Напомним суть конфликта: в дом отдыха "Шахтер" и санаторий "Жартас" ездят шахтеры и металлурги компании "АрселорМиттал Темиртау" – там работники получают лечение, оздоровительные массажи, лечебные ванны, передает inbusiness.kz. Шахтеры и металлурги со своими семьями проводят время на природе Каркаралинска.
Большую часть стоимости путевки оплачивает "АрселорМиттал Темиртау". Для ухода за отдыхающими "Арселор" привлек подрядчика с командой поваров, уборщиков, прачек, чтобы они кормили шахтеров и металлургов, меняли постельные принадлежности в номерах и следили за порядком на объектах отдыха.
Этим подрядчиком стала фирма BackupService Resorts. Каждый месяц "Арселор" платил АВАНСОМ по 110 миллионов тенге фирме за услуги питания и лечения шахтеров и металлургов. Срок действия договора – 1 год с автоматическим продлением еще на один календарный год, если стороны не направят друг другу уведомление о прекращении действия договора за 30 дней до окончания срока действия.
После истечения первого года в декабре 2021 года договор продлился еще на один календарный год.
Продлевать договор на третий год "Арселор" не пожелал, поскольку стал получать жалобы от отдыхающих. Расторгать или продлевать сотрудничество – это право сторон. Тут принуждения быть не может. Но BackupService Resorts отказалась освобождать "Шахтер" и "Жартас", настаивая на продолжении сотрудничества со ссылкой на неправильную процедуру расторжения договора.
"Арселор" уверяет, что договор расторгнут правильно – было неоднократно уведомление о разрыве договорных отношений по причине истечения срока договора. Но подрядчик настаивает, что процедура была нарушена.
Экономический суд вынес решение в пользу подрядчика и удовлетворил иск, признав прекращение договоров с 9 и 21 декабря незаконным. В части признания договоров действующими суд прекратил производство ввиду того, что 31 декабря 2022 года действие договоров истекло и никто не может быть понужден к заключению договора.
Здесь же, поскольку судья обязан по закону в мотивированной части обосновать свое решение (мотивировочная часть решения – это некий фундамент, на котором строится решение), суд указал, что договоры прекратили действие 31.12.22 года.
Однако это не устроило подрядчика, и он подал апелляцию в Карагандинский областной суд. Юристы этой фирмы заявили в облсуде, что согласны с решением экономического суда, но просят исключить в мотивировочной части сведения о том, что договоры прекратили свое действие 31 декабря, считая, что этой формулировки не должно быть в решении суда.
По мнению юристов БСР, автоматическое продление договоров на еще один календарный год означает период времени с 9 и 21 декабря 2021 года до 31 декабря 2021 года (т. е. на 22 и на 10 дней), и поскольку заказчик не уведомил о прекращении действия договоров 1 декабря 2021 года, договор заключен на неопределенный период после 31 декабря 2021 года.
Им возразил юрист "Арселора".
"Истец просит признать договоры действующими. Фактически истец требует понуждения к продлению договора, который уже истек. Есть понятие "свобода договора", что предусмотрено Конституцией. Любое юридическое лицо вправе самостоятельно выбирать себе контрагентов и заключать договор. Понуждение к заключению договора не допускается – это статья 380 Гражданского кодекса. Оба договора с подрядчиком заключены на 1 год! После истечения этого года договор продлевается, если стороны не имеют друг к другу претензий. Мы уведомили эту компанию о прекращении сотрудничества ЗА МЕСЯЦ до истечения срока действия договора. Не за 10 дней, а за месяц, как и положено. У "Арселора", как у заказчика, как у собственника зданий, в конце концов как у владельца денег, которые нужно платить исполнителю, есть право прекратить взаимоотношения. И "Арселор" этим правом воспользовался. В действиях "АрселорМиттал Темиртау" нет незаконных действий", – заявил в суде юрист "Арселора".
Снесите фундамент, но оставьте дом
Юрист "Арселора":
"Доводы истца о том, что суд не должен был указывать в решении срок действия договора, они несостоятельны. Почему? Потому что в соответствии с нормативным постановлением Верховного суда "О судебных решениях по гражданским делам", а также в соответствии со статьей 224 Гражданского процессуального кодекса решение суда должно быть обоснованным. Под словом "обоснованным" понимается соответствие всем фактическим данным. Судья, устанавливая истину и вынося судебный акт, должен обосновать свое решение. Чтобы установить, законно ли "Арселор" прекратил сотрудничество с подрядчиком, суд должен понять, а когда именно эти договоры действительно подлежат прекращению. И суд установил, что 31 декабря 2022 года срок договоров истекает, согласно условиям договора. Не установив этой даты, суд не может сказать – законно были прекращены между нами отношения или незаконно. На этом и основано решение суда. Это то же самое, что просить снести фундамент, но оставить дом", – заявил представитель АО "АрселорМиттал Темиртау".
Юрист "Арселора" объяснил суду, что имущество дома отдыха "Шахтер" и санатория "Жартас" переданы подрядчику только лишь для оказания услуг шахтерам и металлургам – это кухонные плиты, столы, посуда, прачечная, кровати в номерах, все имущество в номерах и так далее.
"Имущество предоставлено. Это то же самое, если я загоню автомобиль на автомойку и открою двери, дав автомойщикам доступ к салону авто. Так и санаторий "Жартас", и дом отдыха "Шахтер" предоставлены исполнителю для того, чтобы они оказывали услуги нашим шахтерам", – сказал юрист "АМТ".
Какими будут выводы апелляционной инстанции Карагандинского областного суда, будет известно 27 апреля.