DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 323,36 Brent 36,55
Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 3612

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Автор:

Алексей Никоноров

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 568

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

Об этом сообщил гендиректор «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев.

15 Май 2020 16:39 1522

«Азия Авто» рассчитывает на переговоры с МИИР по соглашению о промсборке

Напомним, что МИИР заявило, что расторгает соглашение о промсборке с предприятиями АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» из-за неисполнения ими обязательств.

«Мы рассчитываем в ближайшее время по мере того, как снимаются ограничения по передвижению по Казахстану, оказаться в Нур-Султане, чтобы провести ряд необходимых встреч, поскольку эта ситуация с коронавирусом серьезным образом создала проблемы с коммуникациями. Для себя мы понимаем, что отзыв и прекращение действий такого документа, который, по сути, определяет судьбу предприятий, должны обсуждаться предварительно. Чтобы обе стороны были выслушаны, чтобы упреки и претензии, если они есть, были высказаны. Такой возможности у нас пока не было», – сказал Ержан Мандиев в прямом эфире на странице «БИПЭК АВТО» в Instagram.

Завод ориентирован на массовый продукт – производство доступных легковых автомобилей для нужд Казахстана и соседних рынок ЕАЭС.

«Задержка проекта объективно отражает текущую ситуацию, и откровенно говоря, нам и в голову не могло прийти построить некое бутафорское производство, которое можно было бы просто показывать и получать льготы, в чем нас сегодня упрекают», – говорит он.

Сколько вложили в строительство завода?

В целом, по данным компании, в проект – строительство нового завода – было вложено $74 млн. Он пояснил, из чего сложилась эта сумма. Сюда входят нематериальные активы, а именно права на технологию, техдокументацию, права на товарные знаки, на что ушло около $20 млн, здания и сооружения – порядка $38 млн, оборудование, техсредства – $10 млн и остальное – налоги, зарплата и другое.

«Это то, что касается бухучета. А то, что на картинке несколько ангаров выглядят недостаточно эффектно, но мы ведь не для видимого эффекта все это делали, а для развития проекта. Это 20 тыс. квадратных метров. (…) Инвестиции делались в разные периоды, и, соответственно, если их считать и переводить на текущие курсы, то мы выйдем на $74 млн», – говорит он.

Проект предполагает поэтапное строительство. На первом этапе это цеха сварки и окраски мощностью 60 тыс. единиц с перевозкой кузовов на действующий конвейер «Азия Авто», который позволяет производить порядка 80 тыс. авто в год.

В какую сумму оцениваются льготы?

«Мы льготы получали на протяжении длительного времени, курс тенге колебался, мы перевели льготы из тенге в доллары по курсу тех периодов и получили $374 млн – это освобождение от НДС и пошлин в 2002-2019 годах и помощь государства в 20 млн на строительство инфраструктуры. Любой профессионал скажет, это не те деньги, которые можно положить в карман», – говорит он, отмечая, что эти средства давали преимущество перед конкурентами, которое выражалось в конкурентоспособных ценах.

В обмен на льготы компания выплатила в бюджет государства $511 млн, а это на 37% больше. По словам гендиректора автосборочного завода «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, предприятие при этом не было освобождено от соцналогов, налогов на землю, имущество, КПН.

По словам Ержана Мандиева, проект не финансировался БРК.

«В нашем проекте, кроме 20 млн долларов, которые акиматом были вложены по дорожной карте бизнеса на инфраструктуру, нет ни копейки госденег», – говорит он.

Разрыв соглашения с ведомством несет за собой лишение некоторых преференций.

«На первый взгляд, выглядит таким образом, что ввоз готовых автомобилей с уплатой всех сборов будет дешевле, чем сохранять производство в Казахстане с уплатой этих всех налогов», – говорят в компании.

Почему не экспортируют в Россию?

Задавали вопросы по экспорту. На что в компании заявили, что экспортировать в Россию им не позволяет регламент ЕАЭС.

«Когда казахстанские авто могут начать экспортироваться в РФ? Ровно тогда, когда будет запущена сварка и окраска на новом производстве. Именно в этот момент они будут признаны казахстанскими и получат свободный доступ на российский рынок», – ответили в компании.

Говоря о продажах за рубеж, Ерик Мандиев добавил, что у «Азия Авто» есть опыт поставки более 1 тыс. автомобилей в Китай. До 2017 года они вывозили, пока в 2018 году КНР не ввела нетарифный барьер.

«Сейчас темпы развития проекта зависят от того, как будут развиваться казахстанский и соседние авторынки, как быстро они будут восстанавливаться. Автомобильные рынки в период карантина сократились. Достаточно сказать, что 19 наших локаций, все автоцентры были закрыты. Мы не могли продавать автомобили, иметь выручку», – говорит он.

Отвечая также на критику в соцсетях, Мандиев сообщил, что компания не будет инвестировать в локализацию двигателей, в этом нет целесообразности, иначе автомобили повысятся в цене.

О зарубежных инвестициях

За 2002-2019 годы 14% инвестиций, или $72 млн, пришлись на Россию. Совместно с АвтоВАЗом было создано СП, а это 19 автоцентров в 12 регионах России.

«Мы с удовольствием решили попробовать силы на их площадке, все автоцентры вышли на самоокупаемость, приносят деньги. Это не убыточная инвестиция. Главная идея была в создании плацдарма для экспорта нашей продукции с нашего нового завода, это не красивые слова, а реальность», – говорит он. Сегодня это предприятие является 100% «дочкой» «БИПЭК АВТО».

Также он рассказал о том, как создавалась компанией логистика, был закуплен транспорт в виде вагонов, фур и авто, социальная инфраструктура в виде санатория «Рахмановские ключи».

Напомним, группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» ранее обратилась к правительству с просьбой решить создавшуюся ситуацию вокруг расторжения соглашения с МИИР. В состав группы входят сервисно-сбытовые сети в Казахстане и России, казахстанский автосборочный завод «Азия Авто», строящийся автомобильный завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан». В числе направлений деятельности холдинга – строительные подразделения (департамент строительства АО «БИПЭК АВТО Казахстан», Россика Пласт), собственные туристические площадки (санаторий «Рахмановские ключи», курорт «Нуртау»).

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: