательский кодекс, принятые мажилисом, дают министерству более широкие полномочия.

Прежде всего важно подчеркнуть: действующее соглашение о промышленной сборке между АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» и правительством РК не расторгнуто. Срок его действия истекает 31 декабря 2020 года. Одностороннее расторжение договора возможно лишь в рамках обязательной досудебной процедуры и не иначе как по решению суда. Законные основания для расторжения соглашения о промсборке сегодня отсутствуют, поскольку сроки исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию мощностей сварки и окраски кузова продлены дополнительным соглашением.

Но после 31 декабря этот вопрос так или иначе предстоит решать?

Безусловно. Условия отраслевого регулирования автопрома на пространстве ЕАЭС и сложившийся конкурентный ландшафт говорят о необходимости сохранения преференций, предусмотренных действующим соглашением. Формальных и сущностных препятствий к заключению нового соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года мы не усматриваем. Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» является отраслеобразующим предприятием казахстанского автопрома и абсолютным лидером по производственным показателям, объему налоговых поступлений и числу рабочих мест. Мы планомерно инвестируем ресурсы в развитие технологических мощностей и убеждены, что формальные барьеры, которые могли бы воспрепятствовать продолжению многолетней созидательной деятельности холдинга, противоречат интересам отечественного машиностроения, а значит, было бы логичным их устранить.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!